В статье рассмотрен организационный механизм функционирования международного туризма. В его рамках определены необходимые условия для его развития, описываются факторы, под влиянием которых формируется сфера международного туризма. Также уделено внимание электронному бизнесу в международном туризме.
Ключевые слова: международная экономика, международный туризм, организационный механизм международного туризма, рынок туристических услуг, функции туризма, инфраструктура международного туризма, электронный бизнес
Имидж страны в мире и ее роль в международной торговле во многом определяются состоянием и уровнем конкурентоспособности сферы международного туризма. В последнее время международный туризм стал той отраслью, роль которой в международной экономике существенно возросла благодаря стремительному развитию. Наряду с развитием сферы туристических услуг существенный подъем также наблюдается и в тех секторах экономики, которые играют важную роль в создании инфраструктуры международного туризма, прежде всего это транспорт, гостинично-ресторанное хозяйство, торговля, связь, информационно-коммуникационная сфера, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство широкого спектра непродовольственных товаров и др. А это, в свою очередь, повлияло на структурные изменения в экономике.
Анализ последних публикаций. Роль туризма в мировой экономике, основные проблемы, условия и факторы развития международного туризма рассматриваются многими отечественными и зарубежными учеными. Вклад в социально-экономическое развитие туризма, его значение для мировой экономики, в том числе с учетом современных мировых тенденций, прежде всего глобализации, интернационализации, отмечают в своих исследованиях ученые: Ред Шериф Джон Пиотровский, Симон Милн, Иветт Резинджер, А. В. Бакурова, Л. А. Иванова [1–8].
Несмотря на значительный интерес к исследованию международного туризма, многие аспекты его функционирования требуют дополнительного внимания, в частности организационный механизм.
Цель исследования. Изучить международный туризм и функционирования в нем электронного бизнеса.
Изложение основного материала. Массовый туризм стал феноменом ХХ столетия благодаря его стремительному развитию, о чем свидетельствуют данные роста объемов туристических услуг и туристических потоков. Ускоренное развитие международного туризма состоялся преимущественно в странах, где были созданы надлежащие экономические и организационные условия.
Организационный механизм международного туризма следует рассматривать как совокупность условий, необходимых для обеспечения развития международного туризма, и факторов, на него влияющих. Для развития международного туризма необходимы определенные условия и развитая материально-техническая база. Оценивая конкурентоспособность стран на рынке международного туризма, исследуют и учитывают:
− Состояние политико-правовой базы регулирования сферы туризма в стране;
− Тенденции бизнес-среды и развитие туристической инфраструктуры;
− Ресурсный потенциал.
Важным условием развития индустрии международного туризма является политико-правовая среда, что предполагает наличие определенной правовой основы, обеспечение экологической устойчивости и охраны окружающей среды, обеспечения надлежащего уровня безопасности и охраны, развитие системы здравоохранения и гигиены, признанные на государственном уровне приоритеты развития сферы туризма. С точки зрения международного права отношения в сфере международного туризма по своей природе являются отношениями, осложненными иностранным элементом. Следовательно, политическая среда страны должна принять меры по обеспечению надлежащих условий ведения бизнеса и соответствовать системе регулирования международного и внутреннего туризма с учетом имеющихся международных норм, способствовать упрощению визовых, таможенных, пограничных формальностей; обеспечивать надлежащие конкурентные условия.
В свете повышения террористических угроз, дестабилизации политической обстановки в мире, возникновение военных конфликтов обеспечения безопасности и охраны туристов требует усиления роли государства и совершенствования системы обеспечения безопасности туристов, также находится в поле правового обеспечения сферы международного туризма. Наличие надлежащей системы охраны здоровья, высокий уровень комфорта и гигиены в учреждениях туристической индустрии — весомый фактор конкурентоспособности страны на рынке международного туризма. Необходимым условием развития международного туризма в стране является государственное регулирование и наличие программ, которые бы определяли приоритеты развития отрасли. От их обеспеченности соответствующими ресурсами, в частности человеческими, финансовыми, материальными, зависит эффективность функционирования сферы туризма.
Туризм — индустрия, которая характеризуется многогранностью, комплексностью, включает различные, взаимосвязанные между собой виды деятельности. Поэтому о состоянии международного туризма свидетельствует развитие туристической инфраструктуры, наиболее важными составляющими которой является транспортная инфраструктура, туристическая индустрия и индустрия гостеприимства, сфера услуг.
Доступность к территориям и скорость передвижения туристов во многом определяются развитием воздушного, наземного, водного транспорта. Авиационные компании, аэропорты, состояние воздушного транспорта определяют потенциал воздушных перевозок, который выражается в количестве и дальности полетов, численности перевезенных пассажиров. Именно развитая инфраструктура авиационного транспорта обусловливает развитие международного туризма в регионе. Важное значение также имеет инфраструктура наземного транспорта, обусловливает масштабность и качество передвижения как по стране, так и за ее пределами. Инфраструктура наземного транспорта характеризуется транспортной доступностью до туристических, культурных бизнес-центров; качеством дорог, размещением железных дорог и портов, вокзалов, развитием придорожных служб.
