Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 6107 раз

Библиографическое описание:

Сергеева, А. А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1651/ (дата обращения: 19.12.2024).

Студенческие годы – это принципиальный этап социализации, когда наряду с профессиональным становлением активно осваиваются особые пласты культуры, устанавливаются личностные связи, сохраняющиеся, порой, в течение всей жизни. Итак, в 70-е гг. XX века советскими социологами Б.Г. Рубиным и Ю.С. Колесниковым студенчество было определено как социальная группа в системе высшего образования, имеющая свои специфические особенности и готовящаяся выполнять социальные роли интеллигенции. [1, с.38] Т.В. Ищенко характеризует студенчество как часть молодежи, для которой определяющими являются возраст и характер труда. Л.Я. Рубина, определяет студенчество как особую общественную группу, в качестве основной ее характеристики называет переходное ее состояние, которое обнаруживается и на социально-классовом, и на личностном уровне. Студенчество объединяет молодежь примерно одного возраста и одинакового уровня образования, отличающуюся от других социальных групп формами организации жизнедеятельности, «локализацией» образа жизни в стенах вуза, студенческой группы, общежитии; важнейшей специфической чертой студенчества является занятие учебной деятельностью.[2, с.20]

По мнению Л.Я. Рубиной, студенчество не является социально-классовой или социально-профессиональной группой, это большая общественная группа, служащая источником пополнения основных рядов интеллигенции, занятая деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду, активно участвующая в разнообразной общественно-полезной деятельности. [3, с.40]

А.Н.Семашко так же определяет студенчество как отдельную социальную группу. Он утверждает, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции… студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе. [4, с.25] Другой отечественный социолог М.Н. Руткевич размышляет о соотношении социально-классовой структуры общества: «Применение термина «социальная группа» нашло свое отражение в теории классов. Так, например, такие общественные группы, имеющие специфические интересы, как женщины, молодежь, пенсионеры и др., изучаются демографией и для точности могут быть названы социально-демографическими». [5, с.12]

В существующих социологических работах, посвященных студенчеству, в большей степени дается определение данной совокупности индивидов как социальной группы. В работах В.Т. Лисовский в определении студенчества опирается на характер труда и его направленность. Он обосновывает, что процесс обучения и связанная с ним деятельность является средством вхождения молодежи в самостоятельный мир, а также средством и способом ее самореализации. Относительная свобода выбора позволяет принимать ответственность, следовательно, и нести самому ответственность за свои поступки. Для молодежи, как было отмечено, основным видом деятельности является учеба, которая позволяет, с одной стороны, обеспечить единство индивида и социума – классом, группой, коллективом; с другой – в процессе взаимодействия молодой человек осознает свою индивидуальность. [6, с.102]

В социологических словарях студенчество определяется как «самостоятельная социальная группа, представляющая собой совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися между собой во взаимодействии, оказывающих помощь друг другу в достижении личных целей». [7, с. 322]

Характерным для студенческой молодежи является личностная независимость, ценность свободы в принятии решений, престижность получаемого образования. Никто иной, как молодежь является законодателем нетрадиционных и прогрессивных подходов к сложившимся обстоятельствам, чаще всего именно молодежь выступает критиком накопленного исторического опыта и является объектам для подражания.

Будучи интеллектуальной и духовной элитой молодежи студенчество представляет собой элиту общества в целом, именно стремление к новому, его быстрое восприятие, а также осознание возлагаемых обществом надежд и обязанностей, определяет сущность структуры и динамики студенческой деятельности.

Система высшего образования видит одной из важнейших своих задач снижение сроков адаптации студентов к обучению в вузе. Поступив в вуз, молодые люди оказываются в совершенно иной обстановке, отличающейся от школьной и режимом занятий, и формами организации учебного процесса, и характером взаимоотношений с преподавателями. Особенно важен с этой точки зрения первый курс, когда студенту приходится осваивать большое количество новых понятий и представлений, знакомиться с множеством совершенно новых для него жизненных явлений и ситуаций. В связи с этим, можно говорить о трудностях, которые возникают в период начального обучения в вузе, а значит и о проблемах адаптации, которая  П. А. Просецким рассматривается как активное  творческое  приспособление  студентов  нового  приёма  к  условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной  деятельности, призвание  к  избранной  профессии,  рациональный  коллективный  и  личный режим труда, досуга  и  быта,  система  работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности. [8, с.124]

Анализ литературы позволяет установить, что понятие социальной адаптации трактуется через три основных дефиниции:

·                    активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими;

·                    оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, сближение целей в ролевой структуре;

·                    процесс и результат освоения человеком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого человека и его социального окружения.

