Thus, Islam understands all world as community of the people (ummet), making all mankind. All communities, the people living on the Earth, should make the uniform world state or community. The legal system of Islam should be estimated from two points of view: 1. Desirable position when it is supposed that in a society the legal control system which is starting with Islamic foundations, and 2 entirely should triumph. Existing position when in the conditions of contradictions and absence of unity in the world community it is necessary so to realize possibilities of legal installations of Islam that they represented the facts and promoted formation of a mature civil society.
Принципы исламского права, освященные многовековым развитием, претворяются в жизнь как в условиях мирной жизни, так и в военное время путем соблюдения разумных требований, вложенных в них божеским откровением. Согласно праву, основному на доказательстве (сура 125, Нахл), человеку дано право на жизнь в свободе. («Зови на путь Господень мудростью и добрым наставленьем, И с ними спор достойным образом веди. Поистине, Господь твой лучше знает тех, Которые сошли с его пути, и лучше знает тех, которые идут прямой стезею) (1, с.310). Исламское право учит тому, как надо жить праведно и бороться со злыми силами, избавиться от жестокости и зависимости от силы гнета на основе здравого рассудка и чистых помыслов. Единство всех, кто живет в обществе, основано на общности судеб человеческих и осознание этого должно способствовать гуманизации общественных отношений, положить конец злу и насилию. В обществе всегда есть возможность расширения зла и агрессии, перерастанию их в общечеловеческие проблемы. Этому способствует всеобщая связь и взаимозависимость человеческого общества, которая в современный период особенно возросла. Логика здравомыслящего рассудка требует, чтобы все акторы международного порядка признавали равноправие в общественных отношениях, были за справедливость и прогрессивное развитие всех народов. Пророк Мухаммед, говоря о возможном воздействии совершенного индивидом неблаговидного поступка на все общество, предостерегал нас о дурных последствиях его как в масштабах страны, так и вне ее. В хадисах пишется, что пророк Мухаммед как-то изрек: «положение совершившего неблаговидный поступок в обществе похоже на положение корабля, которым пользуются многие, и у которого, в середине пути, в море, кто-то из пассажиров начинает пробивать днище. Когда ему возражают, он начинает утверждать, что он всего лишь пробивает днище под собой, хотя понятно, что, если не пресечь данное действие, очень скоро все пойдут ко дну» (2, с.9).
Таким образом, общечеловеческие ценности, такие, как справедливость, свобода, единство и т.д. исходят из нашего сознания, являются вечными, поскольку составляют основу человеческого существования. Исламское право, основанное на рационализме и логике, также исходит из приоритетов этих ценностей. Именно поэтому многие исламоведы подчеркивают, что широкое признание исламских канонов и идей в мире связано как раз на ясности и рациональности основных положений ислама. Проф. Монтет так пишет об этом: «Ислам является рациональной религией как с точки зрения исторического развития, так и с точки зрения идеологии. Если мы определим рациональность как систему рассудка, подтвержденную разумом, и как сборник религиозных верований, то будет ясно, что это определение полностью подходит к исламу» (3, 302).
В целом отношение ислама к праву можно выразить следующим образом: самые важные законы должны основываться на человеческой природе и соответствовать божьему повелению. В целом можно сказать, что право в исламе имеет естественно-божественное происхождение, или врожденное происхождение. Естественное право является следствием сформированной человеческой природы, возникло вместе с человеком, основано на божеской воле и желании и неизменно. Врожденное, или естественное право внушено богом людям посредством озарения и проявляется в разуме человека. Эти естественные законы, ниспосланные богом, устанавливают надзор за такими ценностями и приоритетами, как добро, зло, нравственное и безнравственное, сексуальные инстинкты, религиозные верования, уважение к родителям и к старшим, сотрудничество и единство и т.д. К примеру, естественным для человека является самозащита и желание любить, и потому самоубийство есть противоестественный поступок. Греки в древности считали, что порядок в бытии связан с разумом, последний же, в свою очередь, исходит из божеской воли. Платон писал, что «согласно мнению знающих, боги, земля и небеса связаны между собой невидимой нитью уважения к разуму и порядку, и взаимодействуют друг с другом. Именно поэтому мир бытия озаглавлен не хаосом и беспорядком, а порядком материи и поведения» (4, с.161).
В христианском религиоведении считается, что совершенный разум (божественный разум) является причиной порядка в мире. Следовательно, здесь под естественным правом имеется в виду религиозные заповеди. В исламе же под естественным правом имеют в виду то, что соответствует разумному началу в человеке и основным правилам, или канонам шариата. То есть считается, что то, что разум повелевает всем тем, что входит в шариат и наоборот. Вот некоторые религиозные догмы, которые свидетельствуют о том, что ислам не относится равнодушно к врожденному (естественному) праву:
1. Отец или дед облечен властью над сыном или внуком, причем эта власть неизменна и обязательна.
