Мультимедийный портал для организации занятий по программированию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Прончев, Г. Б. Мультимедийный портал для организации занятий по программированию / Г. Б. Прончев, Н. Г. Прончева, О. В. Мясникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1741/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье представлен мультимедийный портал для организации дистанционной формы обучения студентов основам программирования. Реализован выбор языка и среды программирования. Учебный курс содержит 30 занятий.

 

          В нашей предыдущей работе [1] сообщалось о разработке методического обеспечения преподавания основ программирования в МГГУ им. М.А. Шолохова для студентов, обучающихся по специальности 080801 “Прикладная информатика в экономике”. Изучение основ программирования является важнейшей составной частью при подготовке студентов по данной специальности. На базе полученных знаний у студентов формируется фундамент для изучения последующих курсов, таких как “Информационные системы”, “Проектирование информационных систем”, “Высокоуровневые методы информатики и программирования” и т.д.

          В настоящее время миллионы людей получают образование по дистанционной форме обучения с помощью глобальной вычислительной сети Интернет. Использование Интернет-технологий позволяет:

·                обучаться “без отрыва от производства”;

·                выбрать для обучения удобное время и место;

·                получать оперативные, в том числе в режиме реального времени, консультации преподавателей;

·                обсуждать возникающие вопросы в Интернет-сообществах в интерактивном режиме;

·                использовать существующие мультимедийные электронные библиотеки;

·                оперативно найти применение полученным знаниям на практике.

          В связи с актуальностью развития дистанционного обучения и отсутствием соответствующих технических средств, которые рассчитаны на начинающего пользователя, нами был создан новый мультимедийный портал, позволяющий проводить дистанционные занятия по основам программирования.

          На мультимедийном портале реализована свободная регистрация и три уровня обучения (см. рис. 1).

 

Рис. 1.

 

          После выбора языка и среды программирования предлагается выбрать уровень обучения. Свободный доступ – только для начального курса. Основной курс доступен после прохождения теста.

          Начинающему программисту предлагается пройти курс из 27-30 занятий. Каждое занятие содержит раздел теоретических знаний, необходимых для написания и реализации проектов занятия и набор однотипных проектов для закрепления нового материала. В конце занятия предлагается ответить на ряд вопросов в свободной форме. При работе над проектом пользователю предлагается шаблон проекта: детальное описание действий по разработке интерфейса проекта и готовый листинг программ на выбранном языке программирования.

          Начальный курс содержит в себе детальное рассмотрение:

·                синтаксических конструкций выбранного языка программирования;

·                особенности создания приложений в выбранной среде программирования;

·                использование различных типов данных;

·                методологии объектно-ориентированного программирования;

·                моделирование графических объектов;

·                использование лексических конструкций;

·                работы с различными типами файлов;

·                этапов создания проектов в среде MS Windows.

          После прохождения 2/3 начального курса рекомендовано протестировать свои знания.

          Основной курс содержит задания на создание проектов с установочными файлами. Проекты основного курса трех уровней сложности: А, B и C. Для уровня сложности А представлены рекомендации: перечень программ проектов начального курса, которые можно использовать и мероприятия по адаптации интерфейсов программ-модулей. Представлены временные диаграммы работы проекта, реализующие принцип тестирования и отладки работы программ, входящих в проект. Для уровня B предлагается произвести тестирование работы проекта и по их результатам исправить и доработать интерфейс программ, сделать интерфейс более интеллектуальным. Уровень C предусматривает разработку алгоритма и интерфейса программы самостоятельно.

          Для психологической разгрузки посетителя сайта создана специальная страница, где представлены краткие биографические данные известных программистов, работы которых представляют основные этапы в развитии программирования. Обучаемым также представлена возможность провести ряд тестов по определению черт своего характера и оценки правильности выбора профессии:

·                Тест Юнга;

·                Тест Айзенка;

·                Тест на определение внимательности;

·                Тест на определение степени рассеянности;

·                Тест на профессиональную пригодность.

          На сайте реализовано три вида тестов: промежуточный, контрольный и итоговый. Прохождение промежуточного тестирования рекомендовано после каждого урока начального курса. Промежуточный тест содержит вопросы по теме урока, свойствах объектов интерфейса, которые использованы в проекте и форме записи основных алгоритмических конструкций выбранного языка программирования. Для реализации вопросов теста выбраны  конструкции: однозначный выбор (предлагается выбрать один из списка); множественный выбор (предлагается выбрать все правильные ответы из списка); упорядочивание или сопоставление (произвести сортировку); открытый (когда отсутствует шаблон ответа). Для промежуточного теста предусмотрен режим обучения, когда предлагается сравнить свои ответы с ключом теста.

