Рынок труда занимает центральное место в рыночной экономике, поскольку труд является решающим фактором производства, в своём роде безальтернативным ресурсом. Отношения в сфере труда лежат в основе системы экономических отношений общества.
Особым сегментом данного рынка является рынок труда молодежи. Молодежь в возрасте от 16 до 29 лет составляет более 50% экономически активного населения России в трудоспособном возрасте. А, принимая во внимание тот неоспоримый факт, что молодые люди – это будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит ее последующее развитие, со всей очевидностью представляется необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. Исследования молодежного рынка труда актуализируется в связи с тем, что молодежь на рынке труда, с одной стороны, наиболее мобильный, а с другой - наименее социально защищенный и наиболее уязвимый производственный ресурс, особенно в условиях современной России. При этом стоит отметить тенденцию последних лет – молодые специалисты во многих современных областях экономики, производства (промышленности), обладая актуальными знаниями и навыками, идущими в ногу со временем, являются наиболее квалифицированными кадрами. Отмеченное преобладание молодежи в структуре безработных, трудности адаптации к рыночным условиям, равно как и трудности социальной адаптации в целом, требуют внимания и глубокого анализа.
Существует объективная необходимость анализа и прогнозирования процессов на рынке труда молодежи, с целью получения возможности целенаправленного управленческого воздействия на них: как на рынок труда в целом, так и на его составляющие в частности. Современная наука располагает широким арсеналом соответствующих инструментов, среди которых особое место занимает экономико-математическое моделирование, относительно свободное от субъективных представлений, мнений и предпочтений. Практическими задачами экономико-математического моделирования являются, во-первых, анализ экономических объектов и процессов; во-вторых, экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов; в-третьих, выработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии. Однако, следует отметить, что далеко не во всех случаях данные, полученные в результате экономико-математического моделирования, могут использоваться как готовые управленческие решения. Они скорее выступают как «консультирующие» средства. Принятие управленческих решений остается за человеком. Таким образом, экономико-математическое моделирование является лишь одним из компонентов (пусть и очень важным) в человеко-машинных системах планирования и управления экономическими системами. Таким образом, экономико-математические методы и модели призваны помочь осмыслению современной ситуации на рынке труда и выбрать адекватные инструменты для его регулирования.
При моделировании процессов и явлений, характерных для молодежного рынка труда, следует учитывать ряд специфических особенностей, присущих данной социальной группе:
1. отсутствие опыта работы;
2. сравнительно низкий профессиональный уровень;
3. высокий уровень конкуренции на рынке труда;
4. амбиции, которые зачастую проявляются в завышенной самооценке;
5. отсутствие образования, достаточного уровня квалификации (поскольку социальную группу «молодежь» входят люди в возрасте от 16 лет);
6. отсутствие финансовой базы (стартового, начального капитала);
7. новые оригинальные, прогрессивные и порой смелые идеи; более зрелые люди могут просто побояться воплотить в жизнь такого рода идеи, опасаясь сопряженного с этим риска;
8. отсутствие эффективной системы учета, анализа и управления спросом и предложения (молодые люди, как правило, не обращаются в службу занятости и не становятся в ней на учет);
9. программы государственного субсидирования и поддержки молодежной занятости, в частности молодежного предпринимательства.
Рынку труда и протекающим на нем процессам посвящено достаточно большое число исследований как отечественных, так и зарубежных авторов. Рассмотрим наиболее значимые направления.
Математическое моделирование рынка труда как социально-экономической системы, опирается на достаточно обширный и глубоко разработанный аппарат экономико-математических методов и моделей. Особую значимость имеют работы по статистическому моделированию и прогнозированию экономических процессов С.А. Айвазяна, Т. Андерсона, Д. Бриллинджера, Дж. Бокса, Г. Дженкинса, Дж. Джонстона, К. Доугерти, М. Кендэла, Г. Крамера, Я.Р. Магнуса, Э. Маленво, B.C. Мхитаряна, Р. Отнеса, Г. Тейла, Д. Эноксона и др.
Общие подходы к математическому моделированию социально-экономических систем, их устойчивости и управлению разрабатывались в трудах Р. Аллена, А. Бергстрома, В.-Б. Занга, М. Интрилигатора, Л.В. Канторовича, В.И. Китайгородского, Н.Б. Кобелева, Н.Е. Кобринского, В.А. Колемаева, В.В. Леонтьева, Дж. фон Неймана, B.C. Немчинова, Ю.М. Плотинского, И. Экланда и др.
Работы, посвященные собственно проблематике рынка труда в целом и его моделированию в частности, можно разделить на два крупных направления исследований.
