Статья подготовлена американским образовательным порталом PapersOwl
Продуманная система образования в США обеспечивает качественную, последовательную подготовку учащихся, а также высокие перспективы трудоустройства и стремительного карьерного роста в дальнейшем. Американская система образования получила признание во всем мире, и университеты США неизменно занимают лидирующие позиции в общемировых рейтингах, ежегодно избирающих лучшие вузы мира.
Конечно, как и любая академическая система, учеба в Америке имеет определенные слабые стороны. Однако многочисленные преимущества обучения в Америке настолько очевидны и внушительны, что отдельные недочеты обучающего процесса полностью нивелируются на их фоне.
Образование в США представлено целым комплексом разнообразных обучающих заведений, обеспечивающих дифференцированную подготовку учеников и студентов с учетом их возраста, способностей к различным предметам и дисциплинам, а также с последовательной ориентацией на поставленные образовательные задачи.
Система образования в США считается одной из крупнейших образовательных систем во всем мировом сообществе.
Рассмотрим, как построена система образования США, и в чем ее преимущества.
Структура образования в США
Полный комплекс обучения состоит из 5 базовых последовательных этапов.
этап | возраст | программа учебы | |
1 | детский сад | 3-5 лет | preschool |
2 | начальная школа | 6-13 лет | elementary school |
3 | среднее звено | 14-17 лет | middle school |
4 | старшая школа | 17-18 лет | high school |
5 | высшее образование (обучение в колледже либо университете) | от 18 лет | college/ university |
Данная структура образования в США обеспечивает последовательный, логически продуманный процесс обучения, направленный на постепенное формирование теоретических и практических навыков.
Образовательная структура включает как государственные, так и частные школы различного уровня. Учащиеся (или их родители) могут самостоятельно определять наиболее подходящий формат обучения с учетом необходимости получить требуемый уровень подготовки.
Государственные заведения, относящиеся к академической сфере, предполагают изучение установленного комплекса учебных программ. А для отслеживания результатов и прогресса обучающихся применяется стандартизированное тестирование. Частные, как правило, элитные, школы, функционирующие наряду с государственными, могут иметь определенные нюансы обучающего процесса.
Соединенные Штаты гарантируют своим гражданам бесплатную дошкольную учебу. Надо сказать, что американская система образования в целом дает возможности детям получить качественную подготовку независимо от финансового положения их родителей.
Учеба в США начинается у школьников с 6 лет и продолжается вплоть до 18 лет, после чего выпускник школы может поступать в университеты Америки.
Начальное звено
После посещения дошкольного учреждения, где малыши овладевают элементарными знаниями, дети поступают в начальную школу (Elementary school). Подготовка школьников начального звена имеет схожие черты с учебой в нашей стране. Обучение младших школьников преимущественно направлено на комплексное, разностороннее развитие детей.
Среднее звено
Все среднеобразовательные заведения можно подразделить на:
- государственные школы;
- частные образовательные учреждения;
- спортивно-учебные заведения;
- музыкальные школы;
- религиозные структуры среднего образования.
Старшеклассники, в отличие от младших школьников, уже имеют довольно широкие возможности выбора учебных дисциплин, что обеспечивает более индивидуальный подход. В сравнении с украинской школой, ученики средних и старших классов в Соединенных Штатах получают более узко профилированное обучение, которое сопровождается прекрасной возможностью приобретения практических навыков.
Еще больше отличается обучающий процесс в высших образовательных учреждениях.
Система высшего образования
Высшее образование в США представлено следующими учебными заведениями:
- колледжи;
- университеты, отличающиеся от колледжей наличием более обширной научно-исследовательской базы и магистратуры;
- профессиональные школы;
- 2-х летние колледжи, после окончания которых студенты могут, как правило, легко перевестись на третий курс обычного вуза для продолжений обучения;
- магистратура /MBA/аспирантура.
