Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (169) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 31.08.2017

Статья просмотрена: 1252 раза

Библиографическое описание:

Третьякова, Л. В. Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС / Л. В. Третьякова, М. Н. Боргер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45524/ (дата обращения: 18.12.2024).



Как сделать, так, чтобы новое знание не было забыто? Этот вопрос постоянно волнует многих педагогов, в том числе и нас. И здесь уместно вспомнить слова известного китайского философа Конфуция: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь». Эти слова можно смело отнести к определению системно-деятельностного подхода, который призван обеспечить достижение планируемых образовательных результатов, сформулированных федеральным государственным образовательным стандартом.

Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Начальное образование является фундаментом, на котором формируемые умения и навыки обеспечат не только дальнейшее развитие ребенка, но активное восприятие, осмысление и оценку современной жизни. Одной из форм обучения по ФГОС является проектная деятельность, которую с 2012 года мы стали использовать в организации учебно — воспитательного процесса. Это содержательный и эффективный способ деятельности, который позволяет сплотить учеников вокруг общего дела. Выполнение мини — проектов начинаем уже с 1 класса. Первыми продуктами наших мини — проектов стали книжки — малышки: «Пиши правильно цифры», «Весёлый алфавит», «Состав числа», коллаж «Мир наших увлечений» и др. Так мы научились работать в парах и группах, ставить цели и соблюдать правила групповой работы.

Следующим шагом к достижению результатов стало желание научить детей умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умению увидеть, сформулировать и решить проблему. Этим требованиям отвечает метод телекоммуникационных проектов или сетевой проект, так как он создаёт благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Сетевой проект — это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных регионов и страны. Под сетевым проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности (Полат Е. С.).

Сетевые проекты создают возможность конструктивного общения в сети. Они созданы в открытых системах (в частности, в ВикиВики, COOGL), имеют простые правила оформления текста, а встроенная система обсуждения открывает возможности для прямого общения и способствует развитию критического мышления у учащихся.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.

Средства организации такой совместной деятельности

(представлены на слайде)

– электронную почту;

– списки рассылок;

– электронные доски объявлений;

– дискуссионные группы;

– средства поиска информации в Интернете;

– средства общения в реальном и отложенном времени;

– аудио- и видеоконференции;

– социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Суть работы над сетевым проектом (как и любым другим) может быть сведена к «пяти П»:

  1. Проблема.
  2. Проектирование, т. е. планирование.
  3. Поиск информации.
  4. Продукт.
  5. Презентация.

Открыли для себя сайт http://www.nachalka.com/, где бесплатно можно принять участие в любом сетевом проекте. Все проекты имеют привязку к соответствующим разделам программы или ориентированы на определенный возраст детей. Каждый проект рассчитан на один — два месяца. Благодаря проектной деятельности появилась возможность интеграции многих предметов общеобразовательного цикла.

В то же время сетевые проекты имеют свою специфику, которая заключается в следующем:

  1. Организация предварительной работы по сбору команды в профиле координатора на сайте, регистрация в проекте.
  2. Организация работы с родителями: знакомство с проектом, получение письменного разрешения на работу детей в сети интернет.
  3. Знакомство команды с планом и сроками проведения проекта.
  4. Заполнение таблиц ЗИУ (знаю, интересуюсь, умею).
  5. Знакомство со всеми командами (метка на карте Googl).
  6. Ведение дневника команды, где подробно описывается работа на каждом этапе.
  7. Работа в таблице продвижения команд, где выставляются все продукты проекта, и происходит оценивание, взаимооценивание команд. Подведение итогов работы.
  8. Заполнение таблицы ЗИУК (знаю, интересуюсь, умею, как узнал).

Из опыта участия в сетевых проектах.

В 2013–2014 учебном году мы впервые с учащимися 2 и 3 класса приняли участие в сетевом проекте «Путешествие с Емелей в страну Безопасности» на площадке сайта http://www.nachalka.com/. Проект начался с того, чтобы собрать команду детей 3–4 человек в своём учётном профиле на сайте. Для этого у каждого ученика должна быть электронная почта и открыт свой собственный профиль (т. е. он должен быть зарегистрирован на сайте http://www.nachalka.com/). Команду из трёх и более учеников координатор (учитель) собирает, разослав приглашения участникам. И уже на этом этапе мы столкнулись с проблемами технического характера, так как ни у одного ребенка не было электронного адреса. Почтовые ящики создавали в школе, так как не у всех ребят дома есть компьютеры. Но, с другой стороны, такой навык необходим, так как на любом портале в сети Интернет требуется регистрация.