Первое направление включает в себя исследования общих положений экономической теории труда, а именно организацию, функционирование и результаты деятельности соответствующих рынков. В первую очередь сюда относятся фундаментальные труды признанных авторитетов экономической науки - А. Смита, К. Маркса, А. Пигу, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона, К.Р. Макконнелла и др., а также работы собственно теоретиков трудовых отношений - Г. Беккера, Р. Эренберга, Р. Смита, Р.К. Филера, Д.С. Хамериеша, А.Е. Риса, Л. Роббинса, Р. Гронау и др. Среди российских авторов, глубоко разрабатывающих теоретические аспекты функционирования рынка труда, можно выделить B.C. Буланова, Н.А. Волгина, И. Заславского, А. Котляра, Р.И. Капелюшникова, К.Г. Кязимова, А. Никифорову, В.А. Павленкова, Т.О. Разумову, СЮ. Рощина, Г.Э. Слезингера, Т. Четвернину, П.Э. Шлендера и др. Концепции функционирования рынка труда перечисленных выше авторов, по сути, представляют собой наиболее общие модели, отражающие основные подходы к исследованию трудовых процессов.
Второе направление представляет собой эмпирические исследования и непосредственно экономико-математическое моделирование рынков труда. Здесь следует выделить работы С. Коммандера, Р. Лэйарда, К. Оливетти, Б. Пе-тронголоу, А. Рихтера, В.Е. Гимпельсона, Р.Б. Фримэна, М.Е. Шафера, Дж. Эрла, и т.д.
Моделированию процессов, происходящих на рынке труда, также посвящены исследования отечественных ученых - А.В. Андрюнина, В. Брагина, А.Г. Коровкина, Т.Д. Лапиной, Л. Ниворожкиной, В. Осаковского К.В. Парбузина А.В. Полежаева, К.Н. Сабирьяновой, Л.С. Чижовой и др.
В исследованиях отмеченных учёных представлен широкий круг теоретических и практических аспектов моделирования процессов рынка труда. В большинстве своем в качестве, своего рода, «универсальных» методов экономико-математического моделирования в настоящее время применяется статистическое моделирование и прогнозирование на основе классического корреляционно-регрессионного, кластерного анализа, систем дифференциальных уравнений.
Выделим основные, первостепенные задачи в области рынка труда молодежи. Очевидно, что они совпадают с задачами экономики и социологии труда в целом:
· анализ состава и показателей численности трудовых ресурсов, в том числе анализ занятости и безработицы;
· анализ показателей рабочего времени, включая вопросы научной организации труда и анализа трудовых затрат;
· расчет фактической и планируемой производительности труда, анализ факторов, влияющих на производительность труда;
· анализ форм и систем оплаты труда, распределения работающих по уровню заработной платы;
· анализ динамики оплаты труда и производительности труда при изучении влияния их соотношения на себестоимость и конкурентоспособность продукции;
· построение системы балансов труда, включая баланс трудовых ресурсов, баланс использования рабочего времени, баланс движения численности работающих, межотраслевой баланс затрат труда;
· изучение основных показателей уровня жизни населения, в том числе анализ закономерностей и связей доходов и потребления.
Перечисленные задачи экономики и социологии труда определяют методологические основы исследования рынка труда. Эти основы включают в себя общенаучные методы (системный анализ, комплексный подход, программно-целевое планирование), аналитико-прогностические методы (математическое программирование, теория вероятностей и математическая статистика, теория массового обслуживания, методы экспертных оценок и др.), а также методы, заимствованные из других областей знаний, таких как социология, психология, экология и др. Указанные методологические основы исследования рынка труда определяют особенности применения экономико-математического моделирования и прогнозирования для решения названных выше задач в области экономики и социологии труда [6].
Основой для исследования процессов и явлений на рынке труда с количественной стороны служат статистические данные по всем разделам экономики и социологии труда (перекрестные данные, временные ряды). Следовательно, установление закономерностей должно происходить на базе эконометрики, которая оперирует методами теории вероятностей и математической статистики. Этот момент является общим для всех задач анализа трудовых показателей. Рассмотрим отдельные задачи экономики и социологии труда как объекты математического моделирования.
В Таблице 1. представлены задачи экономики и социологии труда и основные методы и модели экономико-математического моделирования, пригодные для их решения.
Таблица 1.
