Тема: Звук К.
Цель: Автоматизировать звук в позициях перед гласным, после гласного и между гласными.
Задачи:
образовательные:
– тренировать учащихся выделять звук К в речи и правильно произносить его (Макарова А. заменяет звуком Т),
– тренировать учащихся в чтении и письме слогов и слов с буквой К;»,
– способствовать закреплению понятий «Начало (конец, середина) слова, ударение, предметы, гласная, согласная»;
коррекционно-развивающие:
– корригировать фонематические процессы через различение речевого материала на слух;
– корригировать устную и письменную речь учащихся через работу над разными компонентами речи;
– развивать зрительную и слуховую память через заучивание материала;
– корригировать эмоционально-волевую сферу через формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
здоровьесберегающие:
– способствовать созданию благоприятного психологического климата на занятии;
– предупреждать умственное и мышечное утомление;
– соблюдать режим охраны зрения.
Оборудование: ноутбук, метроном, настенный алфавит.
Ход занятия
Этапы занятия |
Виды работ на этапе |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Какие задачи решались входе выполнения заданий |
I. Орг. момент. |
Рассаживание детей. |
Предлагает детям сесть, называя их по именам. Проверяет посадку детей. |
Садятся, услышав своё имя. |
1. Настроить на занятие. 2. Корригировать слуховое внимание. |
Рассматривание предметов, приготовленных к уроку. |
- Назовите предметы, которые приготовили к уроку. |
- Ручка, тетрадь, карандаш, учебник. |
1. Активизировать названия учебных предметов в речи. 2. Продолжать знакомить с понятием «Предметы». 3. Снять страх перед высказыванием в присутствии посторонних людей. 4. Проверить состояние звука К в речи детей. |
|
Запись числа в тетрадях. |
Организует работу по ориентации в тетради. —Сколько строчек нужно пропустить. —Посчитай до двух. |
Выполняют задания учителя. |
1. Учить ориентироваться в тетради. 2. Развивать умение понимать устную речь. 3. Учить применять знания, полученные на уроках математики на практике. |
|
II. Основной этап. |
||||
II.1. Актуализация знаний. |
Фонетическая ритмика. |
- Будем говорить звук К. Произносит звук К с движением фонетической ритмики; слоги ка; затем эк; Хором произносят слог ко на одном выдохе 2, 3, 4 раза. |
Смотрят и повторяют. |
1. Корригировать произношение звука К и гласных. 2. Развивать согласованность голоса и телодвижений. 3. Развивать силу голоса и тембр голоса и длительность речевого выдоха. |
Соотнесение звука с буквой и сообщение темы и цели урока. |
- Какой звук мы говорили? |
Отмечают букву в настенном алфавите, отвечают, что это согласная. |
1. Автоматизировать звуко-буквенные связи. 2.Способствовать запоминанию алфавита. 3.Расширять поле зрения при чтении. |
|
Письмо буквы К. |
Показывает, как правильно писать букву К. |
Наблюдают и пишут. |
1. Корригировать письмо буквы К. |
|
II. 2. Изучение нового материала. |
Работа с учебником «Произношение», стр.22. |
- Положите учебники на тетради. Откройте их на стр. 22. |
Выполняют задания учителя и отчитываются. |
1. Учить ориентироваться в учебнике. 2.Учить употреблять в речи глаголы. |
Подбор слов на букву К, называние картинок. |
-Покажите и назовите букву вверху. Покажите картинку рядом с буквой и назовите слово на букву К. ---Придумайте ещё слова на буква К. —Послушайте слова на букву К и повторите (как смогут). |
Выполняют задания учителя. |
1. Знакомить со словами на букву К. 2. Тренировать воспринимать слова на слух и повторять их. |
|
Слушание и чтение слогов (столбики 1, 2) по учебнику. |
Читает слоги, организует повторное чтение детей. |
Следят по учебнику, читают. |
1.Учить следить по тексту и читать слоги. 2. Продолжить формировать понятия «Первый (второй) |
|
Фонетическая ритмика. |
Произносит с ударением словосочетания ако, ока. |
Наблюдают и повторяют. |
1. Учить слушать говорящего, запоминать и повторять его высказывания. 2. Корригировать произношение гласных. 3. Практически знакомить со словесным ударением. |
|
Слушание и чтение слогов (столбики 3, 4) по учебнику. |
Читает слоги, организует повторное чтение детей. |
Следят по учебнику, читают. |
1.Учить следить по тексту и читать слоги. 2. Продолжить формировать понятия «Третий, (четвёртый) «Ударение, столбик, ударная гласная». |
|
Зрительный диктант: ка, ку, ако. |
Произносит слоги. |
Находят слоги в учебнике, читают их и записывают по памяти. |
1.Готовить детей к написанию диктантов. 2. Тренировать в умении ориентироваться в тексте. |
|
II.2. Закрепление изученного материала. |
Определение места звука К в словах. |
Предлагает прочитать последнее задание на стр. 22, вспомнить, что звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. |
Рисуют схемы слов. |
1. Закрепить умение определять место звука в слове. 2. Тренировать в умении употреблять в речи существительные. |
Динамическая пауза. |
Выполнение физических упражнений под стук метронома: скрещивание вытянутых вперёд рук, наклоны в стороны. Лечь на парту, закрыть глаза, расслабиться. |
Даёт образец, контролирует действия детей. |
Наблюдают за действиями учителя, выполняют упражнения в заданном метрономом ритме. |
1.Снять мышечное и умственное напряжен е. Дать отдохнуть глазам. 2. Учить ритмически организовывать свои движения. |
Предупредительный диктант: мак, коса. |
Предлагает записать слова, организовав предварительно их звуко-буквенный или слоговой анализ. Организует проверку. |
Делают звуко-буквенный (мак) и слоговой анализ (коса) слов, записывают и проверяют их. |
1.Готовить детей к написанию диктантов. 2. Учить проводить звуко-буквенный и слоговой анализ слов. |
|
Беседа о кукушке. |
Предлагает прочитать написанное на доске слово, объяснить его значение, найти в интернете сведения о кукушке, послушать голос кукушки и имитировать его с разной интонацией (спокойно, радостно, испуганно, со злостью). |
Выполняют задания. |
1. Продолжать знакомить с понятием «Интонация». 2. Расширить знания об окружающем мире. 3. Учить получать знания в интернете. |
|
III. Итог занятия и домашнее задание. |
Подведение итога. Оценка успехов детей в умении произносить этот звук. |
Просит назвать звук, над которым работали на занятии. |
Отвечают учителю. |
1. Акцентировать внимание детей на этом звуке. 2. Учить адекватно оценивать себя. |
Домашнее задание. |
Рекомендует следить за этим звуком в своей речи. |
Способствовать формированию навыка самоконтроля. |
Литература:
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» — М.: Просвещение, 1989. — 223с.
- Чиркина Г. В., Российская Е. Н. Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. — М.: АРКТИ, 2012. — 256с.
- Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии/ В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 109с.