В данной статье определена сущность понятия «готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе», определены её уровни и показатели; выделены этапы экспериментальной работы и раскрыто их содержание; дан анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе.
Ключевые слова: готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе, уровень готовности, формирование готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе
В современных условиях подготовленность школьников к продолжению образования в вузе отличается значительной неоднородностью, связанной с психологическими, социальными и другими общественными преобразованиями. С этой особенностью связан ряд трудностей в организации учебного процесса в вузе и управлении им, снижающих показатели образовательной деятельности.
Переход на новую форму обучения, различия в образовательных программах школы и вуза, увеличение объёма усваиваемого материала при недостаточной сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы порождают серьёзные трудности при обучении на первом курсе вуза. Перед будущими специалистами ставятся задачи не только освоить программный материал, но и усовершенствовать навыки логического мышления, создать теоретическую базу профессиональных знаний и, в целом, овладеть методологией научного познания. Именно поэтому выпускник школы должен быть готов к получению образования в вузе.
По мнению О. А. Табиновой, готовность к определенной деятельности является показателем образовательного уровня личности и главным условием её продуктивной активности, так как предполагает содержательно-инструментальное овладение структурой деятельности — принятие цели, владение умениями и навыками, наличие мотивации и т. п. [2, с. 63].
Е. Е. Волкова определяет готовность как «пусковой механизм», приобщающий личность к деятельности, создающий определённый настрой на нее. Автор полагает, что в совершении любого действия человек должен пройти две стадии: подготовку и непосредственное исполнение [1, с. 44–47].
В нашем исследовании готовность выпускников школ к продолжению образования в вузе есть интегральное личностное образование, являющее собой расположенность к приобретению, совершенствованию и использованию полученных предметных и метапредметных знаний, умений и навыков при дальнейшем обучении.
Выбор экспериментальной базы был определён потребностями педагогической практики в выпускниках школы, готовых к продолжению образования в вузе. Эксперимент проводился на базе ГБНОУ «Самарский региональный центр для одарённых детей» с 2013 по 2017 гг. В педагогическом эксперименте, описанном в трех взаимосвязанных этапах, приняли участие 106 человек, из которых 54 ученика составили экспериментальную группу, 52 — контрольную.
На первом этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления исходного уровня готовности выпускников к продолжению образования в вузе. На данном этапе ведущими методами были: педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование учащихся Самарского регионального центра для одарённых детей.
На втором этапе разрабатывалась и апробировалась методика экспериментальной работы; отслеживались результаты, определялись промежуточные уровни сформированности готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе. В задачу формирующего эксперимента входило доказательство необходимости и достаточности выделенных организационно-педагогических условий, их влияние на результативность подготовки выпускников школы к продолжению образования в вузе. На основании полученных данных была уточнена гипотеза исследования. Основные методы данного этапа: формирующий эксперимент, качественный и количественный анализ результатов, математико-статистический метод (t-критерий Стьюдента).
На третьем (обобщающем) этапе проводились анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы, уточнялись выводы.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выяснения отличий между контрольной и экспериментальной группами по исходному уровню готовности. Исходя из анализа результатов научной литературы, практической деятельности, основываясь на выявленных критериях, компонентах и уровнях готовности выпускников к продолжению образования в вузе, мы установили, что процесс формирования готовности конкретизируется рядом показателей:
- Наличие у учащихся мотивации и эмоционального отношения к учению, что подразумевает: личностную осмысленность учения, способность к целеполаганию; внешнюю и внутреннюю мотивацию, стремление к достижению успехов и к недопущению неудачи.
- Предметные знания, способы, методы, приёмы, необходимые для обучения в вузе (учащийся знает): базовые понятия основных разделов школьного курса и их свойства; систему функциональных понятий, функциональный язык и символику; средства наглядности для интерпретации, аргументации, иллюстрации; изученные понятия, результаты, методы для решения практических задач и задач из смежных дисциплин.