Задачи экономики и социологии труда |
Экономико-математические методы, пригодные для ее решения |
Транспортная задача, Задача об оптимальном составе смеси (задача о диете), задача о назначениях Задача оптимизации использования фонда рабочего времени, Задача оптимизации численности персонала |
Методы оптимизации: Методы линейного, нелинейного, Динамического, стохастического и целочисленного программирования
|
Баланс трудовых ресурсов |
Балансовые модели (статические, динамические): модель Леонтьева (экономико-математическая модель межотраслевого баланса затрат труда) |
Анализ производительности труда 1. прогнозирование производительности труда моделей;
2. многофакторное прогнозирование многомерной динамики производительности труда |
1.1 на основе временных рядов (трендовые и адаптивные модели), 1.2 экспоненциальное сглаживание, на базе авторегрессионных моделей 2. регрессионные модели, метод главных компонент и др. |
Анализ использования рабочего времени (в частности определения оптимального количества каналов обслуживания, коэффициенты загрузки и простоев этих каналов и другие показатели функционирования)
|
1. общие методы математической статистики 2. методы теории массового обслуживания (в т.ч. с использованием методов имитационного моделирования) |
Организация труда (в частности вопросы его нормирования и оплаты)
|
Методы теории игр: - антагонистические - игры с непротивоположными интересами - игры с природой (в условиях неопределенности и риска) |
Организация труда и оптимальное распределение трудовых ресурсов |
Методы сетевого планирования и управления |
Анализ распространения работников по месту работы и проживания: анализ данных о затратах времени на передвижение местами работы и жительства |
Кривые распределения с правосторонней асимметрией (например, кривые Пирсона) |
Анализ бюджетов внерабочего (свободного) времени |
Методы дисперсионного анализа |
Задачи анализа уровня жизни населения
|
1. При моделировании интегрированных характеристик жизненного уровня используются методы корреляционно-регрессионного анализа. 2. моделирование распределения работников по уровню заработной платы и семей по уровню среднедушевого дохода осущ. на базе ряда асимметрических распределений, в частности на базе логарифмически нормальной модели. 3. в задачах анализа потребления и спроса используются два основных вида моделей: корреляционные и структурные |
При моделировании социально-демографической структуры потребителей |
математический аппарат, описывающий Марковские процессы |
Модели жизненного уровня населения |
Блок дифференцированного баланса доходов и потребления (совокупность балансовых уравнений, решаемых методами матричной алгебры) |
Анализ научной литературы и публикаций, посвященных отдельным аспектам рынка труда, показывает, что большинство исследований носит качественный характер, а использование количественных методов направлено преимущественно на решение частных, локальных задач. Для российской экономики, на современном этапе ее развития, необходимым представляется использование принципа системности при разработке экономико-математических моделей рынка труда. Предлагается рассматривать вопросы рынка труда, а в частности рынка труда молодежи, системно – с учетом качественных данных при использовании количественных методов. Это позволит принять во внимание особенности функционирования объекта исследования посредством учеиа его качественных характеристик. В данном исследовании представляется целесообразным обращение к математическим методам, имеющим корни в экономике, социологии и психологии и прочих гуманитарных дисциплинах. Примером обозначенных методов могут служить когнитивный подход, теория игр и др. Остановимся подробнее на когнитивном подходе.
Применение когнитивного подхода, изначально сформировавшегося в рамках социальной психологии – когнитивизма, занимающегося изучением процессов восприятия и познания, привело к формированию особой отрасли знаний – когнитологии, концентрирующейся на исследовании проблем управления и принятия решений.
Посредством этого междисциплинарного метода предполагается осуществлять математическое моделирование процессов, происходящих на рынке труда. Рынок труда представляет собой сложную социально-экономическую систему. Молодежный рынок труда, являясь его частью, также является сложной социально-экономической системой. Указанные системы справедливо отнести к классу кибернетических, т.е. управляемых систем. Сложные системы в силу ряда особенностей справедливо отнести к слабоструктурированным. Основная проблема работы с такого рода системами заключается в их слабой формализуемости. [1]
Подготовку и принятие решений в задачах управления сложными системами следует рассматривать как комплексный интеллектуальный процесс разрешения проблем, несводимый исключительно к рациональному выбору. Для управления такого рода системами и их анализа в настоящее время широко применяется когнитивный подход.
Методология когнитивного моделирования, предназначенная для анализа и принятия решений в плохо определенных ситуациях, была предложена американским исследователем Р. Аксельродом.
Прангишвили И.В., говоря о методах эффективного управления сложными системами, выделил когнитивное моделирование среди оправдавших себя на практике научных методов повышения эффективности управления в организационных, социально-экономических и политических системах, которое направлено на решение слабоструктурированных проблем, часто возникающих во время управления сложными системами [4, 5].
Когнитивный подход позволяет увидеть и осознать логику развития событий при большом количестве взаимосвязанных факторов, что отвечает требованиям описания реальных ситуаций. Применение методов когнитивного моделирования дает возможность повысить эффективность принятия решений в слабоструктурированных проблемах: способствует углублению понимания проблемы субъектом, выявлению противоречий и качественному их анализу, пониманию мотивов прочих субъектов и др. Данный подход к моделированию и управлению сложными системами направлен на разработку формальных моделей и методов, поддерживающих процесс решения проблем благодаря учету когнитивных возможностей: восприятия, представления, познания, понимания, объяснения субъектов управления при решении управленческих задач. Таким образом, когнитивный подход в задачах анализа и управления можно рассматривать в качестве перспективного инструмента моделирования и исследования функционирования и развития слабоструктурированных систем и ситуаций посредством построения модели СС на основе когнитивной карты [2].