 При решении данной проблемы необходимо учитывать комплекс возрастных особенностей личности студентов. Практическое решение задач, связанных с оптимизацией процесса адаптации учащихся раннеюношеского возраста, предполагает разработку методов диагностики их адаптационных способностей, уровня адаптированности, определение направлений оптимизации процесса адаптации. Предпосылки для успешного решения подобного рода задач содержатся в работах отечественных психологов, исследовавших особенности адаптации учащихся и студентов (И.А. Аливердиева, Д.А. Андреева, Н.А. Богачкина, В.Н. Брудный, Л.К. Гришанов, В.Д. Цуркан, М.Д. Дворяшина, М.В. Деляу, Л.Г. Егорова, В.К. Елманова, З.Ф. Есарева, С.А. Захарова, Л.В. Меньшикова, К.О. Сантросян, А.В. Сиомичев и др.). Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме адаптации позволил нам сделать выводы о том, что, несмотря на многочисленные исследования разных аспектов адаптации, ряд вопросов остается открытым. Одним из вопросов, не имеющих однозначного ответа, является вопрос о влиянии индивидуально-психологических и возрастных особенностей на успешность процесса адаптации. И хотя большинство ученых отвечает на этот вопрос положительно, конкретных указаний на значимость того или иного свойства очень немного. Тем более это касается системного подхода к проблеме адаптации человека: практически не встретилось работ, где исследование охватывало бы все уровни индивидуальности человека – от биологического до социально-психологического. Современная высшая школа, признавая в качестве основополагающего принципа принцип гуманизации образования, выступает как система условий, обеспечивающих развитие личности во всех ее проявлениях. Акцент на развитии личности студента выдвигает ряд проблем, среди которых проблема изучения и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся в учебно-педагогическом процессе вуза занимает одно из центральных мест.

Еще более неразработанным в научной литературе является вопрос о возрастных особенностях адаптации учащихся, служащих своеобразным фоном, на котором проявляются индивидуально-психологические особенности. Студенческий возраст как этап развития является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека. Учебная деятельность, характеризующая студенческий этап развития, предполагает максимальное включение личности в различные сферы общественных отношений и деятельности, которые требуют мобилизации всех ресурсов человека и определяют повышенные требования к его адаптационным способностям. Однако новые социально-экономические условия в стране значительно расширяют диапазон студенчества: «сверху» - за счет студентов, получающих второе (а иногда и третье) высшее образование, «снизу» - за счет учащихся структур довузовского образования. И если для первых проблема адаптации к вузовской системе обучения уже не так значима (скорее, речь может идти о профессиональной адаптации), то для вторых - это одна из самых важных проблем. Готовы ли старшеклассники – физиологически, психологически, социально – к обучению в образовательной системе «вуз», которая предполагает совершенно иные, чем у школьника, «взрослые» модели и стратегии поведения с ровесниками, преподавателями и даже родителями.

На сегодняшний день не проведена система исследований, посвященных вопросу комплексной диагностики адаптивных возможностей личности вообще и студентов, в частности. Однако решение этого вопроса способствовало бы своевременному прогнозу возможных трудностей обучения и разработке мер по оптимизации процесса адаптации учащихся, а также управлению этим процессом. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что изучение проблемы адаптации личности и, конкретно, адаптации студентов с учетом их возрастных особенностей имеет высокую социальную и педагогическую общенаучную и практическую значимость.

Одной из главных целей нашего исследования явилось изучение содержания процесса адаптации студентов как особой социальной и возрастной группы к условиям вуза; выявление возрастных, физиологических, психофизиологических, психологических и социально-психологических особенностей этой категории учащихся, изучение их индивидуально-психологических особенностей и определение наиболее значимых для успешности адаптации к обучению в вузе.

Используя комплекс теоретических (комплексный анализ психолого-педагогической литературы) и эмпирических методов исследования (анкетирование и интервьюирования преподавателей и студентов, тестирование, анализ продуктов деятельности первокурсников, педагогический эксперимент), нами было установлено, что успешность адаптации студентов первого курса к обучению в вузе обусловлена адаптационными способностями молодых людей – их возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Возрастные особенности 17-18-летних юношей и девушек позволяют успешно адаптироваться к вузу.  Индивидуально-психологические характеристики (стиль мышления и деятельности, темперамент, уровень развития мыслительных способностей и др.) и различные их сочетания могут определять успешность адаптации. Учет индивидуально-психологических особенностей в учебном процессе, реализация специальных мероприятий и выполнение рекомендаций преподавателями может оптимизировать процесс адаптации первокурсников.

Таким образом, нами теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние индивидуально-психологических особенностей на процесс адаптации учащихся к обучению в вузе.

 

Литература

1.                            Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. – Ростов-на-Дону, 1968.

2.                            Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. – М., 1981.

3.                            Социальный портрет молодежи / Под ред. Л. Я. Рубиной и др. – М.: ВКШ, 1990.

4.                            Семашко А.Н. Развитие эстетической культуры молодежи. – М.: Знание, 1980.

5.                Руткевич М.Н. Общественные потребности, система образования, молодежь. – М.: Политиздат, 1988.

6.                Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. – 1998. – № 5.

7.                            Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.

8.                Просецкий П. А.  Психологические   особенности   адаптации   студентов   нового   приёма   к   условиям   обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. –  Минск, 1986.

 

Основные термины (генерируются автоматически): студенчество, вуз, высшее образование, особенность, проблема адаптации, оптимизация процесса адаптации учащихся, совокупность индивидов, социальная группа, учебная деятельность, учебный процесс.


Похожие статьи

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования

Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Социально-психологические факторы в преподавании иностранного языка студентам технического вуза

Похожие статьи

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Психологические особенности студентов неязыкового вуза при обучении иностранному языку

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности

Влияние психологических особенностей формирования личности подростка на проблемы и перспективы развития образования

Особенности структурной организации отношений, способствующие формированию высокого адаптационного потенциала личности

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях гуманитаризации высшего образования

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Социально-психологические факторы в преподавании иностранного языка студентам технического вуза

Задать вопрос