Управление качеством учебно-воспитательного процесса в школе через повышение квалификации педагогического состава. Знание законов РФ, основные особенности и механизмы заключения трудового договора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Глечикова, Т. С. Управление качеством учебно-воспитательного процесса в школе через повышение квалификации педагогического состава. Знание законов РФ, основные особенности и механизмы заключения трудового договора / Т. С. Глечикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1672/ (дата обращения: 16.11.2024).

Организации, добивающиеся успеха, всегда имеют динамичное и эффективное руководство, при этом руководитель–лидер – ключевая фигура в управлении организацией. Эффективное лидерство – основной фактор, обеспечивающий наибольшую пользу и выгоду для организации, При этом,  стоит развести два понятия: «лидерство» и «руководство». Лидерство – это психологическая характеристика, а руководство – социальная. Это означает, что быть руководителем – это не обязательно считаться лидером, т.к. лидерство в значительной степени основывается на неформальной основе. С другой стороны, большая часть руководителей во многом обладают лидерскими качествами. Развивать в себе лидерские качества – задача того руководителя, который стремится, чтобы его организация была успешной на рынке предоставляемых услуг. 

            Слово «лидер» происходит от английского lead (вести). Т.о. лидер – это человек, идущий впереди, ведущий. Генри Минтцберг выделил восемь основных качеств, которые должны быть присущи лидеру:

1.        Искусство быть равным – устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми.

2.        Искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью.

3.        Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом.

4.        Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

5.        Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

6.        Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

7.        Дар предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.

8.        Искусство самоанализа – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Существуют как врожденные лидерские способности, так и те, которые развиваются с течением времени. Важно даже не столько наличие этих способностей, сколько верное их использование. Человек учится важнейшим навыкам лидерства на протяжении всей жизни. Но развитие возможно только в том случае, когда человек сам хочет изменений. Лидер обладает четкими жизненными установками  и стремится к совершенству.

А.А. Огарков, обозначая качества эффективного лидерства, связывает лидерство с проявлением следующих навыков:

1.        Особых мотивационных установок:

·           проактивная ориентация -  характеристическая черта лидера – большая жизненная энергия и активность, нацеленность на результаты, принятие на себя ответственности за реализацию программ действий;

·           ориентация на достижение успеха – установка высоких стандартов деятельности и стремление к достижению высоких и качественных результатов.

2.        Навыков межличностного общения:

·           ориентация на развитие – любая деятельность рассматривается в развитии, поручаются все более сложные задания;

·           управление взаимодействиями – создание команд, объединенных общим видением проблемы;

·           поиск на основе межличностного общения – создание и поддержание благоприятного социально – психологического климата в коллективе.

3.        Представительских навыков:

·           уверенность в себе - на основе обладания познавательными навыками, переработки информации и выработки видения будущего, лидер уверен в правильности и успешности своих решений;

·           навыки презентации – лидер является хорошим оратором, он выражает свое мнение и мнение коллектива доступно и ясно.

4.        Мотивационных навыков и умения влиять на других:

·           влияние – воздействие личного авторитета лидера на команду личным примером, доверием и уважением, что способствует её активной деятельности;

·           диапазон мотивации – использование широкого диапазона мотивационных средств (преимущественно позитивных).

Лидеру необходимо владеть всеми существующими стилями управления и уметь применять их в зависимости от условий, целей и задач организации, особенностей сотрудников и своих личных качеств. Общепринятыми считаются три стиля управления, выделенные немецким психологом Куртом Левином на основе экспериментов и ставшие классическими:

Ø Авторитарный стиль (директивный, диктаторский, автократический).

Основная характеристика – жесткое единоличное принятие решений и постоянный контроль за их выполнением. Личность работника и его интересы во внимание не принимаются. Управляющий при этом стремится к единовластию.

Ø Демократический стиль.

До принятия решения происходит обсуждение проблемы с сотрудниками, выясняется их мнение и приветствуются инициативы. Контроль за исполнением решений осуществляется как руководителем, так и сотрудниками. Личность сотрудников, их интересы, потребности лежат в поле интересов руководителя. Самый действенный стиль. Но требования, при этом, к способностям руководителя (организаторским, коммуникативным, интеллектуальным) достаточно высоки – только в этом случае возможна реализация данного стиля управления.

Ø Попустительский стиль.

Каждый волен высказывать свои позиции, но стремление к их согласованности отсутствует, также как и контроль за реализацией решений, а, следовательно, они и не выполняются.

            Лидеры играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, в организации совместных действий благодаря своей центральной позиции. При этом особое значение отводится эмоциональной и социальной интуиции лидера.

            Лидеры, обладающие высокой эмоциональной и социальной интуицией способны создать в организации такую атмосферу, в которой люди имеют возможность раскрыть свой потенциал, добиваясь высоких личных и коллективных результатов.       Влияние руководителя будет глубоким и продолжительным, если он поддерживает сильные стороны подчиненного, его положительную самооценку и способность ставить перспективные цели на будущее. И, напротив, желание «исправить» подчиненного, указывая на его слабости и недостатки приведут к обиде, потере энтузиазма, игнорированию замечаний и отказу от изменений. Именно положительные эмоции являются активным стимулятором человеческой энергии. Подчиненному, также, как и руководителю необходимы воодушевление, вера в будущее и в собственные возможности.

            Что должен делать руководитель понятно: оценивать обстановку, заниматься стратегией и организацией, управлять ресурсами, анализировать проделанную работу, соотносить результаты с целями и т.д. Но как этого достичь? Необходимо слушать  и слышать своих подчиненных, воодушевлять их и внушать доверие, быть уверенным в собственной позиции и быть приверженцем своих ценностей.

            Как уже отмечалось выше, отличительными чертами настоящих лидеров являются эмоциональный и социальный интеллекты. Лидер может создавать атмосферу, направленную на успех, либо на разрушение. Эмоции возникают быстрее, чем умственные реакции. Лидер должен научиться узнавать свои чувства и настроения, понимать, какое влияние они оказывают на окружающих, только тогда возможно использовать эмоции в управлении не только собственного, но и поведения подчиненных. И, конечно, необходимо развивать умение точно определять эмоциональный фон окружающих и реагировать на него должным образом. В современных условиях стрессовых ситуаций этот навык становится одним из ключевых в факторах личного и профессионального успеха. Настоящий лидер стремится, чтобы его эмоции не выходили из-под контроля и соответствовали ситуации. Он готов взять на себя инициативу, умеет концентрироваться, идя к поставленной цели.

Стержень эмоционального интеллекта – эмоциональное самосознание. Грамотный лидер знает свои сильные и слабые стороны. Его жизнь, согласующаяся со своими собственными правилами, успокаивает и внушает уверенность подчиненным. Руководитель оказывает весомое значение на эмоциональный фон коллектива. Если работник настроен на позитив, мыслит ясно, подходит к решению задач творчески – и результат будет выше. Успех возможен только тогда, когда работа приносит удовлетворение.

            Безусловно, интеллектуальные способности, уровень когнетивного ума должен быть достаточно высоким у эффективного лидера-руководителя, но эмоциональный интеллект позволяет лидеру управлять своими эмоциями и настроением, а социальный интеллект отражает способы построения взаимоотношений с другими людьми. Руководители, обладающими этими качествами, умеют «заражать» подчиненных новыми идеями, создают атмосферу энтузиазма и взаимной поддержки подчиненных – основу успешной работы коллектива.

            Руководитель, ориентированный на высокий результат, сознательно основывается в управлении подчиненными на продуманном представлении о человеке. Эффективный руководитель несет ответственность за положительные результаты деятельности и в настоящем, и в будущем. Задача руководителя-лидера – такое развитие подчиненных, когда они на качественно новом уровне решают текущие задачи и предугадывают потребности своего развития. Точно также лидер несет ответственность за свое развитие как личности и как руководителя. Именно лидерские качества позволяют вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.           

            Психологи считают, что окружающие воспринимают лидера по четырем основным моделям:

ü  один из нас

ü  лучший из нас – образец для подражания

ü  воплощение добродетелей

ü  оправдание всех ожиданий

Такое отношение к лидеру позволяет ему распространять свое влияние и на весь коллектив в целом, и на каждого сотрудника в отдельности.

            Н.Тичи разработал концепцию «двигателя лидерства». Для достижения долгосрочного, устойчивого успеха лидеры «высших» позиций должны формировать лидеров на всех уровнях управления, т.е. готовить последователей и преемников, которые впоследствии должны стать самостоятельно мыслящими лидерами.   

            Позиция лидера дает руководителю власть. Обладание властью – основной элемент успеха лидера. Необходимо уметь управлять своей реакцией и реакцией других людей на эту власть. Настоящий лидер стремится к эффективному сочетанию всех имеющихся у него источников власти  - это одно из главных условий эффективного управления.  

 

Литература:

1.         Лидерство и руководство / В.Г. Алиев - COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

2.        Лидерство в предпринимательстве / В.Г.Ларионов, О.Н.Мельников – журнал «Российское предпринимательство» №2 – 2001

3.        Природа лидерства / В.Г.Ларионов, О.Н. Мельников – журнал «Российское предпринимательство» №4 - 2001

4.        Эффективные заменители лидерства / А.А.Огарков - COPYRIGHT 2006 © Элитариум — Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

5.        Эффективный руководитель. 55 упражнений для личностного роста и осознанного изменения / Анни Мак Ки, Ричард Бояцис, Френсис Джонстон; [перевод с англ. М.Терехина, А.Лисицина].- М.:СмартБук, 2009. – 232с. – (Библиотека лидера) 

 

Основные термины (генерируются автоматически): лидер, руководитель, способность, какое влияние, межличностное общение, Позиция лидера, социальный интеллект, стиль управления, эмоциональный интеллект, эффективное лидерство.


Похожие статьи

Динамика уровня профессиональной компетентности учителей в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся в зависимости от стажа работы в школе

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования»

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Особенности организации учебного процесса по русскому языку как иностранному с учётом национальной специфики обучающихся

Трудовые отношения как аспект взаимодействия профессионального педагога и работодателя с целью повышения качества образовательного процесса

Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Похожие статьи

Динамика уровня профессиональной компетентности учителей в сфере педагогического взаимодействия с родителями учащихся в зависимости от стажа работы в школе

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Технологический и процессуальный подходы обучения на примере предмета «Методика профессионального образования»

Воспитательные функции педагога в процессе формирования студенческого коллектива в ССУЗе

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Особенности организации учебного процесса по русскому языку как иностранному с учётом национальной специфики обучающихся

Трудовые отношения как аспект взаимодействия профессионального педагога и работодателя с целью повышения качества образовательного процесса

Совершенствование форм и методов преподавания дисциплин студентам первого курса при переходе к новым стандартам образования

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как важный фактор воспитания ребёнка

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Задать вопрос