          Контрольный входной тест основного курса предполагает знания в объеме школьного курса программирования (используются вопросы из ЕГЭ уровня B и C) плюс знание системы программирования плюс лексические конструкции, выбранного объектно-ориентированного языка программирования. Вопросы теста генерируются из библиотеки по уровню сложности, который устанавливает тестируемый. Также предусмотрен выбор ограничения на временной интервал прохождения вопросов теста. Ключ к контрольному входному тесту на регистрацию не предусмотрен, представлена информация только о количестве правильных ответов. Обучаемому дается возможность многократного прохождения тестирования с установкой таймера. Включение режима регистрации рекомендовано только при прохождении контрольного теста в пределах средних значений в настройке таймера и  при наличии результативности не менее 80%.

          Итоговое тестирование включает в себя уровень знаний студентов первого курса по дисциплине “Информатика и программирование”. Для защиты курсовой работы необходимо выбрать из предлагаемого списка и зарезервировать тему проекта, провести разработку и тестирование проекта. Переслать готовый модуль проекта на сайт, ответить на вопросы комиссии в режиме реального времени.

          Защита курсового проекта осуществляется в три этапа:

·                прохождение итогового теста не менее чем на 70%;

·                положительная оценка проекта комиссией;

·                защита проекта в режиме оn-line.

          Разработанное авторами методическое обеспечение уже было апробировано в учебном процессе для студентов, обучающихся по специальностям: 080801 “Прикладная информатика в экономике” на очной и очно-заочной формах обучения и показало свою эффективность. Этот факт дает основание полагать, что дистанционное обучение программированию – перспективная образовательная технология будущего.

 

Литература

 

1.             О.В. Мясникова, М.Б. Новикова, Г.Б. Прончев  О методическом обеспечении изучения основ программирования / в кн. “Информатизация образования – 2009: материалы Международной научно-методической конференции”. – Волгоград: Изд-во ВПГУ “Перемена”, 2009, С. 269 – 272.

 

Основные термины (генерируются автоматически): начальный курс, основной курс, выбранный язык программирования, мультимедийный портал, тест, дистанционное обучение, контрольный входной тест, Прикладная информатика, промежуточный тест, реальное время.


Похожие статьи

Применение сервиса LearningАpps для организации дисциплины «Познание мира» в формате дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы применение сервиса LearningАpps в формате дистанционного обучения. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «игровая технология» как метод обучения младших школьников, «дистанционное обучение». Разрабатывал...

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Интерактивный метод обучения на уроках математики

В данной статье освещен интерактивный метод и его эффективное использование на уроках математики.

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий

В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...

Использование интернет-ресурсов на уроке математики

В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Возможности LearningApps.org в процессе изучения химии в 8-м классе

В статье рассматривается возможность применения игровых упражнений онлайн-сервиса LearningApps.org на уроках в процессе изучения химии в 8-м классе.

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Похожие статьи

Применение сервиса LearningАpps для организации дисциплины «Познание мира» в формате дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы применение сервиса LearningАpps в формате дистанционного обучения. Разбираются определения дисциплины «Познание мира», «игровая технология» как метод обучения младших школьников, «дистанционное обучение». Разрабатывал...

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Интерактивный метод обучения на уроках математики

В данной статье освещен интерактивный метод и его эффективное использование на уроках математики.

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Методика обучения иностранному языку с применением различных онлайн-технологий

В статье разбирается технологическая и методологическая подготовка к занятиям иностранным языком в дистанционном формате. Обсуждаются ключевые различия в очном и дистанционном обучении, высказываются предложения по оптимизации процесса обучения в бол...

Использование интернет-ресурсов на уроке математики

В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.

Обучение дошкольников основам программирования и алгоритмизации в процессе применения интерактивного набора «Робот-мышь»

В статье раскрываются основы обучения дошкольников программирования на основе применения набора «Робомышь», а также описывается опыт применения данного набора в практике ДОУ.

Возможности LearningApps.org в процессе изучения химии в 8-м классе

В статье рассматривается возможность применения игровых упражнений онлайн-сервиса LearningApps.org на уроках в процессе изучения химии в 8-м классе.

Организация научно-методического сопровождения обучения педагогов при работе с мультимедийным кабинетом

В статье описывается система работы по научно-методическому сопровождению использования мультимедийного лингафонного кабинета как средства повышения качества образования.

Использование платформы Quizlet на уроках русской литературы в 8-х классах

Настоящее исследование рассматривает эффективность использования приложения «Quizlet» в процессе оценивания учащихся на уроке литературы. Работа основывается на идее использования современных технологий для повышения интереса и эффективности обучения...

Задать вопрос