Высшая система студенческой подготовки включает в себя несколько ступеней, после завершения которых студентам присваиваются определенные звания:
- Associate – промежуточная учебная степень, присваиваемая обучающимся после завершения двухлетней учебы в вузе;
- Bachelor (бакалавр) – первая ступень обучения, получаемая в зависимости от специализации после 4-5-ти лет учебы в вузе;
- Master – степень магистра, присваиваемая по завершению магистратуры или МВА, то есть после получения постдипломной подготовки;
- Doctor - докторская степень, получаемая уже после присвоения магистерской степени.
Наличие многоступенчатого обучения в Штатах обеспечивает дифференцированный подход и возможность студентов выбирать для себя наиболее подходящий объем знаний и количество времени, затрачиваемого на обучение в институте.
Наибольшей популярностью у иностранных учащихся пользуются высшие учебные заведения, поскольку именно университеты Америки считаются общепризнанными мировыми лидерами среди вузов различных стран. Так, по данным Википедии, несмотря на наличие слабых сторон в среднеобразовательной сфере, высшее американское образование, безусловно, является одним из лучших в мире.
Разберем базовые преимущества и недостатки образовательной сферы в Соединенных Штатах.
Достоинства американского образования
Почему образование в Америке считается сегодня самым качественным, престижным и перспективным? В чем секрет такой популярности? Ведь в мире существуют самые разнообразные академические системы, направленные на высококачественную подготовку студентов.
Образовательная сфера Соединенных Штатов имеет следующие очевидные преимущества:
- Неразрывная связь обучения с наукой в высших учебных заведениях выгодно отличает американскую образовательную систему от иных учебных систем мира. Университеты в США – это целые научно-исследовательские центры, где академическая сфера прочно консолидирована с научными исследованиями. Благодаря этому студенты вузов получают возможность приобретения фундаментальных знаний и практико-исследовательских навыков. Студентов зачастую обучают лучшие учёные страны, занимающиеся одновременно и научной, и преподавательской деятельностью.
- Педагоги американских школ обладают обширным, проверенным годами арсеналом методов учёбы.
- Выпускники вузов, ориентированные на подготовку к реальной жизни и работе, имеют широкие практические навыки, позволяющие не только быстро трудоустроиться по специальности, но и сделать стремительную профессиональную карьеру по завершению колледжа. При этом ценные навыки практической деятельности позволяют выпускнику сразу найти работу с достойной оплатой труда и быстро компенсировать затраченные на институт финансовые средства. По статистическим данным, средняя зарплата в стране составляет приблизительно 54,5 тысячи долларов в год, что позволяет отнести Америку к крупным государствам с самым высоким уровнем оплаты труда.
- Выпускники разнообразных институтов в Соединённых Штатах получают после завершения учёбы реальные перспективы проживания и работы в стране, имеющей наиболее высокоразвитую экономику в мире. Так, иностранным выпускникам предоставляется четырнадцать месяцев, чтобы найти себе подходящую работу на территории страны по окончанию обучения в любом заведении высшей школы.
- Изучение разнообразных дисциплин в Америке базируется на индивидуальном подходе и развитии у учащихся самостоятельного мышления. Зубрежка учебного материала не приветствуется даже в общеразвивающих дисциплинах, не говоря уже о специализированном профильном обучении. Выпускники вузов приобретают ценные навыки самостоятельного анализа, мышления и грамотной проработки обучающих материалов.
- Учащиеся институтов имеют широкую свободу выбора. Образовательные программы колледжей и университетов построены таким образом, что ученики могут самостоятельно решать, какие дисциплины и курсы им требуется изучить в том либо ином учебном семестре. Они могут также индивидуально определять количество часов, затрачиваемых на определенный предмет. Учиться таким образом в вузе, с одной стороны, комфортно, а с другой, - ответственно. Так что решается сразу две задачи: развитие ответственности и выработка положительного отношения к процессу учёбы.