Когнитивная карта представляет собой схему, интерпретирующую мнение, взгляды ЛПР, позволяющую сформировать, а впоследствии, и уточнить гипотезы о функционировании объекта исследования. На языке математики когнитивной картой называется знаковый (взвешенный) ориентированный граф (орграф). Когнитивное моделирование сложных процессов позволяет дать качественные оценки протеканию процессов. Вершины графа соответствуют рассматриваемым процессам, направленные дуги графа отражают влияние процессов друг на друга, а также степень влияния путем приписывания соответствующих весов каждой дуге. Посредством когнитивной карты появляется возможность установления характера причинно-следственной связи между элементами рассматриваемой системы. Причинно-следственные связи разделяют на положительные: увеличение элемента системы А ведет к увеличению (усилению) элемента В; и отрицательные: уменьшение А ведет к уменьшению (ослаблению воздействия/влияния) В, при прочих равных условиях [3].
Таким образом, когнитивный подход в задачах анализа и управления можно рассматривать в качестве перспективного инструмента исследования функционирования и развития слабоструктурированных систем и ситуаций посредством построения когнитивной модели СС на основе когнитивной карты. Если в когнитивную карту, помимо всех прочих элементов, включить характеристики, отличающие молодежный рынок труда: отсутствие опыта работы, качество образования, завышенные амбиции и прочее, - рынок труда молодежи можно будет рассмотреть более детально: установить связи между его элементами, их характер и взаимное влияние.
Тем не менее, следует отметить, что когнитивный анализ наряду с достоинствами имеет существенный недостаток. При когнитивном моделировании используется одна базовая когнитивная карта, описывающая сложную систему. На основе этой карты строится модель, и осуществляются дальнейшие вычисления.
Строя когнитивную карту, исследователь получает своего рода «слепок» состояния системы (объекта) в заданный промежуток времени, сформированный под воздействием определенных факторов и внешней среды, с заложенным в него потенциалом развития и изменения. Она учитывает так же субъективное мнение данного исследователя. Когнитивные карты, построенные другими экспертами, а также одним экспертом, но в других условиях определяют ансамбль наблюдений за исследуемой СС. Одновременное рассмотрение таких карт позволяет дать объективную (усредненную) модель. Возникает задача идентификации сложной системы с помощью выборки когнитивных карт, аналогичная построению зависимости переменных и по ансамблю наблюдений за ними .
Приведенные выше рассуждения позволяют заключить, что управленческая деятельность, направленная на регулирование сложных систем, в частности рынка труда молодежи, может основываться на результатах когнитивного моделирования.
Результаты построения соответствующей когнитивной карты, которая интерпретирует мнение, взгляды ЛПР, описывающие реальность, позволяют:
1) сформулировать и уточнить гипотезы функционирования исследуемой сложной системы;
2) провести качественный анализ информации с целью выявления факторов, влияющих на систему, ранней идентификации и прогнозирования возможных отклонений развития системы;
3) осуществить моделирование ситуации с целью прогнозирования возможных вариантов ее развития и определения действий, способствующих ее развитию в направлении, соответствующем интересам ЛПР.
Таким образом, когнитивный подход представляет собой перспективный инструмент моделирования и управления такими сложными социально-экономическими системами, как рынок труда молодежи. В рамках когнитивного подхода реализуется столь важный принцип системности: будучи сформированным в области социальной психологии, он относиться к математическому аппарату. Это позволяет реализовать моделирование процессов и явлений, характерных для сложных систем, используя органичное сочетание применения количественных методов с учетом качественных и количественных характеристик исследуемых объектов.
Литература
1. Абуева Е.Л. Когнитивный анализ: перспективы развития // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании`2009». Том 9. Экономика – Одесса.
2. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И., Максимов В.И. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления, 2007. – Спец. Выпуск памяти И.В. Прангишвили.
3. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных социально-экономических систем: когнитивный подход. Ростов н/Дону, 2006.
4. Прангишвили И.В. О методах эффективного управления сложными системами // Тр. 5-й междунар. конф. «Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций» (CASC`2005) / ИПУ РАН. – М., 2005.
5. Саридис Дж. Самоорганизующиеся стохастические системы управления. Пер. с англ./ под ред. Я.З. Цыпкина. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. Лит., 1980.
6. Федосеев В.В. Экономико-математические модели и прогонозирование рынка труда: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 144 с.