«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»
В. А. Сухомлинский.
Музыкальные семейные гостиные «Дружат взрослые и дети!» — инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников, способствующая созданию благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых.
Ни одно из искусств не действует так сильно и непосредственно на чувства человека, как музыка. Она передаёт тончайшие оттенки переживаний, недоступных слову. Согласно открытиям ученых занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память.
Музыкальное воспитание в детском саду является одним из средств формирования личности ребенка, но это невозможно без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
К сожалению, не все родители осознают свое предназначение, не обладают достаточными знаниями и навыками эффективного взаимодействия с детьми. Семья в наше время становится нестабильной, конфликтной, разрушается ее культура, теряются навыки материнского и родительского поведения. Педагоги, сталкиваясь с проблемами ребенка, понимают, что за ним стоит его семья, и вместе они составляют единое целое. И чтобы ему помочь, нужно входить в контакт с этим уникальнымсоциальным институтом. Как это осуществить в современных условиях общественного воспитания, учитывая особенности современной семьи?
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения является важным аспектом развития личности каждого ребёнка.
В своей педагогической деятельности мы активно используем технологию конструктивного взаимодействия ДОУ и семьи в проблемном поле воспитания дошкольника. Данная технология позволяет воспитывающим взрослым (педагогам, родителям) лучше понять друг друга, снять напряжение в отношениях, оказать поддержку и помощь в воспитании и развитии дошкольника.
Родители наших воспитанников являются активными участниками творческих проектов, праздников, театральных фестивалей, семейных гостиных, мастер-классов, акций и т. д.
Мы хотим представить музыкальные семейные гостиные «Дружат взрослые и дети!», цель которых — создание благоприятной атмосферы для сближения детей и взрослых, радости совместного творчества.
Изначально нашу музыкальную семейную гостиную мы назвали «Играй, малыш!», но в процессе работы, видя заинтересованность родителей (к нам стали приходить не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, братья, сестры, тети и дяди), название решили изменить.
Эта форма работы дает возможность родителям научиться взаимодействовать с ребенком в игре, встать на его позицию, через совместную деятельность понять его чувства и переживания.
Встречи, проводимые в форме семейных гостиных, позволяют организовывать равноправное участие детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности, а также приобщать их к участию в жизни детского сада.
Нами был разработан цикл сценариев с учётом индивидуальных особенностей детей раннего, младшего дошкольного возраста и родителей.
Перспективный план
Период прохождения |
Тема |
Задачи |
Октябрь |
Золотая осень |
|
Ноябрь |
Мамин день |
|
Декабрь |
Ёлочка — красавица |
|
Январь |
Рождественские встречи |
|
Февраль |
Всемирный день Доброты Масленица |
|
|
||
Март |
Милая мама |
|
Апрель |
Сказка-сказка, приходи! |
|
Май |
День семьи |
|
В наших гостиных проходят мастер-классы:
- Изготовлениемузыкальных шумовых инструментов.В современных магазинах представлен огромный выбор детских музыкальных инструментов, но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да и необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. На наш взгляд, мы нашли хорошее решение. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент помогает приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много — желание и чуть-чуть выдумки!
- Подготовка подарков для мам и бабушек. Подарки всегда приятно не только получать, но и дарить. А если дарить подарок, изготовленный своими руками, то это вдвойне приятно. Букет цветов, сделанный и подаренный маме или бабушке, оставляет приятный след в душе ребёнка на долгое время.
- Изготовление новогодней игрушки. Сакраментальный смысл Нового года и Рождества — в сближении членов семьи. А что сближает людей лучше совместных занятий творчеством?! Изготовление новогодних игрушек своими руками — это само по себе занятие увлекательное, не говоря уже о его результатах — оригинальных новогодних украшениях, которые можно повесить на елку. Это любимое занятие наших детей.
В наших музыкальных семейных гостиных мы занимаемся театрализованной деятельностью, которая является одним из результативных средств сближения взрослого и ребенка. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. А кукольный спектакль, показанный родителями, доставляет огромное удовольствие как взрослым, так и детям.
Много играем, танцуем, поем. А знакомые с детства мелодии в живом исполнении дарят море позитивных эмоций и объединяют разные поколения.
В конце встреч родители искренне благодарят нас:
Мама Алёши Е.: «Спасибо за отдых после работы и перед длинным вечером с уроками и домашними заботами»;
Мама Миланы С.: «А я вдруг увидела свою дочку другими глазами:оказывается, у меня растет творческая девочка!»;
Тётя Насти П.: «Вы знаете, я перестала стесняться теперь, замыкаться в себе…»;
Бабушка Дениса З.: «Теперь я знаю, чем занять своих внуков, когда они ко мне приходят»;
Мама Вари К.: «Эти шумовые игрушки так нравятся нашим детям — и племянникам моим, и соседским деткам»;
Папа Софьи И.: «Спасибо вам, дорогие педагоги, что раскрываете в нас и наших детях такие таланты, такие возможности! Ну вот, а мы только и знаем, что работаем, работаем, работаем…».
Творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни — существенный признак нравственного здоровья. Когда дети живут и воспитываются в доброжелательной и гармоничной среде взрослых, добровольно участвуя в совместных творческих процессах, нравственные качества формируются естественно и целостно, легко становясь нормой и открывая путь к нравственно–здоровому, социально–позитивному образу жизни.
Во время игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок осознает свою важность и значимость, ему доставляет радость совместная деятельность с мамой и папой. Родители осознают необходимость игры в период дошкольного детства. Детско — родительские отношения приобретают конструктивный характер.
В результате наших встреч родители стали более активными, открытыми, они вносят предложения по тематике музыкальных семейных гостиных, участвуют в их подготовке и проведении, а самое главное, используют приобретенный опыт в организации детского досуга дома.
Литература:
- Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева «Детский сад и семья», Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2007г.
- М. М. Протащик «Я помню, я горжусь»// Альманах родительского университета № 5, Москва, «Планета», 2016 — стр.78.
- М. Чистова «Литературное чтение в семье» // Альманах родительского университета № 5, Москва, «Планета», 2016 — стр.82.
- В. В. Ужастова «Краски и запахи моего детства» // Альманах родительского университета № 5, Москва, «Планета», 2016 — стр. 84.
- О. В. Удотова «Родительский открытый университет: приёмы активизации родителей» // Альманах родительского университета № 5, Москва, «Планета», 2016 — стр. 99.
- С. А. Качукова, Т. В. Коновалова «Путешествие в мир театра» //Альманах родительского университета № 5, Москва, «Планета», 2016 — стр. 194.