Старший подростковый или ранний юношеский возраст – это определенный этап созревания и развития человека между детством и взрослостью. Этот этап представляет собой один из важных периодов становления личности. В этом возрасте завершается бурная перестройка самосознания личности, ее ценностей и интересов. Подросток осваивает новые системы отношений, а вследствие этого претерпевает изменения и его смысловая сфера. Именно в подростковом и раннем юношеском возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов и является психологической базой ценностно-смысловой сферы личности.
Проблема совершения правонарушений и преступлений подростками и молодежью существовала всегда. Рост правонарушений несовершеннолетними по темпам опережает рост взрослой преступности. Среди факторов социального риска не последнее место занимают социально-психологические причины возникновения противоправного поведения подростков, такие, как конфликтные отношения супругов в семье, педагогическая несостоятельность родителей, влияние асоциальных групп, особенности системы ценностно-смысловых ориентаций и других образований личности. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Уровень правонарушений среди несовершеннолетних достаточно высокий и вызывает серьезную озабоченность:
- каждое десятое преступление в стране совершается несовершеннолетними;
- преступные действия подростков становятся все более жестокими и изощренными, все чаще фиксируется их связь с алкоголизмом;
- выросло число несовершеннолетних сирот, 90% из которых имеют родителей;
- заметно проявляется тенденция к совершению групповых преступлений, снижается возрастной порог преступности;
- ежегодно органами милиции задерживается только в пьяном состоянии более 20000 несовершеннолетних.
Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей, ее деформация, являются одним из значимых факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий. Нарушения развития ценностно-смысловой сферы личности зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности» - в ответ на это несовершеннолетние начинают активный поиск новых стимулов и ощущений и, как следствие, совершают правонарушения. Учитывая, что при этом для них менее значимы и социальная оценка, и последствия своих действий, в поисках этих стимулов и ощущений они могут проявлять девиации в поведении. В исследованиях подросткового и юношеского возраста большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а так же причинам противоправного поведения. Но известно, что одной из причин правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, деформация системы ценностно-смысловых ориентаций. Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека, то возникает проблема изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой преступностью несовершеннолетних в общей структуре преступности, с другой – необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей с целью выделения особенностей развития этой сферы у несовершеннолетних правонарушителей. Актуальность исследуемой проблемы, ее недостаточная разработанность, определили выбор темы исследования, ее объекта и предмета. Объектом исследования является ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования – особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у несовершеннолетних правонарушителей ценностно-смысловая сфера личности имеет следующие особенности: отсутствие ценностей, принятых в обществе (познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни); убежденность в своей ненужности, утрата ценности своего «Я» и ценности другого человека; отсутствие перспективы будущего. Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи:
· Проанализировать существующие подходы к изучению формирования, развития и особенностей ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей; выделить основные психологические характеристики смысловой сферы.
· Провести эмпирическое исследование ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей.
· Выделить особенности развития ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.
Методологическую основу исследования составили работы
С.В. Быкова, Ю.А. Васильевой, Г.И. Гилинского, И.В. Дубровиной, С.Я. Ермолич, А.Л. Литхарникова, Л.А. Регуш, Т.А. Шульги, Д.И. Фельдштейн и др., в которых отражена значимость формирования ценностных ориентаций для личности, особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей. Для достижения поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
1. Теоретический анализ психологической и педагогической литературы
по теме исследования, обобщение теоретического и эмпирического материалов.
2. Тестирование (психодиагностические методики: Методика предельных
смыслов (МПС) Д.А.Леонтьева, Тест самоотношений двадцати утверждений М.Куна, Т.Макпартленда (Приложение 1), Методика «Ценностные ориентации» М. Лукьяновой, модифицированная методика исследования «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (Приложение 2), «Диагностика личностного роста школьников» П.В.Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой .
3. Контент-анализ (МПС, «Тест самоотношений двадцати утверждений»,
«Незаконченные предложения»); качественный анализ и содержательная
интерпретация результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о специфике и особенностях развития ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в коррекционной и консультационной работе с подростками, их родителями и значимыми взрослыми.
