В последние годы в связи с введением ФГОС педагоги развивают у обучающихся метапредметные умения и навыки. Одним из таких видов работы может быть создание видеом.
Создателем этого термина был поэт Андрей Вознесенский. Вознесенский экспериментировал в области художественной формы. Поэт создавал «видеомы», в которых стихи совмещались с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями. Он считал, что такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным. [1]
В филологии подобный метод можно использовать для создания зрительных образов через ассоциации.
На уроках русского языка видеомы помогают запомнить написание словарных слов.
Со словом можно связать какие-то яркие образы, что-то необычное, удивительное, и запомнить непроверяемую букву интересно, «оживив» ее, создав какой-либо «образ» в конкретном слове. [2]
Для этого необходимо соединить трудную орфограмму словарного слова с яркой ассоциацией, которая вспомнится при его написании.
Процесс создания рисунка состоит из следующих этапов.
- Поставить ударение в слове.
- Придумать ассоциативный образ, связанный со словом.
- Написать все буквы слова, ярко выделив рисунком ту, которая вызывает трудности при написании.
Рисунки следует делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при запоминании, иначе происходит «нагромождение» образов. Изображение должно обязательно соответствовать смыслу слова.
Например, словарное слово «хоккей» ассоциируется с игрой на льду. Значит, можно изобразить букву О в виде шайбы, а две буквы К как хоккеистов.
Эта методика развивает устойчивость внимания, воображение, формирует навыки грамотного письма.
На уроках литературы эффективным средством формирования метапредметных учебных действий является создание видеом к изучаемым стихотворениям.
Обучающиеся делятся на группы: одни пишут сценарий, другие ищут иллюстрации (рисунки) и музыку (песню), третьи составляют видеоряд к стихотворению и монтируют клип в программе Windows Movie Maker.
Разработка сценария начинается с внимательного чтения стихотворения. Затем в каждой строфе выбирается ключевая фраза и в соответствии с ней составляется перечень сюжетных рисунков к этим предложениям. Подходящие рисунки выбирают в любой поисковой системе. В качестве фонового сопровождения используется песня, положенная на выбранное стихотворение.
Потом материалы систематизируются при монтировании, добавляются видеоэффекты.
Сформированный видеоролик демонстрируется на уроке при изучении произведения.
Каждая такая работа — это ассоциации по аналогии с видеомой, основанные на ключевых моментах творчества поэтов, способствующие созданию целостного образа произведения. Составление таких видеороликов повышает мотивацию к обучению и развивает творческие и интеллектуальные способности.
Таким образом, в результате применения видеомы:
- Повышается эффективность образовательного процесса за счет показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.
- Развивается познавательная активность обучающихся.
- Повышается мотивация к обучению.
- Формируются навыки работы с информацией (производить поиск, отбор, упорядочивание, выстраивание логических связей).
Литература:
- http://www.liveinternet.ru. Заглавие с экрана: Андрей Вознесенский. «Визуальная поэзия».
- https://sites.google.com.Заглавие с экрана: Словарные слова: как учить.
- Е. И. Беглова, Г. Б. Наумова.Лингвистический анализ жанра видеомы в творчестве В. П.Вишневского. Ярославский педагогический вестник, 2010г., № 4,том I(Гуманитарные науки).
- Кулакова Е. А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.