Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 1124 раза

Библиографическое описание:

Залуцкая, Е. В. Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей / Е. В. Залуцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 287-292. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1492/ (дата обращения: 16.11.2024).

Старший подростковый или ранний юношеский возраст – это определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Этот этап представляет собой один из важных периодов становления личности. В этом возрасте завершается бурная перестройка самосознания личности, ее ценностей и интересов. Подросток осваивает новые системы отношений, а вследствие этого претерпевает изменения и его смысловая сфера. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностно-смысловой сферы личности.

Проблема совершения правонарушений и преступлений подростками и молодежью существовала всегда. Рост правонарушений несовершеннолетними по темпам опережает рост взрослой преступности. Среди факторов социального риска не последнее место занимают социально-психологические причины возникновения противоправного поведения подростков, такие, как конфликтные отношения супругов в семье, педагогическая несостоятельность родителей, влияние асоциальных групп, особенности системы ценностно-смысловых ориентаций и других образований личности. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Уровень правонарушений среди несовершеннолетних достаточно высокий и вызывает серьезную озабоченность:

- каждое десятое преступление в стране совершается несовершеннолетними;

- преступные действия подростков становятся все более жестокими и изощренными, все чаще фиксируется их связь с алкоголизмом;

- выросло число несовершеннолетних сирот, 90% из которых имеют родителей;

- заметно проявляется тенденция к совершению групповых преступлений, снижается возрастной порог преступности;

- ежегодно органами милиции задерживается только в пьяном состоянии более 20000 несовершеннолетних.

Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей, ее деформация, являются одним из значимых факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий. Нарушения развития ценностно-смысловой сферы личности зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности» - в ответ на это несовершеннолетние начинают активный поиск новых стимулов и ощущений и, как следствие, совершают правонарушения. Учитывая, что при этом для них менее значимы и социальная оценка, и последствия своих действий, в поисках этих стимулов и ощущений они могут проявлять девиации в поведении. В исследованиях подросткового и юношеского возраста большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а так же причинам противоправного поведения. Но известно, что одной из причин правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, деформация системы ценностно-смысловых ориентаций. Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека, то возникает проблема изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой преступностью несовершеннолетних в общей структуре преступности, с другой – необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей с целью выделения особенностей развития этой сферы у несовершеннолетних правонарушителей. Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета. Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у несовершеннолетних правонарушителей ценностно-смысловая сфера личности имеет следующие особенности: отсутствие ценностей, принятых в обществе (познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни); убежденность в своей ненужности, утрата ценности своего «Я» и ценности другого человека; отсутствие перспективы будущего. Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:

·                     Проанализировать существующие подходы к изучению формирования, развития и особенностей ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей; выделить основные психологические характеристики смысловой сферы.

·                     Провести эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей.

·                     Выделить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

Методологическую основу исследования составили работы

С.В. Быкова, Ю.А. Васильевой, Г.И. Гилинского, И.В. Дубровиной, С.Я. Ермолич, А.Л. Литхарникова, Л.А. Регуш, Т.А. Шульги, Д.И. Фельдштейн и др., в которых отражена значимость формирования ценностных ориентаций для личности, особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей. Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:

1.                  Теоретический анализ психологической и педагогической литературы

по теме исследования, обобщение теоретического и эмпирического материалов.

2. Тестирование (психодиагностические методики: Методика предельных

смыслов (МПС) Д.А.Леонтьева, Тест самоотношений двадцати утверждений М.Куна, Т.Макпартленда (Приложение 1), Методика «Ценностные ориентации» М. Лукьяновой, модифицированная методика исследования «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (Приложение 2), «Диагностика личностного роста школьников» П.В.Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой .

 3. Контент-анализ (МПС, «Тест самоотношений двадцати утверждений»,

«Незаконченные предложения»); качественный анализ и содержательная

интерпретация результатов.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о специфике и особенностях развития ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в коррекционной и консультационной работе с подростками, их родителями и значимыми взрослыми.

