Образование и развитие системы таможенно-тарифного регулирования в молодом суверенном государстве – это достаточно сложный процесс, включающий в себя разработку целого комплекса законодательных и нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические связи Республики Таджикистан (РТ).
Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, используемых в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам внешней торговли. В силу этого таможенные тарифы являются одним из важных инструментов государственного регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять с его помощью защиту национальных производителей от иностранной конкуренции. Вместе с тем таможенный тариф выполняет и другие функции. В частности, во многих странах сбор таможенных пошлин представляет собой важный источник поступлений средств в государственный бюджет. Кроме того, таможенный тариф широко используется в целях улучшения условий доступа национальных товаров на иностранные рынки. С этой целью заинтересованные страны проводят переговоры о сопоставимом снижении ставок своих таможенных тарифов по товарам, представляющим интерес для расширения взаимной торговли.
Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое сообщество.
Таможенный тариф – это важнейший инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики. Его фундаментом служат законы, определяющие правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа. Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
· инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
· свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
· конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа и таможенной пошлины совпадают.
Таможенное регулирование представляет собой деятельность по установлению порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РТ, что предполагает создание благоприятных условий для ввоза и вывоза товаров, основанных на учете интересов государства.
Таможенное регулирование-это не сами таможенные правила, а деятельность, связанная с их установлением, изменением, внесением необходимых дополнений либо отменой отдельных из них[1]. Таможенное регулирование-это деятельность по установлению таможенных правил, а таможенное дело-это деятельность по обеспечению соблюдения данных правил. То есть таможенное регулирование, как и таможенное дело, представляет собой вид деятельности. Согласна Таможенного Кодекса РТ, таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РТ в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная система регулирования внешнеэкономической деятельности осуществляется мерами тарифного и нетарифного регулирования.
Тарифное регулирование – это система мер регулирования внешнеэкономической деятельности, основанных на обложении товаров таможенными пошлинами путем применения тарифных ставок. Таможенный тариф выступает в качестве важнейшего инструмента таможенного регулирования и представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РТ.
Нетарифное регулирование – это система мер, принятых к таможенному оформлению экспортно–импортных операций в соответствии с административными и экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Это – количественные ограничения, экспертиза контрактов, квотирование, лицензирование, сертификация товаров, разрешительный порядок ввоза и вывоза, экспортный контроль и технические барьеры.
Следовательно, таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке, государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.[2]
Таможенным регулированием обеспечивается защита прав и свобода человека и общественных интересов, защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей среды, защита художественного, исторического и археологического достояния народов РТ и зарубежных стран, защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов отечественных потребителей ввозимых товаров.
Таможенно-тарифное регулирование, являясь одним из выражений экономической политики государства, становится действенным инструментом контроля, как товарных потоков, так и инвестиционной, валютной политики. То есть, регулируя перемещение товаров через таможенную границу, государство не только обеспечивает значительные поступления в бюджет, но и имеет возможность воздействовать на инвестиционную привлекательность отдельных отраслей, курс национальной валюты и ряд других финансово-экономических показателей.
Поэтому государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) должно осуществляться в рамках единой системы государственного регулирования экономики и подчинено решению общих задач социально-экономического развития страны. Государственное вмешательство становится необходимым условием обеспечения общественного воспроизводства, так как пропорции и взаимосвязи отраслей во все большей степени определяются масштабом внешнеэкономических связей. Следовательно, необходим детальный анализ всех факторов, влияющих на совокупную конкурентоспособность страны и на основе этого анализа - разработка и реализация мер государственной политики в области государственного регулирования ВЭД.
Можно выделить ряд задач регулирования внешней торговли:
· защита отечественных участников внешнеэкономической деятельности, если их деятельность не подрывает интересы государства и народа;
· обеспечение здоровой конкуренции на внутреннем рынке для стимулирования отечественного производства;
· решение крупных общенациональных задач в области экономики, науки, обороны и в других отраслях, которые не могут быть реализованы на основе рыночных отношений;
· решение социальных и экологических задач.
Методами для достижения поставленных задач служат тарифное и административное регулирование.
Разумное сочетание административных (нетарифных) и тарифных мер приводит к решению вышеописанных задач. При этом у административных мер регулирования ВЭД выделяют ряд преимуществ, которые:
· позволяют оперативно реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние условия экономического развития;
· позволяют ускорить достижение намеченного результата;
· носят обязательный характер для участников ВЭД, а их игнорирование влечет ответственность перед законом.[3]
В то же время самыми распространенными средствами внешнеторговой политики становятся тарифные меры, которые являются сугубо экономическими инструментами воздействия на внешнеторговую деятельность. Основная роль в этой группе мер отводится таможенному тарифу, под которым принято понимать систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые и вывозимые товары.
Основные цели тарифа следующие:
· сочетание защиты экономики страны от воздействия неблагоприятной иностранной конкуренции и создание здоровой конкуренции посредством стимулирующего доступа иностранных товаров на внутренний рынок;
· пополнение доходной части государственного бюджета;
· рационализация товарной структуры ввоза/вывоза товаров;
· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза продукции, валютных доходов и расходов;
· создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
· обеспечение условия для эффективной интеграции страны в мировую экономику.
Таким образом, импортный таможенный тариф в первую очередь ориентирован на устранение стоимостной разницы между продукцией отечественных товаропроизводителей и иностранных. Существует зависимость между уровнем таможенного тарифа по продукции отдельных отраслей и степенью их конкурентоспособности на мировом рынке. По сути дела, то, как ведут себя потребители по отношению к продукции страны на внешнем рынке, говорит об экономическом развитии этого государства. То есть, широкая номенклатура потребляемых на мировом рынке товаров одной страны, говорит о комплексном развитии ее экономики и о наличии большего количества конкурентоспособных отраслей. И наоборот ограниченная экспортная специализация свидетельствует об узкой направленности развития экономики.
Из всего выше сказанного следует, что тарифное регулирование внешней торговли является одним из главных инструментов государственного регулирования, особенно это справедливо для периода становления экономики или ее структурной перестройки. Так, несмотря на борьбу за свободу торговли со стороны развитых стран, они сами не очень быстро расстаются с привычными мерами регулирования.
Будучи сугубо экономическим механизмом воздействия, таможенно-тарифные меры способны защитить неокрепшие отрасли от иностранной конкуренции. Иногда использование этого механизма жизненно необходимо, например, в случае ввоза продукции по демпинговым ценам, нанесения ущерба экономической безопасности страны и в ряде других. Однако чрезмерно высокие ставки тарифа или долгосрочное его покровительство приводят к недоиспользованию потенциальных возможностей защищаемых отраслей, тем самым снижая эффективность, а следовательно и конкурентоспособность их производства.
В условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней обстановки необходимо выработать подходы к анализу, сопоставлению и принятию решений по изменению курса финансово-хозяйственного регулирования с помощью таможенно-тарифного регулирования.
В современной мировой экономике широко распространена практика привлечения инвестиций путём таможенного тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная политика как фактор отстаивания позиций РТ при вступлении в ВТО является одной из наиболее перспективных сфер развивающейся экономики нашей страны. Отсюда особенностью развития экономики страны на перспективу можно считать приближающееся вхождение страны в мировое сообщество в новом качестве - члена Всемирной Торговой Организации.
Однако события, происходящие в мире, а также сложные и неоднозначные процессы, характерные для современной экономики и политики РТ, требуют пересмотра как значения внешнеэкономических связей в национальной экономике, так и стратегии и тактики применения таможенного и тарифного регулирования.
Как было отмечено в Послании Президента РТ Эмомали Рахмона Маджлиси Оли РТ от 25 апреля 2008 года, «в создавшейся ситуации наши приоритеты в области внешней политики не претерпели кардинальных перемен. Здесь нет никакого противоречия. Таджикистан во внутренней и внешней политике занимает принципиальную позицию» [4]
Действительно, в условиях формирования новой системы международных отношений Таджикистан должен занять в ней подобающее место, так как с точки зрения географического положения и геополитической ситуации находится на перекрестке интересов крупных государств, различных политических и идеологических направлений.
Республика Таджикистан по характеру таможенной политики отстает далеко от индустриально развитых стран и находится ближе к развивающимся странам. Безразличие к подобным вопросам может дорого обойтись нашей республике. Нельзя мириться с таким фактом, когда на протяжении последних лет в республике внешнеторговый оборот является отрицательным.