2.Соблюдение правил счета и отчета является человеческой натурой (т.е. речь идет о порядке в счете).
3.Принцип возможности оправдаться.
4. Принцип прощения.
5. Принцип владения человеком частной собственностью (своим имуществом и всем добром).
6. Принцип уважения к отцу и матери.
7. Принцип понимания ответственности.
8.Принцип честности и соблюдения справедливости.
9. Принцип прощения и уступок.
10.Уважение к старшим и благосклонность к младшим.
11. Умение различать справедливое и несправедливое (5, с.4).
Ислам придерживается точки зрения о том, что правовая система, имеющая божественное происхождение, вправе властвовать, т.е. управлять людьми, и, поскольку она создана Богом, то сделано это с учетом естественных потребностей людей. Ислам придерживается мнения о том, что эта правовая система, созданная Богом для людей, неизменна и стабильна, и мы должны ее придерживаться. Международная исламская правовая система, охватывающая международные отношения, в которые вступает исламская страна, сформировалась в десятилетний период пребывания пророка в Медине. Здесь законы и нормы формировались и совершенствовались по двум направлениям:
1. Аяты Корана, внушенные пророку Мухаммеду Богом.
2. Традиции, оставленные самим пророком.
Под международным исламским правом имеется в виду не просто
отношения, в которые вступает та или иная мусульманская страна с другой мусульманской страной на международной арене, но и их отношения с немусульманскими странами. Одновременно исламские страны соблюдают и ряд правил международного правопорядка (6, с.1).
Нормы международного исламского права сосуществуют рядом с нормами шариата и дополняют их. В этом смысле нормы и правила, регулирующие внутренние отношения мусульман в собственном государстве, а также свод норм международного исламского права исходят из одного источника, т.е. Корана, традиций, заложенных пророком Мухаммедом, разума и совета. В религиозных книгах даются подробные толкования всех этих четырех источников. Вместе с тем в международном исламском праве имеется два основных источника: это Коран и Сунна (традиция). Рассмотрим роль Корана, как источника международного права.
Корани-Керим выступает против гнета и тех, кто гнетет, здесь есть многочисленные аяты, проповедующие и призывающие людей к борьбе за восстановление справедливости (джихад). Позиция ислама против гнета выражена в Коране в различных аспектах.
Сунна, выражающая традицию в исламе, также является важным источников правовых идей в исламском праве. Рассмотрим более подробно, какую роль играет традиция, т.е. высказывания пророка Мухаммеда и других мусульманских ортодоксов в деле формирования мусульманского права, в том числе и международного:
1.Исламская общность (уммат, табиййат). Она объединяет в себе лишь мусульман, составив тем самым единое целое. С точки зрения ислама именно эта общность и являет собой подлинное единство, в основе которой лежит и возможность создания также гражданского общества (7, с. 270).
2.Национальное единство (табииййат). Здесь индивиды объединены по признаку единства веры, территории, этнических показателей, духовной жизни и вместе составляют нацию. Этот признак, как считают в исламской вере, является преходящим и второстепенным.
Независимо от того, где проживают верующие, они считаются гражданами единого, сильного и достойного государства –уммата. Каждый мусульманин может пользоваться четырьмя преимуществами подобного единства:
1.право на свободу действия: действие, или деяние основано на принципе Эбахе, где и предполагается возможность для каждого мусульманина действовать по своему усмотрению;
2.право защиты жизни и имущества: исламское государство обеспечивает защиту здоровья, жизни и имущества своих граждан от агрессии и нападения;
3. ответственность граждан перед другими гражданами: исламская вера подразумевает ответственность каждого индивида перед обществом, а, следовательно, перед другими гражданами;
4.активное участие каждого члена общества в социально-политической жизни: преимущественное право в общественной жизни у каждого мусульманина - это «тегва», т.е. практическая активность и сохранение своего достоинства, следовательно, каждый из них может возвыситься практически до самого высокого уровня политической системы управления.
Как видно, в исламе все верующие обладают гражданскими правами и могут их всегда реализовать. Это право и имелось в виду основателем исламской веры - пророком Мухаммедом. Преимущество ислама здесь в том, что гражданское право было создано им уже в седьмом веке нашей эры, в то время, как в Западной Европе основы подобного права было создано впоследствии, лишь в XYI-XYIII веках (8, с.26). Ислам определяет, что взаимоотношения, которые строятся с зарубежными странами, другими народами и нациями, должны быть основаны на взаимном уважении и учете законов и порядка, принятых в этих странах.