Экспериментальную базу исследования составили несовершеннолетние правонарушители старшего подросткового возраста (14 – 16,5 лет), которые за период с 2004-2007 года состояли на внутришкольном контроле и учете и на учете в КДН и ИДН г.Вилючинска Камчатской области. Основные особенности несовершеннолетних правонарушителей, обучающихся в соответствующих школах и профессиональном училище: имеют существенные проблемы в поведении и обучении, не включенность в учебную и внешкольную воспитательную деятельность, педагогическая запущенность, правонарушения с последующей постановкой на внутришкольный контроль и учет, в ИДН и КДН, эпизодическое употребление ПАВ, осведомлены больше обычного о незаконном способе добывания денег, еды, одежды и ПАВ. Правонарушения, совершаемые данными учащимися: распитие спиртных напитков и токсикомания, кражи личной собственности граждан, нанесение телесных повреждений, в том числе тяжких, хулиганство. Большинство учащихся правонарушителей из материально неблагополучных семей, у 11 учащихся неполные семьи, родители многих алкоголизированы, не имеют постоянной работы.
Выводы, полученные в результате исследования ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей.
Изучая особенности ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей мы пришли к выводу об относительной недифференцированности восприятия собственной личности испытуемыми – правонарушителями, низкой степени осмысления такой реальности, как «Я». Несовершеннолетним правонарушителям в большей степени присуще закрытое (защитное) отношение к собственной личности, поверхностная оценка себя и своих качеств, общий негативный эмоциональный фон отношения к себе, переживание малой ценности и значимости собственной личности. Несовершеннолетние правонарушители переживают свою жизнь, как пустую, бесцельную, лишенную интереса, смысла и перспектив. Цели в жизни либо отсутствуют, либо набор их очень ограничен. Они ориентированы, прежде всего, на настоящее, с удовлетворением «здесь и теперь» потребностей при неразработанности, аморфности образа будущего. На отсутствие «временных перспектив» у правонарушителей указывает и Д.И. Фельдштейн[1]. Он полагает, что в отличие от правопослушных подростков, которые значительно больше думают о будущем, чем о настоящем или прошлом, правонарушители имеют «ретроспективную временную ориентацию», т.е. обращены в прошлое. Очень важно проследить путь, который привел подростка к противоправному поведению. В этом аспекте полезной может оказаться информация о субъективном отношении несовершеннолетнего правонарушителя к себе, своему поведению, социальному окружению. О значимости последнего говорят исследования ценностно-смысловой сферы личности правонарушителей, которые показывают, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (социально – психологическая обстановка в семье, степень влияния знакомых, друзей, физическое развитие, наследственность и т.д.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения. В результате проведенного нами исследования ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей мы выделили следующие особенности данной сферы:
1.У несовершеннолетних правонарушителей отсутствуют ценности, принятые в обществе, – познание, ценности культуры, активная деятельность в жизни. Подростки убеждены в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего – то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия. (Рисунок 1).
2. Преобладающие ценности несовершеннолетних правонарушителей – материальное благополучие и наличие хороших и верных друзей.
3. В отношениях со взрослыми для несовершеннолетних правонарушителей характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате ценности своего «Я» и ценности другого человека. Эмоциональное отвержение собственного «Я» (Рисунок 2) у несовершеннолетних правонарушителей влияет на формирование отрицательного когнитивного компонента самооценки, который в свою очередь, определяет негативную установку по отношению к будущему, отсутствию перспектив. По результатам исследования определено, что в системе ценностей несовершеннолетних правонарушителей доминируют ценности конформистской направленности, а деформация состоит в том, что в ценностно-смысловой сфере преобладает эмоционально-отрицательная окраска.
Выделение данных особенностей ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей доказывает гипотезу нашего исследования. Итак, смысл жизни и ценностные ориентации у несовершеннолетних правонарушителей отличаются по многим проявлениям от представлений правопослушных подростков (Рисунок 3).
.