Развитие туристической сферы в стране определяется туристической инфраструктурой, которая включает прежде всего организаторов туризма (туроператоров и турагентство), а также гостиницы и другие предприятия системы размещения предприятия ресторанного хозяйства, учреждения аттракции и развлечений. Существование туристической сферы невозможно без организаторов туризма. Именно они являются участниками туристического рынка, которые формируют туристический продукт и обеспечивают его продажу, предоставляют другие туристические услуги. Комфортность условий пребывания обусловлено развитием индустрии средств размещения, основу которых составляет гостиничное хозяйство. Уровень материально-технической базы объектов гостиничной индустрии, разветвленность и разнообразие сети, качество обслуживания, обеспеченность туристов современным жильем и бытовыми услугами — весомая предпосылка развития международного туризма. Важными составляющими современной инфраструктуры туризма являются финансовые учреждения, в том числе банки, автотранспортные предприятия и др.
Своеобразным ускорителем развития международного туризма стали процессы информатизации общества и развитие информационно-коммуникационных технологий. Особое значение для конкурентоспособности страны на рынке международного туризма приобретают инфраструктура информационно-коммуникационных технологий, развитие сети Интернет и доступность к ней, разработка и внедрение программного обеспечения, развитие электронной коммерции.
Электронный бизнес представляет собой экономическую деятельность, направленную на осуществление основных бизнес-процессов с использованием информационных и телекоммуникационных технологий с целью получения выгод. Он позволяет использовать более экономичные каналы связи с целевыми рынками, обеспечивает простой и быстрый для потребителя способ приобретения товаров и услуг, высокий уровень обслуживания и удержания клиентов, способствует сокращению затрат благодаря большей эффектности внутренних операций и коммерческих процедур.
Электронный бизнес по типу субъектов, взаимодействующих между собой, разделяется на следующие категории:
- бизнес-бизнес (Business-To-Business, В2В) — «концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс Интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчающих его взаимодействие с бизнес-партнерами». [1] Взаимодействие между предприятиями переводится на уровень общения информационных систем. При недостаточном уровне автоматизации применяется форма контролируемого доступа работников предприятия-партнера к внутренним информационным ресурсам предприятия. По этой схеме в туризме функционирует система бронирования «туроператор — турагент». Такие системы используются не только для совершенствования бизнес-процессов, а также как мощный маркетинговый инструмент формирования агентской сети;
- бизнес-потребитель (Business-To-Consumers, B2C) — «концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчают его взаимодействие с потребителями (Интернет-магазин)» [1, c. 12];
- потребитель-потребитель (Consumers-To-Consumers, С2С) — «концепция обмена опытом приобретения того или иного товара, взаимодействия с той или иной фирмой» [2, c. 32];
- бизнес-администрация (Business-To-Government, В2G) — «концепция построения бизнес-процессов предприятия и комплекс интернет-технологий и инструментов, обеспечивающих повышение прозрачности предприятия и облегчают его взаимодействие с административными органами» [3];
- потребитель-администрация (Consumers-To-Government, С2G) — концепция взаимодействия потребителя с административными органами (социальная, налоговая сферы).
Для различных субъектов туристической деятельности существуют свои страны. Этот процесс электронного бизнеса, который значительно отличается у предприятий- посредников и предприятий-производителей услуг. В первой стратегии электронный бизнес направлен на переход к электронному маркетингу, создание технологической инфраструктуры, на более гибкие формирования туристического продукта и сбора туристической информации. У предприятий-производителей туристических услуг стратегия связана с реорганизацией инфраструктуры и модернизацией технологических процессов, созданием и продвижение сайта и др.
Литература:
- Абдуразакова Я. М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. Сер. Экономика. — 2010. — № 2-С. 34–36.
- Аримов С. Система бронирования для отелей / С. Аримов // ТУТ турист. технологии. — 2007. — Март. — С. 62–65.
- Бримсон Д. А. Стратегия реинжиниринга для совершенствования работы организации [Электронный ресурс] / А. Джеймс Бримсон. — Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/bpr/reengineering_strategy.shtml
- Информационный рынок России стремительно развивается [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num = 3&bid=105·52KБ.
- Запесоцкий А. С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика / А. С. Запесоцкий. — СПб.: СПбГУП, 2013. — 352 с.
- Пряникова Ю. Не знаешь сам — посмотри на лидера / Ю. Пряникова // Комп&ньон. — 20106. — № 4. — С. 42–44.
- Средства новых информационных технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tmn.fio.ru.
- Internet World Stats. — Wau of access: http://www.internetworldstats.com.