Организации, добивающиеся успеха, всегда имеют динамичное и эффективное руководство, при этом руководитель–лидер – ключевая фигура в управлении организацией. Эффективное лидерство – основной фактор, обеспечивающий наибольшую пользу и выгоду для организации, При этом, стоит развести два понятия: «лидерство» и «руководство». Лидерство – это психологическая характеристика, а руководство – социальная. Это означает, что быть руководителем – это не обязательно считаться лидером, т.к. лидерство в значительной степени основывается на неформальной основе. С другой стороны, большая часть руководителей во многом обладают лидерскими качествами. Развивать в себе лидерские качества – задача того руководителя, который стремится, чтобы его организация была успешной на рынке предоставляемых услуг.
Слово «лидер» происходит от английского lead (вести). Т.о. лидер – это человек, идущий впереди, ведущий. Генри Минтцберг выделил восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:
1. Искусство быть равным – устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.
2. Искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.
3. Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.
4. Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.
5. Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.
6. Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.
7. Дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
8. Искусство самоанализа – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.
Существуют как врожденные лидерские способности, так и те, которые развиваются с течением времени. Важно даже не столько наличие этих способностей, сколько верное их использование. Человек учится важнейшим навыкам лидерства на протяжении всей жизни. Но развитие возможно только в том случае, когда человек сам хочет изменений. Лидер обладает четкими жизненными установками и стремится к совершенству.
А.А. Огарков, обозначая качества эффективного лидерства, связывает лидерство с проявлением следующих навыков:
1. Особых мотивационных установок:
· проактивная ориентация - характеристическая черта лидера – большая жизненная энергия и активность, нацеленность на результаты, принятие на себя ответственности за реализацию программ действий;
· ориентация на достижение успеха – установка высоких стандартов деятельности и стремление к достижению высоких и качественных результатов.
2. Навыков межличностного общения:
· ориентация на развитие – любая деятельность рассматривается в развитии, поручаются все более сложные задания;
· управление взаимодействиями – создание команд, объединенных общим видением проблемы;
· поиск на основе межличностного общения – создание и поддержание благоприятного социально – психологического климата в коллективе.
3. Представительских навыков:
· уверенность в себе - на основе обладания познавательными навыками, переработки информации и выработки видения будущего, лидер уверен в правильности и успешности своих решений;
· навыки презентации – лидер является хорошим оратором, он выражает свое мнение и мнение коллектива доступно и ясно.
4. Мотивационных навыков и умения влиять на других:
· влияние – воздействие личного авторитета лидера на команду личным примером, доверием и уважением, что способствует её активной деятельности;
· диапазон мотивации – использование широкого диапазона мотивационных средств (преимущественно позитивных).
Лидеру необходимо владеть всеми существующими стилями управления и уметь применять их в зависимости от условий, целей и задач организации, особенностей сотрудников и своих личных качеств. Общепринятыми считаются три стиля управления, выделенные немецким психологом Куртом Левином на основе экспериментов и ставшие классическими:
Ø Авторитарный стиль (директивный, диктаторский, автократический).
Основная характеристика – жесткое единоличное принятие решений и постоянный контроль за их выполнением. Личность работника и его интересы во внимание не принимаются. Управляющий при этом стремится к единовластию.
Ø Демократический стиль.
До принятия решения происходит обсуждение проблемы с сотрудниками, выясняется их мнение и приветствуются инициативы. Контроль за исполнением решений осуществляется как руководителем, так и сотрудниками. Личность сотрудников, их интересы, потребности лежат в поле интересов руководителя. Самый действенный стиль. Но требования, при этом, к способностям руководителя (организаторским, коммуникативным, интеллектуальным) достаточно высоки – только в этом случае возможна реализация данного стиля управления.
Ø Попустительский стиль.
Каждый волен высказывать свои позиции, но стремление к их согласованности отсутствует, также как и контроль за реализацией решений, а, следовательно, они и не выполняются.
Лидеры играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, в организации совместных действий благодаря своей центральной позиции. При этом особое значение отводится эмоциональной и социальной интуиции лидера.
Лидеры, обладающие высокой эмоциональной и социальной интуицией способны создать в организации такую атмосферу, в которой люди имеют возможность раскрыть свой потенциал, добиваясь высоких личных и коллективных результатов. Влияние руководителя будет глубоким и продолжительным, если он поддерживает сильные стороны подчиненного, его положительную самооценку и способность ставить перспективные цели на будущее. И, напротив, желание «исправить» подчиненного, указывая на его слабости и недостатки приведут к обиде, потере энтузиазма, игнорированию замечаний и отказу от изменений. Именно положительные эмоции являются активным стимулятором человеческой энергии. Подчиненному, также, как и руководителю необходимы воодушевление, вера в будущее и в собственные возможности.
