Психологическое здоровье педагога общеобразовательной школы мы понимаем как степень его ценностной, компетентностной, личностной, творческой и социальной самореализации в профессии. Это позволило нам разработать эффективную психолого-акмеологическую модель развития психологического здоровья педагога общеобразовательной школы, включающую:
- методологические подходы к изучению и развитию психологического здоровья педагога (системный, личностный, деятельностный, гуманистический, акмеологический);
- структурно-содержательные компоненты (ценностная, компетентностная, личностная, творческая и социальная сферы самореализации);
- критерии (стремление к самоактуализации, гармоничность; готовность к достижению психологического здоровья, прогностичность; стрессоустойчивость, адекватная Я-концепция, креативность, субъектность; социабельность, интернальность);
- уровни (низкий, средний, высокий) психологического здоровья педагога;
- психолого-акмеологические детерминанты:
факторы – конгруэнтность, коммуникативность, стрессоустойчивость, своевременность, ответственность;
условия – наличие здоровьесберегающих знаний, компетенций, стратегий, акмеологической здоровьесберегающей среды, ситуаций личностной самореализации;
содержательно-технологическое обеспечение процесса развития психологического здоровья педагога в виде психологического тренинга; прогнозируемый результат – достижение педагогом более высокого уровня психологического здоровья.
Повышение уровня психологического здоровья педагога достигалась посредством психологического тренинга «Акмеологическая теория и практика развития психологического здоровья педагога» (60 часов).
Целью тренинга являлось развитие психологического здоровья педагога общеобразовательной школы на основе совершенствования ценностной, компетентностной, личностной, творческой, социальной сфер самореализации личности педагога. В ходе тренинга решались следующие задачи:
- подведение педагогов к осознанию ценности, значимости психологического здоровья и повышение мотивации достижения его высшего уровня;
- стимулирование у педагогов стремления к самореализации в ценностях, профессиональных знаниях и умениях, качествах и отношениях, творчестве;
- формирование совокупности психолого-акмеологических знаний, необходимых для достижения высокого уровня психологического здоровья его проявления;
- создание условий для овладения и отработки педагогами целесообразных умений достижения, сохранения и развития здоровья;
- совершенствование способов и приемов саморегуляции и самокоррекции;
- создание условий для формирования адекватной Я-концепции педагога;
- стимулирование проявления гармоничности педагогов в ориентации на себя и окружающих;
- развитие коммуникативных способностей;
- стимулирование активности, инициативности и ответственности педагогов;
- стимулирование творчества, новаторства в профессиональной деятельности;
- совершенствование педагогами личностных качеств – целеустремленности, прогностичности, проницательности, ответственности, толерантности.
Психологический тренинг включал три этапа:
- диагностический – был направлен на констатацию состояния сформированности психологического здоровья, определение личностно-значимых характеристик педагога, его смысложизненных ориентаций, потребности быть психологически здоровым;
- реализующий, цель которого заключалась в совершенствовании выявленных компонентов, критериев и уровней психологического здоровья с учетом эмпирически выделенных факторов;
- аналитический был направлен на обсуждение и анализ результатов в области преобразования основных составляющих и уровней психологического здоровья педагога, совершенствования профессионально-важных и личностно-значимых качеств. Его структура, содержание и средства проведения непосредственно повлияли на достижение педагогами прогнозируемого результата, реализацию не только приоритетов личностной, субъектной, компетентностной и др. ее составляющих, но и проявились в прогрессивной, неманипулятивной направленности, интенсивности, открытости новому уровню развития и достижений, где акмеологическая технология, как «небольшая помощь взрослому», в виде универсальности для всех или индивидуальности для каждого (Л.С. Выготский), составляет сложную, интересную и перспективную акмеологическую составляющую процесса, в том числе, и постдипломного образования педагога общеобразовательной школы.
На успешность процесса развития психологического здоровья педагога, а именно его направленность, динамику, результативность и др. оказали влияние использованные групповые психологические процедуры и упражнения (ролевые и деловые игры, упражнения, моделирование жизненных и профессиональных ситуаций и др.)
