В статье рассматриваются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. Предлагаются два основных направления работы с родителями: информационного плана и обучающего характера.
Ключевые слова: социализация детей, младший дошкольный возраст, взаимодействие ДОУ и семьи
Как известно, человек — существо социальное и формируется при наличии общественных условий жизни. Адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам называется социализацией личности. Так же она происходит через процесс саморазвития и самореализация.
В дошкольном возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребёнка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются родители или лица, заботящиеся и общающиеся с ребенком и детский сад — в первую очередь воспитатели.
Семья имеет важное значение в вопросах социально — эмоционального развития детей. Только сотрудничая с родителями дошкольников, можно добиться хороших результатов в воспитании детей. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально — эмоционального развития [3].
Семья и детский сад — два воспитательных института, каждый из которых даёт ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формирование личности.
Родители и педагоги должны объединять свои усилия, чтобы обеспечить детям защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
В младшем дошкольном возрасте рассматриваются проблемы развития ребенка и решаются вопросы ранней социализации детей в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Методы, формы работы с родителями в настоящее время очень разные. Но, обобщив, в практической работе можно выделить два направления взаимодействия с семьей. Первое — информационного плана — знакомство родителей с возрастными особенностями детей. Для этого разрабатываются консультации «Я — детсадовец», «Навыки и привычки», «Познай себя как родитель» и т. п. С целью привлечения внимания родителей к оздоровительным мероприятиям им предлагается ознакомление с тематической подборкой консультаций: «Обойдемся без лекарств», «Значение режима для воспитания», «Нетрадиционные формы оздоровления», «Прогулки» и т. д.
Второе направление работы — обучающего характера, научить родителей руководить детской деятельностью, показать игровые приемы.
Одной из форм взаимодействия является круглый стол с целью помочь родителям найти ответы на интересующие вопросы. Главный момент — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания ребенка в семье.
С целью изучения семей, установления контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка родителями заполняются социальные анкеты: «Будем знакомы», «Любимые игрушки детей», проводятся беседы, анализ детских работ, оформляются фотовыставки.
На заседаниях родительского клуба родителям демонстрируются фрагменты детской совместной деятельности с взрослым. Совместные праздники, семейные фестивали и досуги дают бесценную возможность родителям поиграть, порисовать, пообщаться со своим ребенком. Оформление фотовыставки «Режим дня» помогает родителям увидеть режимные моменты группы. Живой интерес и даже удивление у родителей вызывают детские работы — аппликации, рисунки и поделки. Особую радость приносят работы, посвященные праздникам.
Таким образом, социализация ребёнка в группе сверстников, способствует осознанию своего социального «я».
Именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная социализация ребёнка. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата- правильной и полной подготовки ребенка к условиям внешнего мира, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.
Литература:
- Бочкарёва О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. — Волгоград: ИТД «Корифей». 112 с.
- Иванова Т В. Адаптация ребенка в ДОУ — Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.
- Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2008.-128с.