Как отмечают исследователи, ислам не только способствует инновациям и прогрессу в международных отношениях, но и предоставляет возможность воспользоваться в качестве образца целесообразно организованной правовой системой, т.е. возможностью обменяться опытом («дожуре»). Ислам обеспечивает священное право зарубежных народов как во время военных действий, так и в мирное время (9, с.216). Пророк Мухаммед никогда не препятствовал исследованию и признанию народов, исповедующих иудейство, христианство, зороастризм. Ислам заключил договор даже с самыми злейшими противниками ислама – мекканскими кафирами, т.е. инаковерующими. Здесь шел процесс взаимных уступок, соблюдался принцип равенства, который на сегодняшний день является основополагающим в международных отношениях (10, с.106).
Точки зрения ислама и современного международного права во взглядах на власть не совпадают. Так, законность власти в международном масштабе, т.е. в каком-либо государстве или международной организации, определяет сама исламская власть. В современном международном праве же субъект власти определяется на основе критерия законности. Исламская власть в целом обязана противостоять агрессии, направленной против народов, но при этом и содействовать налаживанию связей с этими странами, в том числе и экономическими. В международном же праве если налицо попытка насильственного захвата власти, то с этим правительством никаких отношений не поддерживается (11, с.117).
Ислам признает географические границы как правовой фактор. В целом уже до современного состояния единства мира и современных очертаний границ в исламском праве было представление о двух видах границ:
1. исламское государство или путем заключения договора или путем устной практической договоренности определяет границы своих полномочий и власти, или же признает подобные права и полномочия и с точки зрения «кюфр», т.е. немусульманского мира (12, 153).
2. Мир подразделяется на два основных исламских союза с властной точки зрения. Так, ислам может править или: 1.на территории, где испокон веков проживали мусульмане; или 2. там, где власть принадлежит мусульманам (т.е. где правят мусульмане).
С точки зрения «кюфр», т.е. немусульманского мира, править мусульмане могут также на территории 1.никогда не считавшейся мусульманской, и 2. бывшей прежде мусульманской, но затем перешедшей к немусульманам. Необязательно, чтобы на территории, называемой исламской или мусульманской, проживали лишь мусульмане. Если здесь власть Имама, тогда и территории считается исламской (13, с. 357).
Таким образом, ислам понимает весь мир как сообщество народов (уммат), составляющих все человечество. Все сообщества, народы, проживающие на Земле, должны составлять единое мировое государство или сообщество. Правовую систему ислама следует оценивать с двух точек зрения: 1. желаемое положение, когда предполагается, что в обществе всецело должна восторжествовать правовая система управления, исходящая из исламских устоев, и 2. существующее положение, когда в условиях противоречий и отсутствия единства в мировом сообществе необходимо так реализовать возможности правовых установок ислама, чтобы они соответствовали действительности и способствовали формированию зрелого гражданского общества.
Литература:
1. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М., 2005
2. Макарими Ширази, устад Аятуллах Насир, Образец Тафсира. Исламская библиотека Тегерана. т.14, 1991 (на персидском языке)
3. Томас Уокер Арнольд. История развития ислама. Перевод Бахмена Иззати, Тегеран, 1974 (на персидском языке)
4. Рухолемини, махмуд. Сфера культурологи. Тегеран, изд. «Эттар», 1993 (на персидском языке)
5. Альсарахси, Шарх Альсейр Алькабир; Ибн Хишам, ассийрет Альнабавиййат. Т.1.Тегеран, 1998 (на арабском языке)
6. Али ибн Гусейнали Аль Ахмади. Мекатиберрасуль. Бейрут, 2001 (на арабском языке)
7. Д-р Надир Золейн. Защита меньшинств в международном праве // «Журнал правовых исследований», № 15, Университет им. Шахида Бехешти, 1995, Тегеран(на персидском языке)
8. Организация Исламской Конференции. Центр документов Исламской Революции. Тегеран, 2008(на персидском языке)
9. Хушенг Могтедири. Международная политика и внешняя политика. Тегеран. Изд. «Мафхус», 1991 (на персидском языке)
10. Халилиан Халил. Исламское международное право. Тегеран. Офис изд-ва Исламской культуры. Тегеран, 1996 (на персидском языке)
11. Центр сотрудничества университетов, отдел ислама и общего международного права. Тегеран, 2005
12. Аятулла Ширази. Аль фигх (Мировая политика). Кум, 1982(на персидском языке)
13. Ибн Гадаме. Аль Муганни Шархал Кабирал (Абу Фарадж). Бейрут, изд. «Дарулкотобиййе арабиййе», т.6 (на арабском языке).