- Регулятивные и познавательные универсальные учебные действия (УУД), необходимые для обучения в вузе (учащийся умеет): ставить перед собой новую учебную задачу (целеполагание); определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий (планирование); сопоставлять способ и результат действия с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий (контроль); вносить необходимые коррективы и дополнения в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; выделять и осознавать то, что уже усвоено, и то, что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения материала (оценка); формулировать познавательные цели; искать и выделять информацию; выделять в анализируемом понятии существенные и несущественные признаки; отбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений, доказательств; выдвигать и обосновывать гипотезы; решать проблемы творческого и поискового характера.
Контрольная группа (КГ), в отличие от экспериментальной группы (ЭГ), обучалась по традиционной программе, без целенаправленного использования выделенных организационно-педагогических условий. Сравнительный анализ полученных экспериментальных данных позволил выделить уровни готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе: низкий, средний, высокий.
Низкий уровень готовности определяется невыраженной потребностью учащихся к продолжению образования в вузе, отсутствием четкой мотивации достижения и познавательной активности, слабой сформированностью УУД.
Средний уровень готовности характеризуется устойчивой мотивацией учения, базовым уровнем овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в вузе, частичным овладением регулятивными и познавательными УУД.
Высокий уровень характеризуется выраженной потребностью учащихся к продолжению образования в вузе, положительным эмоциональным отношением к учению, мотивацией достижения и познавательной активностью, уверенным владением знаниями, умениями и навыками, необходимыми для освоения программ высшей школы, сформированностью регулятивных и познавательных УУД, необходимых для обучения в вузе.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали наличие количественных и качественных преобразований в развитии готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе: это проявилось в отсутствии учащихся с низким уровнем готовности, а также сокращении количества учеников, демонстрирующих средний уровень и увеличение количества школьников с высоким уровнем готовности.
Следует отметить, что в ходе экспериментальной работы по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе возможен их переход с одного уровня готовности на другой, более высокий. Для выявления динамики процесса формирования готовности использовался метод сравнительного анализа результатов диагностических исследований испытуемых в ходе формирующего эксперимента. Динамика процесса формирования готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе определяется взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами: мотивационным, когнитивным и деятельностным.
Таблица
Динамика готовности выпускников школ к продолжению образования ввузе (контрольный этап)
Уровни |
Компоненты готовности (%) |
|||||
Когнитивный |
Мотивационный |
Деятельностный |
||||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Низкий |
20 |
0 |
40 |
0 |
35 |
0 |
Средний |
50 |
9 |
40 |
6 |
45 |
11 |
Высокий |
30 |
91 |
20 |
94 |
20 |
89 |
Как следует из полученных экспериментальных данных, динамика уровней готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе учащихся экспериментальной группы выше по отношению к динамике уровневых показателей учащихся контрольной группы. Полученного результаты помогли достичь специально созданные организационно-педагогические условия: профориентационная работа со школьниками, обеспечивающая осознание учащимися требований к качествам студента, к нормам и правилам обучения в вузе; стимулирование учебной мотивации школьников; формирование у учащихся навыков самостоятельной учебной работы и способов рациональной организации самоподготовки; вовлечение учащихся в систему школьного самоуправления; взаимодействие педагогов-предметников в рамках методического объединения с целью обеспечения качества образовательных результатов.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что экспериментальная работа по формированию готовности выпускников школ к продолжению образования в вузе результативна: она способствует формированию системных знаний, общих учебных умений и способов учебной деятельности, повышает мотивацию учения.
Литература:
- Волкова, Е. Е. Система формирования готовности выпускников средних учебных заведений к обучению математике в вузе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Волкова Елена Евгеньевна. — Тобольск, 1998. — 209 с.
- Табинова, О. А. Готовность выпускников школы к продолжению математического образования в вузе / О. А. Табинова // Молодежь и наука XXI: XV Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых (Красноярск, 19–26 мая 2014 г.) / ред. кол.; отв. ред. С. В. Бортновский. — Красноярск, 2014. — С. 63–66.