В настоящее время в сфере образования широкое распространение получили два термина – компетенция и компетентность, которые не имеют однозначного толкования в современной педагогической науке. В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к определению данных понятий.
Для того чтобы увидеть разницу между понятиями компетенция и компетентность, мы проанализировали разнообразные словари. Так, например, в «Энциклопедическом словаре» Б.А. Введенского приводится следующее определение компетенции: «Компетенция – это круг полномочий; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [12, с.134], т.е. человек знающий и разбирающийся в той или иной области. В современном «Толковом словаре иноязычных слов» дано следующее определение компетенции – это «осведомленность в каком-нибудь круге вопросов, какой-нибудь области знания», тогда как компетентный – это «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области» [5, с.342], т.е. обладающий компетенцией. В «Толковом словаре русского языка» даны следующие определения. «Компетентный – ¹знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области; ²обладающий компетенцией (во 2 знач.) (спец.)» [7, с.288]. «Компетенция – ¹круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; ²круг чьих-нибудь полномочий, прав» [7, с.288]. Когда речь идет о компетентности, акцент делается на знаниях, опыте, когда же рассматривается компетенция, на первый план выдвигаются вопросы структуры, и её составляющих компонентов.
Нами было изложено небольшое количество толкований понятия компетенция и компетентность, которые в настоящее время используются в современной педагогической науке. Таким образом, мы обнаружили следующее сходство и близость между этими понятиями – это осведомленность в определенной области деятельности, интегрированная целостность знаний, умений и навыков, а также компетентным является тот, кто реализует на практике свои компетенции. Таким образом, мы можем согласиться с позицией И.А. Зимней, которая утверждает, что терминами компетенция и компетентность называют «близкие, но не совпадающие по своему значению понятия» [4], т.е. в педагогическом лексиконе компетенция обозначает структурную единицу процесса формирования компетентности, а компетентность – это результат.
Проведем более детальный анализ различных толкований понятий компетенция и компетентность. Для начала более подробно рассмотрим значение понятия компетенция. Впервые оно появилось в США в 70-х годах прошлого столетия и использовалось в сфере бизнеса в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала. Изначально компетенциипротивопоставлялись профессиональным знаниям и умениям, то есть рассматривались как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности. Следовательно, возникает вопрос: а можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблема, связанная с компетенцией попала в область образования и со временем заняла в ней значимое место.
Применительно к теории языка, понятие компетенция в трансформационной грамматике ввел в научный обиход в 1965 году американский лингвист, профессор Массачусетского университета Ноэм Хомский. В своем труде «Аспекты теории синтаксиса» Ноэм Хомский отметил, что «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим – слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае… употребление является непосредственным отражением компетенции» [8, с.9]. Понятие компетенция он определил, как «способность человека к выполнению какой-либо деятельности» [8, с.9]. Деятельность может быть как учебной, познавательной, так и профессиональной.
На сегодняшний момент существуют проблемы, связанные с толкованием понятия компетенция в образовании: оно либо слишком расширенное, или, напротив, очень узкое, что приводит к не устоявшейся семантике слова в отечественной педагогике. Убедиться в этом мы сможем после того, как обратимся к различным исследованиям, связанным с характеристикой данного понятия.
А.В. Хуторской при определении понятия компетенция опирается на латинские корни данного понятия: компетенция в переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. В исследованиях А.Н. Щукина под компетенцией понимается «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенных человеком, в том числе в процессе обучения языку, и составляющий содержательный компонент его деятельности» [11, с.15]. Сочетание этих компонентов позволяет личности ставить перед собой определенные цели, достигать их и развиваться в конкретной деятельности. В.А. Болотов и В.В. Сериков под компетенцией понимают «совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик» [3, с.12]. В основу компетенции могут входить характеристики связанные с непосредственной деятельностью человека. О.М. Бобиенко понимает под компетенцией – «общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [2]. Получается, что компетенция – это знание и опыт в определенной области, а также способность личности успешно действовать в нетрадиционных ситуациях. Следовательно, компетентным является тот человек, который в определенной сфере деятельности обладает необходимыми знаниями и умениями, дающие ему возможность обоснованно говорить об этой деятельности и эффективно функционировать в ней. Итак, рассмотренные выше определения компетенции указывают на знания и опыт, приобретенный человеком в процессе обучения и его дальнейшее использование в жизни, учебе, работе.