Каждое занятие тренинга включало: информирование, тренинговую работу, процедуру подведения итогов занятия, практическую работу, направленную на диагностику, осмысление, анализ, коррекцию и развитие личностных характеристик педагога, самостоятельную работу.
Так, например, педагоги обсуждали роль общечеловеческих и профессиональных ценностей для развития психологического здоровья; диагностировали ценностные ориентации, стремление к актуализации, уровень субъективного контроля, личностные характеристики; обсуждали и анализировали результаты диагностики.
По результатам дискуссии стало ясно, что большинство педагогов (57%) ориентированы сознательно или бессознательно на самоосуществление в профессии, жизнедеятельности.
В ходе тренинга педагоги стремились к более глубокому осознанию уровня сформированности собственных смысложизненных установок, ценностей психологического здоровья – самоактуализации в профессии, гуманизма, гармонии, профессиональной перспективности; тренировались в выборе стратегий достижения высшего уровня собственного психологического здоровья. Для этого педагоги активно участвовали в дискуссиях, выполняли разнообразные психологические процедуры и упражнения, рефлексировали и др.
В процессе психологического тренинга у педагогов произошли статистически значимые прогрессивные изменения в ценностной, компетентностной, личностной, творческой и социальной сферах самореализации. Принципиальное значение представляют возросшие результаты показателей самоактуализации личности педагога, что подтверждает увеличение степени его социальной самореализации во взаимодействии с учащимися и коллегами.
Произошли изменения средних значений (баллы) по таким шкалам как: «ценности» (с 9 до 10), «потребность в познании» (с 8 до 9), «спонтанность» (с 6 до 7). Рост показателей по шкале «гибкость в общении» (с 7 до 8), свидетельствует о повышении способности педагога к самораскрытию, установлению более прочных и доброжелательных отношений, что следует рассматривать как рост его социабельности. По изменениям значений в сторону увеличения по шкале «аутосимпатия» (с 7 до 8), можно говорить о значительной тенденции утверждения большинством педагогов позитивной «Я-концепции» в актах самооценивания, самоотношения, взаимодействия с окружающими, что нашло позитивное отражение в ценностной, компетентностной и социальной сферах самореализации личности педагога (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения показателей самоактуализации личности педагога
Важные результаты в содержании социальной самореализации педагога показали исследования локуса контроля педагогов, которые отразились у большинства из них возросшими показателями интернальности в межличностном общении (с 8,9 до 9,6), в здоровье (с 3,4 до 3,8), в достижениях (с 7,6 до 8). Результаты свидетельствуют о том, что у педагогов повысилась компетентность в межличностном общении, перспективность, а также наблюдается рост активности, повышающий веру педагогов и возможность собственного влияния на достижение высших уровней психологического здоровья и свидетельствует о готовности педагога к более активной самореализации во всех проявлениях психологического здоровья (рис. 2).
Рис. 2. Динамика изменения локус-контроля педагога
Прогрессивными оказались качественные изменения, произошедшие в структуре личности педагога в виде роста фиксируемых показателей эмоциональной устойчивости, самоконтроля, адекватности самооценки, как проявление личностной самореализации (рис. 3).
Рис. 3. Динамика изменения личностных характеристик педагога
Анализ полученных данных после тренинга подвергался сравнению ранговым критерием U Манна-Уитни при p<0,05 и выявил зависимость высокого уровня психологического здоровья от сформированности смысложизненных ценностей (7,585), потребности в познании (7,533), автономности (6,307), гибкости в общении (7,406), эмоциональной устойчивости (7,207), самоконтроля (7,147), что эмпирически подтверждает выявленные в исследовании критерии психологического здоровья педагога.
Результаты статистически подтвержденного исследования свидетельствуют о продуктивном росте и качественном преобразовании уровней психологического здоровья, динамика развития которых, определялась по совокупности преобразованных структурных компонентов и критериев психологического здоровья педагога.
Это дало основание педагогам по-новому оценить уровень собственного психологического здоровья (рис.4).
Рис. 4. Уровни психологического здоровья педагога (самооценка педагогов)