- Гибкость образовательного процесса позволяет студентам адаптировать под себя стандартные обучающие программы. Учащийся университета может выбирать себе индивидуальную программу, максимально отвечающую поставленным образовательным задачам, а также его способностям, интересам и текущему образовательному уровню. При этом студенты могут, как правило, переводиться из одного колледжа в другой без сложных бюрократических процедур.
- В стране отмечается наибольшая концентрация лучших вузов, выпустивших множество знаменитых учеников (президентов, основателей крупнейших мировых корпораций, политиков и т. д.). Учёба в Америке – это, безусловно, престижно и перспективно. И помимо непосредственного обучения в образовательном учреждении, учащиеся имеют возможность приобрести полезные знакомства и связи на всю жизнь.
- И местные, и иностранные студенты могут свободно выбирать вуз по душе, ведь в Соединенных Штатах функционирует больше 3 000 высших заведений различных типов. Среди 18 миллионов студентов американских университетов, около 1 миллиона – это учащиеся, приехавшие из других государств, что свидетельствует о высочайшей популярности системы образования США среди иностранцев. Каждый абитуриент может подбирать колледж с учетом своих финансовых возможностей, способностей и поставленных задач.
- Востребованность американской системы подтверждена многочисленными мировыми рейтингами. К примеру, по рейтингам Best Global Universities Rankings и Round University Ranking в ТОП-10 лучших вузов мира входит 8 университетов из Соединенных Штатов. Эти показатели очевидно свидетельствуют о лидирующем преобладании местных учебных заведений в начале рейтинговых списков, изучающих показатели лучших колледжей мира.
- США имеют развитую экономику и достойное качество жизни. По многочисленным общеизвестным рейтингам (Best Countries report by US News, World Report и др.) Америка причисляется сегодня к десятке лучших государств мира. В данных рейтингах учитывалось и политическое международное влияние, и экономические параметры оцениваемых государств, и другие разноплановые факторы, в том числе и ценность культурной сферы страны. Так, в 2015 году Штаты заняли третью рейтинговую позицию в топ-30 государств мира по критерию «мягкой силы», предполагающей возможность страны влиять на мировое сообщество не оружием и финансами, а своими гражданскими и культурными ценностями (данный рейтинг The Soft Power 30 представлен Лондонским PR-агентством Portland).
- Дипломы и научные степени институтов Америки признаются и котируются практически во всем мире.
- Американские колледжи, если сравнивать с институтами других стран, имеют высочайшее финансирование, осуществляемое из разных источников (доходы от управления активами, пожертвования учеников, прибыль от коммерческой деятельности и т. д.). Такая финансовая обеспеченность государственных и частных учреждений академической области обуславливает потрясающую материальную базу, которая, в свою очередь, обеспечивает отличные возможности для студенческого развития и получения высококачественной подготовки.
- Глубокая интеграция институтов с компаниями-работодателями является еще одним достоинством получения диплома в Америке. Колледжи регулярно посещают представители крупных организаций, чтобы передать слушателям свой опыт и рассказать про отрасль, а также обменяться контактами. А это важно и для получения практических навыков, и для потенциальной возможности трудоустройства. Большинство других стран, являющихся сегодня основными конкурентами в академической области, пока не могут похвастаться настолько тесными связями с работодателями.
Отметим также, что непосредственная учеба в американском обучающем заведении неразрывна связана с интересной студенческой жизнью, которая запоминается многим обучающимся на долгие годы. Учащиеся американских вузов активно вовлекаются в общественные мероприятия, поэтому повседневное изучение общих и профильных предметов в институте не кажется скучным и однообразным. К тому же иностранные студенты приобретают опыт самостоятельной жизни. Классический кампус предоставляет учащимся довольно комфортные условия, выгодно отличающиеся от условий в наших студенческих общежитиях.
Развитая инфраструктура студенческих городков создает все необходимые условия для учебно-исследовательской деятельности и увлекательного досуга студентов. В местных кампусах есть разноплановые клубы по интересам, спортивные секции, культурные центры и иные инфраструктурные объекты, делающие студенческую жизнь более разнообразной и запоминающейся.
