В любом организованном обществе основным властным элементом является государство, социальное предназначение которого заключается в управлении обществом. Это его основная функция. А средством, используемым государством для упорядочения и регулирования общественных отношений выступает право. Государственное право в каждой стране является основополагающим, главным институтом национальной системы. В отличие от стран романо-германской правовой семьи, в которой ведущим источником права закреплен закон, введенный в действие, то в странах англо-саксонской правовой системы основным источником права служит норма, сформулированная судьями и получившая свое выражение в судебных прецедентах.
Право США имеет своим первоисточником английское общее право. Общее право является отраслью, которая несет на себе глубокий исторический отпечаток, эта история до XVIII века — принадлежит исключительно английскому праву, его развитие и формирование осуществлялось по трем принципам:
1) формированием общего права;
2) дополнением общего права институтом справедливости;
3) толкованием статутов.
Существенные изменения в американскую правовую систему привнесла революция, которая предложила национальную идею самостоятельного американского права, не связанную со своим «английским прошлым». Принятие федеральной конституции в 1787 г. и последующих конституций штатов, вошедших в состав США, явилось первым и важнейшим этапом на этом пути.
Общее право США крайне запутанно и противоречиво. Достаточно вспомнить, что уже к середине ХIХ в. В США было опубликовано около 4 тыс. томов решений и приговоров федеральных судов и судов штатов [1, с. 67].
Для американского юриста право — это, в первую очередь, судебная практика. Нормы, которые вырабатывает законодатель, по-настоящему входят в систему американского права только тогда, когда они были неоднократно применены на практике и истолкованы судами, т.е. когда можно смело ссылаться не на сами нормы, а непосредственно на судебные прецеденты и решения.
Федеральная правовая структура Америки выстроена следующим образом: все штаты, входящие в состав США, наделены достаточно широким спектром прав и компетенции, в пределах которой они формируют и развивают свое собственное законодательство и свою систему прецедентного права. Суды каждого штата осуществляют юрисдикцию независимо один от другого, соответственно абсолютно не обязательно, что решения, принятые в судах одного штата, будут учитывать суды других штатов или следовать им. Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и штатов. Каждый из 50 штатов имеет свое административно-территориальное деление и свою организацию государственной власти на местах [4, с. 225].
Попытки свести судебную практику к единообразию нередки, но с большей частотой суды разных штатов принимают по аналогичным делам не сходные, а иногда абсолютно противоположные решения. Впоследствии, это создает множество коллизий, которые усугубляются возможными несовпадениями в решениях судов штатов (рассматривающих подавляющее большинство дел) и федеральных судов, которым подведомственны определенные категории дел. Защита справедливости и целостности судопроизводства - это необходимый элемент верховенства права. Великая хартия вольностей и многочисленные билли о правах на протяжении всей истории человечества свидетельствуют о важности такой справедливости.
В качестве источников права выступают законы, принятые федеральным Конгрессом и законодательными собраниями штатов, также и многочисленные прецеденты, которые сформулированы на основе судебных решений по гражданским делам, также вынесенные судами приговоры по уголовным делам, все перечисленные правовые элементы и составляют американскую общеправовую систему. В США гражданское право, к примеру, на протяжении всей его истории складывалось из отдельных важных правовых институтов — право корпораций, договорное право, собственность и т. д.
Ко второй половине XX в. одним из самых острых вопросов государственно-политической жизни и одновременно правовой системы США стал вопрос о всеобщем равноправии и об укреплении гражданских прав в целом. В силу разного рода обстоятельств (наличия многочисленных расовых, национальных, религиозных причин, особых традиций правовой системы и т.д.) местное и административно-правовое ущемление гражданских прав по различным причинам приобрело политический размах, тем самым, стимулируя общественное недоверие и неуверенность в справедливости установившегося государственного уклада. Законодательные и верховные судебные власти США достаточно быстро отреагировали на эту проблему, сформулировав и закрепив практически новое правовое «поле» взаимоотношений граждан и государственных властей.