Обязательные условия работы в сетевом проекте следующие:

Первое — организация предварительной работы с родителями по ознакомлению с проектом и оформлению согласия на работу ребёнка в проекте. Мы посмотрели видеообращение главного героя Емели, который приглашает ребят в увлекательное путешествие. Так мы познакомились с целями и задачами проекта.

Второе — ознакомление детей и родителей с правилами безопасной работы в сети Интернет.

Таким образом, в проект включены все участники образовательного процесса дети, родители, учитель.

Третье условие — процедура регистрации. Правильная и быстрая регистрация значительно увеличивает шансы быть принятыми в состав участников проекта (принимают только первые 50 команд).

Как только команда принята в состав участников сетевого проекта, начинается увлекательное и познавательное путешествие команды в мир новых знаний.

Первый этап проекта — «Знакомство». Необходимо поставить метку на карте Googl. Команда должна обозначить своё местонахождение флажком на здании школы, разместить эмблему, название команды, девиз, дать ссылку на сайт или блог класса.

Следующие этапы проекта — «Дом», «Дорога», «Природа», на каждом этапе, следуя инструкциям, выполняем проектные задания.

Очень важно, что на сайте даны подробные инструкции по работе (при регистрации, создании документов в системе Googl, по освоению новых сервисов). Всегда оказывают помощь организаторы проекта, а на форуме можно делиться своими впечатлениями и общаться с другими участниками сетевого проекта.

На начальном этапе выполнения проекта мы также встретились с трудностями, так как сложно было ориентироваться в Googl документах. Мы вместе осваивали программы Рublisher, Rower Point, учились печатать небольшие тексты. В этом проекте дети впервые познакомились с сервисом «Облако слов». Не сразу получалось сокращать и размещать ссылки. Но ребята не отступали, выполняли все задания терпеливо и настойчиво, очень радовались, когда видели результаты своего труда и осознавали, что делают одно большое дело с такими же ребятами из других уголков России.

Так ребята научились работать в программе Рublisher, составили брошюру «Правила поведения в лесу», буклет «Осторожно! Ядовитое растение», рекомендации «Правила поведения на кухне», создали общий коллективный продукт — презентацию — энциклопедию «Ядовитые растения России».

На протяжении всего проекта вели «Дневник путешествия», в котором нашли отражение самооценка и рефлексия участников, была создана презентация в Googl «Пластилиновый макет перекрёстка».

В таблице продвижения мы отслеживали оценки, которые нам ставили Емеля и руководители проекта. В комментариях нам давали рекомендации и советы, как улучшить свои продукты, на форуме сайта мы общались с другими участниками сетевого проекта, оценивали работы других команд.

По завершении проекта нам вручили сертификат об участии в сетевом проекте.

С результатами работы над этим проектом мы познакомили учащихся 2–3 классов нашей школы, выступили на VIII школьной научно — практической конференции «Первые шаги в науку», в которой заняли 1 место.

В 2014–2015 учебном году мы приняли участие в двух сетевых проектах: «Мир как дом» (основной предмет — окружающий мир) и «Бюро находок» (предмет — математика, тема «Симметрия»).

Основные этапы нам были уже знакомы, и мы с лёгкостью прошли процедуру регистрации, поставили метку на карте и принялись выполнять новые задания.

Все наши знания, полученные при выполнении первого сетевого проекта, пригодились в полной мере, не нужно было с нуля осваивать сервисы, поэтому мы сосредоточились на более качественном выполнении продуктов проекта. Но опять открыли для себя много нового и интересного. Размышляли над фразой «Мир как дом» — писали эссе. Изучали природные сообщества на сайте Елены Ковшиной. Познакомились с новым сервисами на доске Padlet и разместили свою работу «Цепочка питания». Научились составлять кроссворд, викторину в сервисе Learningapps.org, научились создавать скриншот.