Экспериментальную базу исследования составили несовершеннолетние правонарушители старшего подросткового возраста (14 – 16,5 лет), которые за период с 2004-2007 года состояли на внутришкольном контроле и учете и на учете в КДН и ИДН г.Вилючинска Камчатской области. Основные особенности несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в соответствующих школах и профессиональном училище: имеют существенные проблемы в поведении и обучении, не включенность в учебную и внешкольную воспитательную деятельность, педагогическая запущенность, правонарушения с последующей постановкой на внутришкольный контроль и учет, в ИДН и КДН, эпизодическое употребление ПАВ, осведомлены больше обычного о незаконном способе добывания денег, еды, одежды и ПАВ. Правонарушения, совершаемые данными учащимися: распитие спиртных напитков и токсикомания, кражи личной собственности граждан, нанесение телесных повреждений, в том числе тяжких, хулиганство. Большинство учащихся правонарушителей из материально неблагополучных семей, у 11 учащихся неполные семьи, родители многих алкоголизированы, не имеют постоянной работы.

Выводы, полученные в результате исследования ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.

Изучая особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей мы пришли к выводу об относительной недифференцированности восприятия собственной личности испытуемыми – правонарушителями, низкой степени осмысления такой реальности, как «Я». Несовершеннолетним правонарушителям в большей степени присуще закрытое (защитное) отношение к собственной личности, поверхностная оценка себя и своих качеств, общий негативный эмоциональный фон отношения к себе, переживание малой ценности и значимости собственной личности. Несовершеннолетние правонарушители переживают свою жизнь, как пустую, бесцельную, лишенную интереса, смысла и перспектив. Цели в жизни либо отсутствуют, либо набор их очень ограничен. Они ориентированы, прежде всего, на настоящее, с удовлетворением «здесь и теперь» потребностей при неразработанности, аморфности образа будущего. На отсутствие «временных перспектив» у правонарушителей указывает и Д.И. Фельдштейн[1]. Он полагает, что в отличие от правопослушных подростков, которые значительно больше думают о будущем, чем о настоящем или прошлом, правонарушители имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое. Очень важно проследить путь, который привел подростка к противоправному поведению. В этом аспекте полезной может оказаться информация о субъективном отношении несовершеннолетнего правонарушителя к себе, своему поведению, социальному окружению. О значимости последнего говорят исследования ценностно-смысловой сферы личности правонарушителей, которые показывают, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (социально – психологическая обстановка в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие, наследственность и т.д.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения. В результате проведенного нами исследования ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей мы выделили следующие особенности данной сферы:

1.У несовершеннолетних правонарушителей отсутствуют ценности, принятые в обществе, – познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни. Подростки убеждены в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего – то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия. (Рисунок 1).

2. Преобладающие ценности несовершеннолетних правонарушителей – материальное благополучие и наличие хороших и верных друзей.

3. В отношениях со взрослыми для несовершеннолетних правонарушителей характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате ценности своего «Я» и ценности другого человека. Эмоциональное отвержение собственного «Я» (Рисунок 2) у несовершеннолетних правонарушителей влияет на формирование отрицательного когнитивного компонента самооценки, который в свою очередь, определяет негативную установку по отношению к будущему, отсутствию перспектив. По результатам исследования определено, что в системе ценностей несовершеннолетних правонарушителей доминируют ценности конформистской направленности, а деформация состоит в том, что в ценностно-смысловой сфере преобладает эмоционально-отрицательная окраска.

Выделение данных особенностей ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей доказывает гипотезу нашего исследования. Итак, смысл жизни и ценностные ориентации у несовершеннолетних правонарушителей отличаются по многим проявлениям от представлений правопослушных подростков (Рисунок 3).

.

Рис.3 Ценностные ориентации

Реализация ценностей у несовершеннолетних правонарушителей осуществляется с помощью самоутверждения, высоких запросов, независимости, смелости, граничащей с нарушением законов. В ценностный ряд подростков и юношей правонарушителей не входят такие качества, как ценность другого человека, ответственность, образованность, культурные ценности, труд, ценность своего «Я». Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому ищут себе покровителей. Их не интересует общественное признание их деятельности, а только статус в обществе. Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, а в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Учитывая психологические особенности развития детей данной категории, необходимо особое внимание обращать на формирование их смысла жизни, осознание своих целей и построение жизненных сценариев.