Анализ научной литературы по проблеме исследования подводит нас к мысли о том, что среди огромного количества существующих определений понятия компетенция мы можем выделить такие важные элементы, как:
• совокупность конкретных личностных, профессиональных и функциональных характеристик;
• комплекс знаний, навыков, умений, приобретенных человеком в процессе той или иной деятельности;
• способность человека к выполнению какой-либо деятельности;
• круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает определенными познаниями и опытом;
• системное образование в личности, которое является компонентом его качества.
Таким образом, наиболее общим для всех представленных точек зрения на понимание термина компетенция представляется нам определение ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений навыков, которые необходимы для реализации конкретной деятельности. При этом, как мы полагаем в данном исследовании, должны взаимодействовать когнитивные навыки, наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностями и установками. Взаимодействие этого множества аспектов приводит нас к комплексному пониманию компетенции, которое проявляется в контексте условий и требований, как внешних, так и внутренних.
А теперь проведем более подробный анализ понятия компетентность. В современной литературе по педагогике компетентностьрассматривается как некая личностная характеристика, свойственная индивиду. В своем исследовании авторы В.А. Болотов и В.В. Сериков под компетентностью понимают «способ существования образованности, знаний, умений, способствующих личностной самореализации, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости» [3, с.12]. Следовательно, компетентность, являясь частью процесса обучения, напрямую зависит от личностных качеств обучающегося. Компетентность, как считает В.Д. Шадриков – это «владение определенными знаниями, навыками, жизненным опытом, позволяющим судить о чем-либо, делать или решать что-либо» [10, с.30]. Как мы видим компетентность – это ситуативная категория, поскольку проявляется в определенной ситуации и требует от человека владение определенными знаниями, навыками и жизненным опытом. А.Н.Щукин считает, что компетентность – это «свойство личности, определяющее ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции» [11, с.15]. То есть под компетентностью понимается владение определенной компетенцией, которая отражает его личное отношение к ней и к самой деятельности. В.П. Симонов рассматривает понятие компетентности как «качество личности обладающей всесторонними знаниями в определенной области и мнение, которой, вследствие этого, является веским, значимым и авторитетным» [6, с.4], т.е. компетентность рассматриваться не только как категория познания, но и как личностная категория.
Таким образом, из выше сказанного мы можем сделать следующий вывод, что компетентность предполагает приобретение, преобразование и использование необходимых знаний, которые предполагают активную познавательную деятельность и личностную активность индивида, а также способность реализации на практике конкретных сформированных компетенций.
Многообразие точек зрения на проблему компетентностиподводит нас к следующей мысли, что данное понятие следует воспринимать как комплексную структуру, состоящую из:
• владения определенными знаниями, умениями и навыками;
• свойства личности, определяющие способностью к выполнению какой-либо деятельности;
• обладания человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Опираясь на представленные выше определения В.А.Болотова, И.А.Зимней, В.В.Серикова, В.П.Симонова, А.В.Хуторского, А.Н.Щукина и др., мы можем вывести свое определение понятия компетентность. На наш взгляд под компетентностью понимается способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций.
Таким образом, в 60-х гг. прошлого столетия уже было заложено понимание различий между понятиями компетенция и компетентность. Проанализировав многочисленные взгляды ученых на проблему компетенции и компетентности, мы можем говорить о том, что компетенция – не бесспорное и очевидное явление в образовательной культуре. Компетенция – это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино. Тогда как компетентность – это способность личности к самореализации в какой-либо деятельности на основе сформированных компетенций. Данные понятия являются многокомпонентными, т.е. они включают знаниевые и деятельностные и личностные аспекты.
Литература:
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.– 2004.– № 11. – С. 3–13.
2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // ТИСБИ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.html (04. 05. 2010).
3. Болотов В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eidos.ru./journal/2006/0505.htm (04. 05. 2010).
5. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Русский язык,1998.– 848 с.
6. Образование в XXI веке. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов / Под ред. В.П. Симонова. – М.: Международная педагогическая академия, 2009. – 128 с.
7. Толковый словарь русского языка д. ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
8. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М.: Московский университет, 1972. – 258 с.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (04. 05. 2010).
10. Шадриков В.Д. Новая модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С. 26–34.
11. Щукин А.Н. Компетенция или компетентность // Русский язык за рубежом. – 2008. – № 8. – С. 14–20.
12. Энциклопедический словарь // Под ред. Б.А. Введенского. – М.: Большая советская энциклопедия, 1954. – Том 2. – 719 с.
13. Velde Ch. Crossing borders: an alternative conception of competence // Annual SCUTREA conference. – 1997. – S. 27-35.