Сайт http://www.nachalka.com/, на котором ежегодно в каждой четверти проходят сетевые проекты не стоит на месте, он развивается и знакомит нас с новыми формами организации сетевого взаимодействия, новыми инструментами оценивания, новыми веб-сервисами. А это значит, что будет интересно, познавательно и увлекательно не только новичкам, но и неоднократно участвовавшим командам.

Имея опыт участия в нескольких сетевых проектах, мы отважились поучаствовать в 2015 учебном году в областном сетевом проекте «Зелёный дом». Проводился он на площадке https://vk.com/unnat42, где наши команды создавали памятки, плакаты с призывами о помощи птицам, строили кормушки, подкармливали птиц, проводили анкетирование, и беседы во 2х- 3х классах. В областном проекте «Зелёный дом» мы заняли 3 место.

В новом 2016 -2017 учебном году решили пройти целый маршрут. Это значит в каждой четверти по одному проекту. Во второй четверти очень понравился сетевой проект «Зачарованный зоомир» для 1 и 2 классов. В ходе работы ребята вместе с героями Е. И. Чарушина Томкой и Щуром совершили увлекательную прогулку по зоопарку, где познакомились с творчеством Е. И. Чарушина, заходили «В гости к чародею», в студию скульптора «Что за зверь?".

Этот проект дал возможность ребёнку поработать с текстом художественного произведения; посмотреть изображения птиц, животных; познакомиться с выразительными средствами изобразительного искусства. Проект длился чуть больше месяца, но сколько нового узнали наши ученики: читали рассказы и рисовали, занимались конструированием и моделированием из различных материалов. В рамках проекта учащиеся проводили мини-исследование, выступали в роли художников — анималистов, скульпторов. Свои результаты представили в виде различных продуктов проектной деятельности (стенгазеты, фотофильмов, презентаций, виртуальной выставки, виртуальной книги).

На протяжении всего проекта искали ответы на вопросы: каков чарующий мир Чарушина? Что художник старался передать своим маленьким читателям? Как пятно превратить в рисунок?

Освоили новые сервисы: создание фотоколлажа http://pizap.com/, сокращатель ссылок http://goo.gl/, создание 3D книги ZooBurst, научились составлять сиквейны, викторины, кроссворды. Участие в учебном проекте «Зачарованный зоомир» помог ребятам не только охватить широкий круг образовательных задач, позволил развивать умение работать в команде, способность давать самооценку и взаимооценку, эффективно использовать информационные технологии, но и раскрыть свои таланты.

Подводя итоги, можно отметить, что участие в сетевых проектах помогает ученику развивать в комплексе все универсальные учебные действия:

– Личностные УУД формируются при изучении информации в ходе проекта, такие как становление гражданской позиции; формирование нравственно — эстетических качеств; развитие толерантности, так как взаимодействие происходит с ребятами разных регионов, национальностей.

– Метапредметные УУД формируются при обсуждении, выборе и представлении результатов работы команды. Ученики ищут и отбирают информацию, учатся классифицировать, высказывать своё суждение, аргументировать.

– Предметные УУД: не просто запоминание, а, главное, понимание предметного материала, основанное на активном использовании мыслительных операций, приобретение практических навыков.

Что же дал сетевой проект нашим ученикам? Считаем, что он помог в развитии коммуникативных умений, творчества и любознательности; научил основным приемам в работе с информацией и медиасредствами; научил ставить проблемы, искать и находить свои способы решения; научил принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с другими людьми, организовать конструктивное взаимодействие и сотрудничество; научил основам безопасной работе в сети Интернет.

Основные термины (генерируются автоматически): сетевой проект, проект, команда, проектная деятельность, сайт, COOGL, VIII, безопасная работа, опыт участия, предварительная работа.


Похожие статьи

Метод проекта как средство развития универсальных учебных действий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС

Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Метод проекта как средство развития универсальных учебных действий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС

Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Использование метода проектов для формирования у учащихся социокультурной компетенции на завершающей ступени обучения иностранному языку в современной общеобразовательной организации

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Проектная деятельность учащихся как технология гарантированного достижения планируемых образовательных результатов в контексте ФГОС начального общего образования

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Целеполагание как этап современного урока биологии в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос