В XX веке особенно популярными стали теории модернизации. В большинстве своем теории модернизации сохранили главные черты эволюционистских построений XIX в. Основными категориями, в которых анализируется социальное и культурное изменение в рамках теории модернизации, являются категории «современный» и «традиционный». Знаменитый политолог С.Хантингтон писал, что еще в начале семидесятых годов все прочие категории: демократия, олигархия и диктатура, либерализм, консерватизм, тоталитаризм и конституционализм, социализм, коммунизм и капитализм, национализм и интернационализм, – все ушли на задний план теоретического мышления. [1:357]
Итак, мост из «отсталости» в «современность» лежит через модернизацию идей народа. Точнее в его политической пути в дальнейшим. Сила любого народа, нации – в его сплоченности, постоянстве в достижении цели. Будущее народа, сплоченно идущего вперед, преследуя великую цель, связано с прогрессом. Но если силу нации обеспечивает духовное единство, что же стимулирует само духовное единение? Говоря словами главы нашего государства, «народ делает народом, нацию нацией система идей, выражающих ее честь и достоинство, веру и убеждение, непрерывно развивающаяся и совершенствующаяся, опираясь на самобытный путь, образ жизни, коренные интересы нашего общества».
Оглядываясь назад в историю, можно видеть, что идейная слабость всегда вела к разброду, а идейная солидарность народов – к достижению цели. Теперь, когда благодаря независимости мы хотим сделать былью вековую мечту народа о свободной и благополучной жизни, нам, прежде всего, нужно объединиться под знаменем благородной идеи, представляющей собой главный фактор, обеспечивающий великое будущее нашей страны и эффективность широкомасштабных реформ.
«…Прежде всего, несравненно велико значение поднятия на высокий уровень нашей духовно – просветительской деятельности, чтобы подрастающее новое поколение пришло к своей зрелости всесторонне совершенным, с твердой волей, чистой совестью», – подчеркивает Президент республики Узбекистан И.Каримов. Действительно, совершенное поколение – наша основная цель. И одной из важных задач в достижении ее является, безусловно, организация и содержание деятельности образовательных учреждений по формированию в сознании школьников идеи национальной независимости.
Независимость предоставила право и возможность на выбор собственного пути, собственной модели системы образования и подготовки кадров, соответствующего социально-экономическому развитию республики, основанного на богатом духовно-нравственном и культурно-историческом наследии народа и общечеловеческих ценностях. [2:5]
Исходя из содержания книги «Идея национальной независимости: основные понятия и принципы», целесообразно дополнительно ввести в специальный курс «Чувство Родины» следующие темы:
1. Процветание Родины.
2. Национальные и общечеловеческие ценности.
3. Богатое культурное и духовное наследие, ценности, обряды и привычки, традиции нашего народа.
4. Самобытный образ жизни, мышление и мировоззрение нашего народа.
5. Самостоятельное мировоззрение и мышление.
6. Понятия мысли и идеи, их сущность и различия.
7. Созидательные идеи, их значение в развитии общества.
8. Разрушительные идеи, их негативные последствия.
9. Идея национальной независимости и воспитание совершенного человека.
10. Идея национальной независимости и священность Родины.
На все десять тем, включенных в программу учебного курса «Чувство Родины», необходимо отвести по одному часу и их содержание должно быть изложено в качестве отдельной самостоятельной темы. В этой связи объявлен конкурс на учебную программу и учебник «Чувство Родины» в республике. Участникам конкурса рекомендуется охватить вышеназванные темы при создании программы и учебника.
Идея национальной независимости внедрена в соответствующие темы учебных программ и учебников по «Истории Узбекистана» и «Всемирной истории» с учетом последовательности исторических событий. Тем не менее, рекомендуется внести дополнительно в учебные программы и учебники, следующие темы, связанные с идеей национальной независимости:
1. История идей и идеологий.
2. Созидательные идеи и идеологии в развитии общества.
3. Разрушительные идеи и идеологии.
4. Последствия абсолютизации идей и идеологий в истории.
5. Узбекская модель развития и ее значение для прогресса общества.
6. Исторические корни идеи национальной независимости.
7. Значение идеологии во внедрении в жизнь концепции «От сильного государства к сильному обществу».
8. Религия, межрелигиозная толерантность и идеология.
Темы, касающиеся идеи национальной независимости, можно включить за счет объединения отдельных тем программы. Каждую из рекомендованных тем целесообразно излагать в учебниках как самостоятельную. В освещении всех других тем учебных предметов «История Узбекистана» и «Всемирная история» также необходимо исходить из идеи национальной независимости.
Можно было ожидать самых различных, порой полярных, реакций и мнений разнообразных социальных слоев населения, политических партий и движений: от боязни идеологии как символа коммунистической идеологии и соответственно отказа от всякой идеологии, до возведения идеи национальной независимости в ранг государственной или национально-религиозной и националистической.
Новое педагогическое мышление открывает путь и новому подходу к изучению рассматриваемых проблем. Не отрицая значимость социального анализа структурных реформ, приоритетное внимание мы уделим педагогическому аспекту проблемы.
Определяя контуры этой проблематики, особо подчеркнем, что изменения образовательных структур последних десятилетий в значительной степени являются продолжением преобразований предыдущего периода и это потребует некоторой ретроспективы.
Исчезновение старых и формирование новых образовательных структур - сложный, комплексный процесс, который протекает, по нашему мнению, по трем основным направлениям. Первое – это структурные реформы, в основе которых доминируют педагогические причины. Второе направление – преобразование структур, обусловленное социально-экономическими факторами. И, наконец, третье – структурные изменения, в основе которых лежат демографические процессы. Мы предполагаем их подробное рассмотрение.
Обязательное среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения три года является самостоятельным видом системы непрерывного образования и осуществляется в соответствии с законами Республики Узбекистан "Об образовании" и «Национальной программе по подготовке кадров», на основе общего среднего образования, по добровольному выбору направления обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.
Организация и развитие среднего специального, профессионального образования осуществляется поэтапно и предусматривает выполнения ряда первоочередных мер.
Разрабатывается и внедряется нормативная база функционирования академических лицеев и профессиональных колледжей, регламентирующая управление и организацию, содержание и методику образовательного процесса, финансирование и материально-техническое оснащение нового вида образования. [2:167]
Необходимо отметить, что после осуществления структурных преобразований изменившаяся форма диктует новые требования к созданию и построению учебных программ, учебников, подчиняя себе в определенной степени содержание образования. Образуется, таким образом, логическая цепочка обратной связи: образовательная система - содержание образования. Эта взаимосвязь верна, как представляется, не только для западной, но и для образования любой иной страны. Анализ взаимосвязей в процессе модернизации содержания образования и структурных форм позволяет составить цельное педагогическое представление об основных тенденциях развития в этой области.
Однако, в отличие от тоталитарного, в демократическом обществе, где существуют законодательно закрепленные свободы и права личности, обязанности его членов, идеология выполняет функцию движущей силы, генератора общественных интересов, способа реализации социальных и личностных потребностей и устремлений.
Литература:
- Hantington S. The change to change // Comparative politics in the post… Colorado: Lynne Rienner. 1988. - Р. 357.
- Курбанов Ш.Э., Сейтхалилов Э.А. Национальная модель и программа по подготовке кадров – достижение и результат независимости. Ташкент: Шарк, 2001. – С. 655.