В заключении отметим, что проблема совершения правонарушений и преступлений подростками и молодежью существовала всегда. Рост правонарушений несовершеннолетними по темпам опережает рост взрослой преступности. Среди факторов социального риска не последнее место занимают социально-психологические причины возникновения противоправного поведения подростков, такие, как конфликтные отношения супругов в семье, педагогическая несостоятельность родителей, влияние асоциальных групп, особенности системы ценностно-смысловых ориентаций и других образований личности. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Уровень правонарушений среди несовершеннолетних достаточно высокий и вызывает серьезную озабоченность. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей, ее деформация, являются одним из значимых факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий. Нарушения развития ценностно-смысловой сферы личности зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности» - в ответ на это несовершеннолетние начинают активный поиск новых стимулов и ощущений и, как следствие, совершают правонарушения. Учитывая, что при этом для них менее значимы и социальная оценка, и последствия своих действий, в поисках этих стимулов и ощущений они могут проявлять девиации в поведении. В исследованиях подросткового и юношеского возраста большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а так же причинам противоправного поведения. Но известно, что одной из причин правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, деформация системы ценностно-смысловых ориентаций. Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека, то возникает проблема изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой преступностью несовершеннолетних в общей структуре преступности, с другой – необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей с целью выделения особенностей развития этой сферы у несовершеннолетних правонарушителей.

Значимость проведенного нами исследования ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей заключается в расширении представлений о специфике и особенностях развития ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя. Т.А.Шульга предлагает в процессе психокоррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями «вскрыть смысловые пласты индивидуального существования»[2] и на их основе создавать у правонарушителей адекватную концепцию будущего.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в коррекционной и консультационной работе с подростками, их родителями и значимыми взрослыми.

Библиография:

1.                  Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.

2.                  Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая  характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.

3.                  Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1998. — 168 с.

4.                  Быков С.В., Шальнова О.А.Уровень субъективного контроля и противоправное поведение подростков: Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 18.Тольятти: Изд–во ТолПИ, 2001.С.144.

5.                  Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. – 1997. - № 2.

6.                  Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: в 6 – ти т.Т.3 / Отв.ред. А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1983. – 367 с.

7.                  Газета «Камчатское время», 12.05.04 г.

8.                  Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога/ Под редакцией И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

9.                  Емолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа.-1999.- N6.-С.37-43.

10.              Литхарников А.Л..Школьник: проблемы и ценности. В кн.: Наш проблемный подросток. Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999.С.78-104.

11.              Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.:Союз,1999.-144с.

12.              Раева В.М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.// Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семинара 28-30июня 1992года под редакцией И.А.Невского.М.1993.-С.85-94.

13.              Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 336 с.

14.              Фельдштейн Д.И. Перекрёсток. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 251-256.

15.              Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 284.

16.              Фельдштейн Д.И. Особенности включения подростков-правонарушителей в систему общественно-полезной трудовой деятельности. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 285-304.

17.              Шульга Т.П. Смысл жизни и ценности детей группы риска. М.: Полиграф – сервис, 2001.

 



[1] Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 284.

 

[2] Шульга Т.П. Смысл жизни и ценности детей группы риска. М.: Полиграф – сервис, 2001.- С. 36.

Основные термины (генерируются автоматически): ценностно-смысловая сфера личности, правонарушитель, ценностно-смысловая сфера, несовершеннолетний правонарушитель, Воронеж, Особенность, развивающаяся личность, Смысл жизни, противоправное поведение, Учебное пособие.


Похожие статьи

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической работе

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные факторы формирования креативности личности старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии

Социально-психологический аспект становления полоролевой идентичности подрастающего поколения российских граждан

Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи

Идеи трудового воспитания в национально-региональном компоненте обучения подрастающего поколения

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Похожие статьи

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

Модель взаимосвязи видов и форм контроля как условие формирование культуры самостоятельной работы обучающихся общеобразовательной школы

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Развитие проблемы социальной инициативности студентов в теории и практической работе

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные факторы формирования креативности личности старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии

Социально-психологический аспект становления полоролевой идентичности подрастающего поколения российских граждан

Некоторые факторы формирования сознания здорового образа жизни студенческой молодежи

Идеи трудового воспитания в национально-региональном компоненте обучения подрастающего поколения

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Задать вопрос