В соответствии с Законом о гражданских правах 1957 г. в рамках исполнительной власти была создана особая Комиссия по гражданским правам (членов которой назначал сам президент с согласия Сената). Комиссии вменялось в обязанность расследовать заявления граждан об ущемлении их политических прав при голосовании по мотивам расы, цвета кожи, вероисповедания, возраста и иных обстоятельств, а также оценивать нормативные акты администрации, законы и политику федерального правительства под углом зрения допускаемого в актах или в политике неравноправия [3, с.191]. Для предотвращения дискриминации данная Комиссия должна была проводить квази судебные слушания, также наделялась координационными полномочиями.
В основу формирования правительственной власти положен принцип разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть полностью принадлежит конгрессу, исполнительная — президенту, а судебная — Верховному и нижестоящим федеральным судам. Более свободное обращение с прецедентом приобретает особое значение в связи с правомочием и юрисдикцией американских судов осуществлять контроль за конституционностью всех законов. Верховный суд штата или Верховный суд США может подобным образом отказаться от прецедента конституционного толкования. Право конституционного контроля, в особенности активно используемое Верховным судом, выделяет главенствующую роль судебной власти в американской системе права. К тому же, как уже отмечалось выше, штатам предоставлена достаточно широкая законодательная компетенция, и они активно ее используют. Отсюда значительный по своему масштабу объем законодательства — статутного права на уровне штатов.
Верховный суд выступает высшим органом судебной системы, его доктрины, толкование законов и правотворческая деятельность в целом, являются обязательными для судов всех уровней. В качестве первой инстанции он рассматривает дела, касающиеся дипломатических представителей и консулов, а также дела, в которых одной из сторон является штат [4, с. 224]. В остальных делах, которые возникают на основе Конституции, федеральных законов и заключенных международных договоров, Верховный суд США выступает в роли последней апелляционной инстанции. Для государственного права особо значение имеет деятельность Верховного суда, связанная с конституционным надзором (контролем). Подобное переплетение функций служит целью для более полного приспособления механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые поставлены современным развитием общества.
Однако органы конституционного контроля занимаются не только проверкой соответствия актов Основному закону. Такая проверка, несомненно, важная составная часть их работы. В то же время это проверка оказывает воздействие на все стороны деятельности органов государственной власти, отношения различных уровней управления, различные элементы политической системы [2, с. 13].
Особой частью кодификации в США стало формирование так называемых единообразных законов и кодексов, целью которых является установление возможного единства тех областей права, где это особенно важно и необходимо. Соответствующую подготовку осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов совместно с Американской ассоциацией адвокатов и Американским институтом права. В США применение закона (законопроекта) зависит от судебных прецедентов его толкования, и не существует четких гарантий, что единообразные законы или кодексы будут повсеместно одинаково толковаться судебной правоприменительной практикой.
История американского права складывалась посредством множества трансформаций и изменений. В качестве главной составной части национальной правовой системы США выступает государственное право, нормам которого регулируются общественные отношения, возникающие в процессе применения государственной власти.
Государство, будучи организационным институтом внутри общества, по общему правилу, призвано выражать и гарантировать обеспечение интересов этого самого общества, производить отбор идей и фактических отношений, облекая их в правовую форму, т.е. создавать национальную систему права. На правовую систему США серьезный отпечаток наложил тот факт, что она зародилась и развивалась в условиях американского федерализма, формально провозглашавшего достаточно большую компетенцию штатов в государственно-правовом регулировании разных областей социальных отношений. Федеральные власти вправе регламентировать только те сферы, которые отнесены к их исключительному ведению. Впоследствии данное государственное разграничение компетенции стало одним из многих признаков, которыми так насыщена правовая система США.
Библиографический список:
- Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. история государства и права США.- Ленинград: изд-во Ленинградского университета, 1982.
- Маклаков В.В. Конституционный контроль в зарубежных странах: учебное пособие. – М.: Норма, 2007.
- Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. Том 2. Учебник. – М.: Эксмо. 2005.
- Государственное право буржуазных и освободившихся стран: учебник / Под ред. Б.А. Стародубского, В.Е. Чиркина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.