По сообщениям Государственного Комитета по статистике Республики Таджикистан, в 2006 году внешнеторговый оборот Республики Таджикистан, включая электроэнергию и природный газ, составил 3 121,6 млн. долларов США, что больше уровня 2005 года на 39,4%, или на 882,8 млн. долларов США. За 2007 год внешнеторговый оборот составил 3 923,6 млн. долларов США, что на 25,6% больше 2006 года, или на 799,2 млн. долларов США. А за 2008 год этот показатель составил 4 676,2 млн. долларов США, что на 16,5% больше 2007 года или на 660,8 млн. долларов США. Торговый баланс за эти годы сложился отрицательным и составил в 2006 году 323,6 млн. долларов США, в 2007 году 987,3 млн. долларов США и в 2008 году 1863,4 млн. долларов США[5]. Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан за 1995-2008 годы увеличился на 300,0%, в том числе экспорт на 187,9%, импорт на 403,7%. Подробные данные о внешнеторговом обороте приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Внешнеторговый оборот Республики Таджикистан за 1995-2008 годы
(млн долларов)
Показатели |
годы |
2008 т.в. % к 1995 г.
|
|||
1995 |
2000 |
2005 |
2008 |
||
Внешнеторговый оборот, в том числе: |
1 558,5 |
1 459,3 |
2 238,8 |
4676,2 |
300,0 |
Экспорт |
748,6 |
784,3 |
908,7 |
1406,4 |
187,9 |
Импорт |
809,9 |
675,0 |
1 330,1 |
3269,8 |
403,7 |
Что касается экспорта товаров в 2008 году, то он составил 1 406,4 млн. долларов США, что на 4,2%, или на 61,8 млн. долларов меньше чем за 2007 год. Импорт товаров в республику составил 3 269,8 млн. долларов, что на 28,4% или на 722,6 млн. долларов больше 2007 года. Импорт в общем стоимостном выражении превышает экспорт товаров в 1,5 раза.
При регулировании ВЭД для Республики Таджикистан важнейшими рычагами воздействия на экспорт и импорт (с учетом обязательств перед другими государствами, в том числе странами Таможенного союза, государствами Центрально-азиатского региона, СНГ и др.) должны выступать: технические условия и стандарты; лицензирование; контроль с применением самых современных средств измерения количества и качества перемещаемых товаров; тщательно обоснованная и гибкая тарифно-таможенная политика.
В связи с этим, представляется актуальным и обоснованным следующее предложение: таможенный тариф Республики Таджикистан должен складываться на основе тщательного учета содержания внешних и внутренних факторов и всестороннего анализа их влияния.
Литература:
- Государственное регулирование экономики России и таможенная политика на современном этапе/С. Н. Гумидулаев.- М-во общего и проф. образования РФ. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 1999.
2. Оймахмадов М. Основы таможенного дела: Учебное пособие для вузов. Ирфон. - Душанбе, 1998.
3. О социально-экономическом положении Республики Таджикистан за 2007 год. Данные оперативной отчётности Госкомстата Республики Таджикистан // Народная газета. 2008. 30 января. № 5 (19 611).
4. Отчёты УТТ и ВК Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан за 2000-2008 годы.
5. Халипов С.В. Таможенное право: Учебник для вузов.–М.: Юрайт-М, 2009.
6. Эмомали Рахмон. Послание Президента Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 25 апреля 2008 года //Народная газета. 2008. 29 апреля. № 18 (19 624).
[1] Халипов С.В. Таможенное право: Учебник для вузов.-М.: Юрайт-М, 2009.-стр.15.
[2] Оймахмадов М. Основы таможенного дела: Учебное пособие для вузов. Ирфон. - Душанбе, 1998.-стр.231.
[3] Государственное регулирование экономики России и таможенная политика на современном этапе/С. Н. Гумидулаев, М-во общего и проф. Образования РФ. СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 1999. - С. 14.
[4] Эмомали Рахмон. Послание Президента Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 25 апреля 2008 года //Народная газета. 2008. 29 апреля. № 18 (19 624).
[5] О социально-экономическом положении Республики Таджикистан за 2007 год. Данные оперативной отчётности Госкомстата Республики Таджикистан // Народная газета. 2008. 30 января. № 5 (19 611). Отчёты УТТ и ВК Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан за 2000-2008 годы