Все чаще в последние годы в литературе разной направленности мы сталкиваемся с таким понятием, как «инновация»: инновации в медицине, инновации в образовании, инновационная экономика, инновационная культура, инновационное общество и т. д. Разные источники в один голос утверждают — будущее за инновациями, более того, не просто будущее, а светлое будущее. Эту идею поддерживает и Россия, чему свидетельствует отечественная стратегии развития на период до 2020 г., которая ставит перед государством цель создания инновационного общества.
Актуальность выявленной проблемы определила цель и основные задачи исследования.
Целью работы является определение понятия «инновационное общество» и основных его социально-экономических и гуманитарных аспектов.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
‒ проведен терминологический анализ понятий «инновация», «инновационное общество»;
‒ изложены предпосылки трансформации общества;
‒ определена возможность формирования инновационного общества в России;
В процессе исследования применен метод терминологического анализа и системный подход.
Одной из главных особенностей современного общества является незнающая меры гонка людей за материальными благами. Такая мотивация весьма благоприятна для развития экономики, однако человечество, одержимое желанием приобретения, все меньше внимания обращает на последствия своих действий. А между тем, сохранение жизни на Земле с каждым днем все более подвергается сомнению.
В современной экономике производственная инициатива исходит не от потребителя, а от промышленных организаций, стремящихся к первенству на рынке, которые воздействуют на потребителя исходя из своих потребностей, формируя в сознании масс новую систему ценностей, именуемую сегодня «обществом потребления». Основная ценность теперь не жизнь, а хорошая жизнь, которую пропагандируют СМИ, а качество жизни характеризуется уровнем потребления.
Совокупность действий экономических субъектов повлекла за собой системный кризис, который был вызван не только экономическими, но и социальными факторами. В следствии расточительных действий общества не только нарушилась гармоничная связь человека с природой, но и был спровоцирован ряд экологических и климатических катастроф, которые ставят под угрозу нормальное развитие и жизнеспособность людей. Бесконтрольная денежная эмиссия привела к финансовому кризису. Сложившаяся система ценностей, лишенная моральных ограничений, может привести к незаконным видам деятельности граждан, которые несут прямую угрозу жизни и здоровью населения. Так, тенденцией последних лет стал рост преступности, терроризма и военных конфликтов.
Такие факторы, как производственные отношения, состояние рынка и экономики, а также общественные приоритеты определяют вид социальной организации. Социальная организация общества представляет собой взаимодействие групп населения с целью удовлетворения их потребностей и достижения высокого уровня социально-экономического развития. Выделяют три вида социальной организации общества: аграрный, индустриальный, постиндустриальный.
Многие авторы считают, что современное общество характеризуется переходом от индустриального к постиндустриальному.
Понятие «постиндустриальное общество» в литературе отождествляют с такими терминами, как «инновационное» и «информационное общество». Однако в широких массах наблюдается затруднение в понимании вышеперечисленных дефиниций [1]. Непонимание основ ставит под угрозу саму возможность изменений.
Как экономическую категорию термин «инновация» ввел в научный оборот Й.Шумпетер. Инновация — изменение (новые комбинации) производственных факторов, мотивированное предпринимательским духом, с целью внедрения и использования новых видов товаров, новых способов и методов производства, новых источников сырья, освоения новых рынков, новых форм организации производства [2, с.312]. Питер Друкер термином innovator обозначает фирму, создающую новую продукцию, применяющую новую технологию [3, с. 34]. Предметную направленность имеет определение, предложенное в документе «Руководство Осло». Здесь инновация — это «внедрение нового или существенно улучшенного товара или процесса, нового маркетингового метода, или нового организационного метода в практике бизнеса, организации рабочего места или внешних отношений» [4].
Таким образом, наблюдается тенденция закрепления термина под ту или иную предметную область, что существенно затрудняет его понимание.
По мнению автора, более корректно использование однозначного термина, которое дает А. Б. Титов. Инновация — это «результат создания и освоения (внедрения) новшества» [5, с. 68].
Терминологический анализ дефиниции «инновационное общество» определил схожесть во взглядах различных авторов в определении данного термина. Инновационное общество большинство авторов трактуют как синергетическое общество, объединяющее организованных на местном уровне экономических, политических и культурных акторов [6], которые основную прибыль формируют за счет создания и эксплуатации технических новшеств, изобретений.
А. И. Ракитов пишет: «Информационное общество характеризуется тем, что в нём главным продуктом производства являются знания» [7, с. 15].
Характерными чертами постиндустриального общества многие теоретики считают: высокие технологии с высокой добавленной стоимостью, реализуемые на глобальном рынке; опора на «интеллектуальный капитал»; доминирование постматериальных потребностей людей, связанных с приоритетом самореализации; креативный «труд как творчество» и т. д.
Таким образом, действительно, видим сходство и даже синонимичность трех вышеперечисленных понятий. В результате обобщения можно прийти к выводу, что основными признаками инновационного общества являются:
‒ внедрение инновационных разработок в разные сферы жизнедеятельности, начиная с промышленности, заканчивая культурой;
‒ изменение основополагающего экономического ресурса в сторону информации и знаний;
‒ определение информации как одной из главных факторов личностного и национального совершенствования;
‒ укрепление демократии путем свободной передачи различной информации;
‒ переход от материальной к нематериальной мотивации.
Идею перехода к постиндустриальной социальной организации поддерживает и Россия, чему свидетельствует отечественная стратегии развития на период до 2020 г.
Согласно данным мониторинга, проведенного при поддержке международного центра семьи, молодежи и детей, были выявлены проблемы, которые беспокоят молодежь Российской Федерации и через которые осуществляется оценка ценностных ориентаций молодежи. У 61 % респондентов вызывают тревогу инфляция и рост цен; у 37,0 % — экологические проблемы; у 24,0 % — разрушение отечественной культуры; у 22,0 % — социальное расслоение общества; у 19,0 % — рост преступности; у 15,0 % — состояние социальной сферы. На вопрос «Хотели бы Вы продолжить свое образование?», 89,0 % молодых людей ответили положительно, так как они рассматривают его как необходимое условие карьерного роста. Возможно, именно эти показатели говорят о перспективе перехода России к постиндустриальному виду общества.
Таким образом, формирование экономики, основанной на знаниях, безусловно, отличный способ решения возникших проблем. Однако достижение данной цели возможно только в культурно зрелом обществе с утвердившимися нравственными устоями. Немецкий философ И. Кант достаточно много внимания в своих работах уделял вопросам этики и морали, он утверждал: «Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете». Поэтому, на наш взгляд, первым шагом на пути к переходу России к инновационному обществу является воспитание граждан, в сознании которых основной приоритет должен быть поставлен не на извлечении выгоды любыми путями, а на осознании ответственности за здоровье и благополучие соотечественников, развитии творческих способностей и устойчивом развитии всей планеты.
Литература:
- Инновации в России: от идей — к практике // wciom. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115737 (дата обращения: 5.11.2016).
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. — 864с.
- Друкер Питер. Бизнес и инновации. — М.: ИД Вильямс, 2010. — 432 с.
- Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd edition. A Joint Publication of OECD and Eurostat. OECD/EC, 2005 (РуководствоОсло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. — М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006).
- Титов А. Б. Маркетинг и управление инновациями — СПб.: Питер, 2011. — 240с.
- Инновационное общество: синергетический подход // cyberleninka. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-obschestvo-sinergeticheskiy-podhod (дата обращения: 5.11.2016).
- Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры. Пример России // Вопросы философии. — 2014. — № 4. — С. 14–34.