Что должен делать руководитель понятно: оценивать обстановку, заниматься стратегией и организацией, управлять ресурсами, анализировать проделанную работу, соотносить результаты с целями и т.д. Но как этого достичь? Необходимо слушать и слышать своих подчиненных, воодушевлять их и внушать доверие, быть уверенным в собственной позиции и быть приверженцем своих ценностей.
Как уже отмечалось выше, отличительными чертами настоящих лидеров являются эмоциональный и социальный интеллекты. Лидер может создавать атмосферу, направленную на успех, либо на разрушение. Эмоции возникают быстрее, чем умственные реакции. Лидер должен научиться узнавать свои чувства и настроения, понимать, какое влияние они оказывают на окружающих, только тогда возможно использовать эмоции в управлении не только собственного, но и поведения подчиненных. И, конечно, необходимо развивать умение точно определять эмоциональный фон окружающих и реагировать на него должным образом. В современных условиях стрессовых ситуаций этот навык становится одним из ключевых в факторах личного и профессионального успеха. Настоящий лидер стремится, чтобы его эмоции не выходили из-под контроля и соответствовали ситуации. Он готов взять на себя инициативу, умеет концентрироваться, идя к поставленной цели.
Стержень эмоционального интеллекта – эмоциональное самосознание. Грамотный лидер знает свои сильные и слабые стороны. Его жизнь, согласующаяся со своими собственными правилами, успокаивает и внушает уверенность подчиненным. Руководитель оказывает весомое значение на эмоциональный фон коллектива. Если работник настроен на позитив, мыслит ясно, подходит к решению задач творчески – и результат будет выше. Успех возможен только тогда, когда работа приносит удовлетворение.
Безусловно, интеллектуальные способности, уровень когнетивного ума должен быть достаточно высоким у эффективного лидера-руководителя, но эмоциональный интеллект позволяет лидеру управлять своими эмоциями и настроением, а социальный интеллект отражает способы построения взаимоотношений с другими людьми. Руководители, обладающими этими качествами, умеют «заражать» подчиненных новыми идеями, создают атмосферу энтузиазма и взаимной поддержки подчиненных – основу успешной работы коллектива.
Руководитель, ориентированный на высокий результат, сознательно основывается в управлении подчиненными на продуманном представлении о человеке. Эффективный руководитель несет ответственность за положительные результаты деятельности и в настоящем, и в будущем. Задача руководителя-лидера – такое развитие подчиненных, когда они на качественно новом уровне решают текущие задачи и предугадывают потребности своего развития. Точно также лидер несет ответственность за свое развитие как личности и как руководителя. Именно лидерские качества позволяют вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
Психологи считают, что окружающие воспринимают лидера по четырем основным моделям:
ü один из нас
ü лучший из нас – образец для подражания
ü воплощение добродетелей
ü оправдание всех ожиданий
Такое отношение к лидеру позволяет ему распространять свое влияние и на весь коллектив в целом, и на каждого сотрудника в отдельности.
Н.Тичи разработал концепцию «двигателя лидерства». Для достижения долгосрочного, устойчивого успеха лидеры «высших» позиций должны формировать лидеров на всех уровнях управления, т.е. готовить последователей и преемников, которые впоследствии должны стать самостоятельно мыслящими лидерами.
Позиция лидера дает руководителю власть. Обладание властью – основной элемент успеха лидера. Необходимо уметь управлять своей реакцией и реакцией других людей на эту власть. Настоящий лидер стремится к эффективному сочетанию всех имеющихся у него источников власти - это одно из главных условий эффективного управления.
Литература:
1. Лидерство и руководство / В.Г. Алиев - COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)
2. Лидерство в предпринимательстве / В.Г.Ларионов, О.Н.Мельников – журнал «Российское предпринимательство» №2 – 2001
3. Природа лидерства / В.Г.Ларионов, О.Н. Мельников – журнал «Российское предпринимательство» №4 - 2001
4. Эффективные заменители лидерства / А.А.Огарков - COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)
5. Эффективный руководитель. 55 упражнений для личностного роста и осознанного изменения / Анни Мак Ки, Ричард Бояцис, Френсис Джонстон; [перевод с англ. М.Терехина, А.Лисицина].- М.:СмартБук, 2009. – 232с. – (Библиотека лидера)