Еще один плюс профессиональной подготовки иностранцев в Америке - это многонациональный характер образовательной отрасли в стране. Здесь обучается множество иностранцев, которые не чувствуют какой-либо дискриминации либо неуважительного отношения к себе со стороны коренных жителей. Иностранные учащиеся, приезжающие на обучение из других стран, как правило, легко адаптируются и втягиваются и в учебный процесс, и в активную студенческую жизнь.
Слабые стороны образовательной сферы
Рассуждения о недочетах академической области Соединенных Штатов периодически появляются в прессе и других средствах массовой информации, однако большинство называемых недостатков далеко не так очевидны и однозначны, как например, лидирующие позиции американских вузов в международных рейтингах.
Среди слабых сторон учебного процесса чаще всего называют отсутствие всестороннего развития учащегося и невысокую креативность самого процесса изучения предметов. Дело в том, что в американской образовательной отрасли действительно присутствует ориентированность учебы на непосредственную подготовку учащегося к будущей работе. Академическая сфера больше направлена на получение профессиональной специализации и практических навыков предстоящей трудовой деятельности. Учеба ради учебы здесь не особо приветствуется.
Здравое зерно в этой критике, безусловно, присутствует, особенно, когда речь идет о среднем звене. Школьникам не хватает креативности обучения, и они еще в этом возрасте не могут однозначно определить область своей будущей специализации, поэтому профильное образование в среднем звене в ущерб другим дисциплинам не всегда идет на пользу ученикам.
Инновационные идеи и всесторонне развитие учеников больше приветствуется в частных школах, старающихся максимально учесть и ликвидировать все недостатки традиционного обучения. Однако такие модернизированные академические программы пока доступны лишь в платных учебных заведениях среднего звена, поэтому в Штатах время от времени встает вопрос о пересмотре и некоторой доработке школьной государственной системы образования.
В то же время вышеназванный недостаток высокой профессиональной ориентированности и узкой специализации образовательной сферы Америки в высшей школе нередко превращается в очевидное достоинство. Выпускники вузов в Штатах, в сравнении со студентами нашей страны, более подготовлены к предстоящей работе, что позволяет им быстрее найти подходящее рабочее место с достойной оплатой труда. Это дает выпускникам американских вузов несомненное профессиональное преимущество перед учащимися институтов из многих других стран. Вспомним хотя бы выпускников украинских вузов, которые выходят после учебы в высшем учебном заведении с огромным багажом теоретических знаний и не сразу понимают, как можно применить эти знания на практике.
К тому же узкопрофильная специализация обеспечивает более индивидуализированный подход к учащимся, чем, например, в нашей стране, где студенты и школьники поголовно изучают единый комплекс предметов. Учащиеся старшей школы и вузов в Соединенных Штатах могут подбирать себе индивидуальный набор учебных предметов, а также преподавателей, у которых они желают учиться.
Для многих иностранных студентов недостатком является также ограниченная возможность трудоустройства по студенческой визе. Допускается лишь работа иностранных студентов непосредственно в университетском городке (кампусе), то есть на самой территории высшего учебного заведения, не больше 20 часов в неделю. И несмотря на обширную структуру подобных кампусов, найти работу бывает не всегда просто.
Но опять же этот недостаток имеет и обратную, положительную, сторону. Учащиеся, приехавшие из других государств с целью получить качественное образование, могут полноценно сосредоточиться на учебном процессе, не отвлекаясь на посторонние факторы. Зато по окончанию университета они смогут быстро найти достойную работу и компенсировать финансовые затраты на учебу.
Таким образом, образовательная сфера Соединенных Штатов имеет множество преимуществ, привлекающих учащихся со всего мира. И некоторые недостатки системы, касающиеся преимущественно средней школы, полностью нивелируются высоким качеством, перспективностью и престижностью обучения.