Святое кадетское братство,
Содружество юных сердец –
России и честь, и богатство
Опора её и венец.
В статье описан опыт работы по созданию условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции. Патриотическое воспитание сегодня — это социальная потребность Российского общества. Признано, что основным институтом патриотического воспитания является система образования.
Ключевые слова: социальная активность людей, духовно-нравственная культура воспитанников, создание развивающей предметно-пространственной среды, кадетская группа.
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире — это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. В реформируемом российском государстве стратегическая цель социального развития сформирована как построение правового государства и гражданского общества. Следовательно, важнейшей задачей российского общества сегодня является воспитание гражданина и патриота. Решение практической задачи связано с включением подрастающего поколения в общественно значимую деятельность.
Поэтому создание кадетской группы вызвано нашей убежденностью в необходимости формирования у воспитанников чувства ответственности за судьбы России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
Реализация программы учитывает историческое и культурное наследие кадетского движения в России, её духовных ценностей и традиций, системности, преемственности в воспитании патриотизма с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников, многообразие форм, методов и средств духовно-нравственного и патриотического воспитания.
На сегодняшний день муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 99 «Крепыш» г.Волжского Волгоградской области» располагает в полной мере всеми предполагаемыми элементами для успешной реализации формирования программы и развёртывания кадетской группы как внутрисадиковской образовательной и воспитательной структуры.
Нас учат здесь быть стойкими исмелыми,
Воспитывают внас командный дух...
Мы без пяти минут— уже военные,
Готовые от бед хранить страну!
Воспитательно-образовательная работа осуществляется в соответствии с задачами годового плана, Концепцией дошкольного воспитания, реализуемыми образовательными программами.
Базовый компонент образования в МДОУ:
— Основная образовательная программа ДОУ
— Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2014.
Педагогическая деятельность направлена на гармоничное взаимодействие всей структуры педагогического процесса, в центре которой ребенок — дошкольник. Образовательная деятельность в МДОУ осуществляется в соответствии с учебным планом.
В работе с детьми используются современные формы организации обучения: предпочтение отдается подгрупповой и индивидуальной, но используются фронтальные и коллективные формы.
Образовательная деятельность проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Во исполнение «Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493), необходимо реализовать программы дополнительного образования по повышению качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию.
Задачами государственной программы являются: совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства. Создание условий для развития духовно — нравственной культуры воспитанников, их активной жизненной и гражданской позиции в рамках социально-ориентированной деятельности.
МДОУ является открытым для сотрудничества образовательным учреждением и на договорной основе осуществляет сотрудничество с МБОУ Кадетская школа.
В ООП дошкольной организации, в вариативной части с учетом регионального компонента реализуется Программа «Воспитание маленького волжанина» (под ред. Е. С. Евдокимовой.), отражающая специфику культурно-исторических, этнических, социально — экономических, климатических условий Нижневолжского региона.
Программа «Воспитание маленького волжанина», являясь основой разработки части содержательного раздела, направлена на решение задачи — воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Поэтапное взаимодействие детского сада, семьи, учреждений дополнительного образования и культуры, ориентированных на воспитание гражданина и патриота малой родины — Нижнего Поволжья, представлено в технологическом модуле программы.
Необходимость включения данного раздела в программу развития ДОУ обусловлена тем, что работа по программе «Воспитание маленького волжанина» находится лишь на начальном этапе и требует более тщательной разработки в соответствии с условиями и контингентом воспитанников ДОУ.
При реализации ФГОС ДО на первый план выходят активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы, обогащения образовательного процесса за счет создания развивающей предметно — пространственной среды, активного включения в него семьи, образовательных ресурсов окружения. Этот подход фокусирует внимание на качестве педагогической работы, т. е. на качестве педагогических процессов и созданных для них условий.
Определить качество образования в образовательной организации (внутренняя система оценки качества) или системе образования — значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в ФГОС ДО.
Одним из важных направлений диагностической работы является исследование протекания адаптации к новым условиям обучения учащихся 1-х классов. Диагностика уровня адаптированности школьников проводилась дважды — в начале и конце учебного года. С этой целью изучались определенные особенности: эмоциональный фон, мотивация детей к учебной деятельности, основные мотивы учения.
Основными пользователями результатов системы оценки качества образования учреждения являются: педагоги, воспитанники и их родители, педагогический совет дошкольного учреждения, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования, аттестации педагогических работников.
Положительные аспекты
1. Наблюдается позитивная динамика протекания адаптации первоклассников.
2. Систематезирован материал для гражданско — патриотического воспитания детей: богатый дидактический материал (серии картин, речевые игры, репродукции), уголки малой Родины, детские библиотеки в группах с научным и художественным фондом, мини музей и др.
3. Родители участвуют в совместных с детьми проектах и образовательных событиях.
Ожидаемые результаты
- создание благоприятных условий для интеллектуального, духовно-нравственного, эмоционального, психического, физического формирования личности кадетов, всемерного роста их способностей и творческого потенциала;
- воспитание у кадетов любви к Родине и её традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества
- обеспечение получения дошкольниками образования в пределах государственных образовательных стандартов на повышенном уровне, начальных знаний и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии на гражданском или военном, общественном или ином достойном поприще в сфере государственных интересов и дальнейшего обучения в соответствующих учреждениях профессионального образования;
- формирование у детей высокой общей культуры, нравственных и морально — психологических, деловых и организационных качеств, способствующих выбору жизненного пути в пользу высоконравственного и ответственного служения своему народу;
- привитие чувств чести и достоинства, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
- овладение навыками здорового образа жизни, начальной военной подготовки, коммуникативной культуры; умениями оценивать и сознательно выстраивать отношения к себе, другим людям, обществу.
Литература:
- Гейнгардт Н. С. Программа патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
- Друкарев А. А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
- Данченко В. Российская рыцарская академия. — «Орел», 1992, № 1, с. 3.
- Исаков ЕЛ. Военная быль: о доблести, добре и красоте. М., 2000.
- Крылов В. М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
- Михайлов А. А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999
- Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов РФ и их популяризации» от 01.03.2002 г.
- Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ» от 10.05.2001 г.