Рис.3 Ценностные ориентации
Реализация ценностей у несовершеннолетних правонарушителей осуществляется с помощью самоутверждения, высоких запросов, независимости, смелости, граничащей с нарушением законов. В ценностный ряд подростков и юношей правонарушителей не входят такие качества, как ценность другого человека, ответственность, образованность, культурные ценности, труд, ценность своего «Я». Они уверены в том, что от них ничего не зависит, и поэтому ищут себе покровителей. Их не интересует общественное признание их деятельности, а только статус в обществе. Склонность к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая приносит только материальное удовлетворение, а в способах «добывания» средств они проявляют неразборчивость. Учитывая психологические особенности развития детей данной категории, необходимо особое внимание обращать на формирование их смысла жизни, осознание своих целей и построение жизненных сценариев.
В заключении отметим, что проблема совершения правонарушений и преступлений подростками и молодежью существовала всегда. Рост правонарушений несовершеннолетними по темпам опережает рост взрослой преступности. Среди факторов социального риска не последнее место занимают социально-психологические причины возникновения противоправного поведения подростков, такие, как конфликтные отношения супругов в семье, педагогическая несостоятельность родителей, влияние асоциальных групп, особенности системы ценностно-смысловых ориентаций и других образований личности. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Уровень правонарушений среди несовершеннолетних достаточно высокий и вызывает серьезную озабоченность. Особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей, ее деформация, являются одним из значимых факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий. Нарушения развития ценностно-смысловой сферы личности зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности и «пресности» - в ответ на это несовершеннолетние начинают активный поиск новых стимулов и ощущений и, как следствие, совершают правонарушения. Учитывая, что при этом для них менее значимы и социальная оценка, и последствия своих действий, в поисках этих стимулов и ощущений они могут проявлять девиации в поведении. В исследованиях подросткового и юношеского возраста большое внимание уделяется профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, а так же причинам противоправного поведения. Но известно, что одной из причин правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании, деформация системы ценностно-смысловых ориентаций. Так как системы ценностно-смысловых ориентаций и связанная с ними направленность личности являются центральным звеном, в конечном итоге определяющим законопослушность либо противоправность поведения человека, то возникает проблема изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя. Поэтому актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой преступностью несовершеннолетних в общей структуре преступности, с другой – необходимостью изучения ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей с целью выделения особенностей развития этой сферы у несовершеннолетних правонарушителей.
Значимость проведенного нами исследования ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетних правонарушителей заключается в расширении представлений о специфике и особенностях развития ценностно-смысловой сферы личности несовершеннолетнего правонарушителя. Т.А.Шульга предлагает в процессе психокоррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями «вскрыть смысловые пласты индивидуального существования»[2] и на их основе создавать у правонарушителей адекватную концепцию будущего.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в коррекционной и консультационной работе с подростками, их родителями и значимыми взрослыми.
Библиография:
1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.
2. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. — М.: Просвещение, 1998. — 168 с.
4. Быков С.В., Шальнова О.А.Уровень субъективного контроля и противоправное поведение подростков: Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 18.Тольятти: Изд–во ТолПИ, 2001.С.144.
5. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. – 1997. - № 2.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч.: в 6 – ти т.Т.3 / Отв.ред. А.В.Запорожец. – М.: Педагогика, 1983. – 367 с.
7. Газета «Камчатское время», 12.05.04 г.
8. Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога/ Под редакцией И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
9. Емолич С.Я. Ценностно-нормативные знания у подростков как условия повышения эффективности ранней профилактики девиантного поведения. //Социально-педагогическая работа.-1999.- N6.-С.37-43.
10. Литхарников А.Л..Школьник: проблемы и ценности. В кн.: Наш проблемный подросток. Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999.С.78-104.
11. Наш проблемный подросток: Учебное пособие под редакцией Л.А.Регуш СПб.:Союз,1999.-144с.
12. Раева В.М. Структурные особенности личности несовершеннолетних правонарушителей.// Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии: Материалы научно-практического семинара 28-30июня 1992года под редакцией И.А.Невского.М.1993.-С.85-94.
13. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 336 с.
14. Фельдштейн Д.И. Перекрёсток. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 251-256.
15. Фельдштейн Д.И. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 284.
16. Фельдштейн Д.И. Особенности включения подростков-правонарушителей в систему общественно-полезной трудовой деятельности. // Психология развивающейся личности. – М. – Воронеж, 1996. – С. 285-304.
17. Шульга Т.П. Смысл жизни и ценности детей группы риска. М.: Полиграф – сервис, 2001.