Статья посвящена анализу сложившихся на международном и национальном уровнях концепций регулирования капитала банков в исторической ретроспективе во взаимосвязи с современными тенденциями. В статье проводится сравнительная характеристика концепций, выявляются их достоинства и недостатки.
К одной из наиболее важных проблем в банковской деятельности относится определение оптимального объема собственного капитала. Достаточный капитал поддерживает жизнеспособность банка на всех этапах его функционирования и имеет важное значение для обеспечения его платежеспособности и устойчивости. Именно поэтому вопросы капитализации банков находятся в центре внимания органов банковского регулирования достаточно длительный период времени и не теряют своей актуальности на современном этапе развития банковской системы страны. Американский специалист в области банковского дела профессор Дж. Синки в своей книге обращается к читателю с такими словами: «Каким должен быть собственный капитал банка, чтобы ему могли доверять вкладчики, кредиторы, инвесторы и регулирующие органы? В банковской и финансовой литературе этот вопрос известен как вопрос об адекватности собственного капитала. Тот, кто знает ответ на этот вопрос, будет удостоен постоянного уважения в кругах банкиров, финансистов... Хочу предостеречь: лучшие умы в мире банков и финансов годами бились над этим вопросом и – безуспешно. Понятно, что здесь не следует рассчитывать на легкое решение» [15, с. 773].
Достаточность капитала, как в международной, так и в отечественной банковской практике и теории трактуется неоднозначно. Зарубежные авторы определяют достаточность капитала как его способность компенсировать потери и предупреждать банкротства [6, с. 187]. Схожей позиции придерживается Г.Г. Фетисов [17, с. 33]. Большинство же отечественных ученых считает, что достаточность отражает устойчивость банка, его надежность, степень его подверженности риска, позволяет дать общую оценку банку. Данной позиции придерживаются О.Н. Антипова [1, № 7, с. 16], Р.Г. Ольхова [13, № 7-8, с. 3], А.М. Тавасиев [16, с. 207], Л.Г. Батракова [2, с. 46], Г.Н. Щербакова [18, с. 92], А.В. Калтырин [5, с. 75], Т.М. Костерина [8, с. 49]. Следует подчеркнуть, что в представленных позициях достаточность капитала указывает на предельную сумму операционных рисков и чрезвычайных расходов того или иного рода, которые может понести банк без ущерба для интересов вкладчиков и прочих кредиторов.
Наиболее всесторонне достаточность капитала определяют Л.Т. Гиляровская и С.Н. Паневина, которые характеризуют ее как способность банка продолжать оказывать в том же объеме и того же качества традиционный набор банковских услуг независимо от возможных убытков. При этом общим критерием достаточности капитала они считают такую его величину, при которой, с одной стороны, обеспечивается максимизация прибыли (удовлетворение интересов менеджеров, собственников банка), а с другой – оптимальный риск ликвидности, надежности банка (удовлетворение интересов надзорных органов) [4, с. 94]. В таком определении достаточность капитала указывает на возможность поддержания и расширения банковского бизнеса. Таким образом, достаточность капитала – это такой его объем, при котором обеспечиваются максимальная доходность банковских операций и защищенность средств контрагентов банка от рисков и чрезвычайных убытков, т.е. выполняются функции капитала.
Ценный опыт контроля за динамикой капитальной базы банков накоплен в США, где отдельные экономисты высказывали мнение, что определять минимальную границу достаточности капитала банка должен не регулирующий орган, а сам рынок. Но в условиях, когда многие местные банки не испытывают дисциплинирующего воздействия рынка, взяло верх решение – установление и контролирование государственными органами нормативов по банковскому капиталу экономически оправдано. Основными причинами регулирования банковского капитала являются:
– ограничение риска банкротства банков;
– поддержание общественного доверия к ним;
– ограничение потерь правительства, связанных со страхованием банков.
Рынок не способен одновременно решить эти три задачи, поскольку он не может оценить влияние банкротства на стабильность банковской системы и издержки страхового фонда, связанные с банкротствами.
Достаточность капитала имеет два аспекта: институциональный (статистический) и динамический. Институциональный заключается в соблюдении минимальных стандартов абсолютного размера капитала, а динамический – в выполнении нормативов его достаточности. Регулирование капитала осуществляется в первую очередь посредством установления нормативов [9, с. 39]. В качестве показателей оценки достаточности капитала банковское сообщество и органы надзора в основном используют две группы коэффициентов [14, с. 1]:
– первая группа строится на основе отношения собственного капитала (в различном составе) к общей сумме депозитов (вкладам);
– вторая группа строится на соотношении капитала (во всевозможных модификациях) и активов (различного состава), взвешенных по риску.
Отношение собственного капитала к вкладам базируется на рассмотрении капитала в качестве средства защиты кредиторов. Количественные значения данной группы коэффициентов имеют следующие характеристики:
– оптимальность носит не дискретный, а интервальный характер;
– точечные значения определяются стадией социально-экономического развития, фазой экономического цикла; объемом денежной массы, темпом инфляции; уровнем сбережений населения и степенью конкуренции (концентрации банковских учреждений).
Эмпирически сложилось представление, что оптимальное значение должно колебаться в интервале от 0,08 до 0,2. Так, в соответствии с Законом Российской империи «О банках и банковской деятельности» от 31 мая 1872 г. сумма обязательств банка ограничивалась 10-кратным размером его оплаченного основного капитала. Банковский кризис 70-80-х гг. того же столетия привел к адекватной реакции Государственного банка России – в Закон были внесены изменения и дополнения, ужесточавшие банковское регулирование и надзор: с 1883 г. сумма обязательств банка уже не должна была превышать оплаченный основной и запасной капиталы более чем в 5 раз. В США отношение капитала к депозитам (на уровне не ниже 10 %) как лимит применялось в практике банковского регулирования с 1914 по 1948 г.
Во второй трети XX в. взгляды регулирующих органов на адекватность капитала коренным образом изменились. Господствующим стало мнение, что потребность в капитале зависит не от депозитов, а от качества активов: достаточность капитала должна указывать на то, какие убытки может понести банк без ущерба для интересов вкладчиков и прочих кредиторов. Капитал стал рассматриваться в первую очередь в качестве амортизатора, буфера, помогающего преодолеть падение реальной стоимости активов. Коэффициент, выражающий отношение капитала к активам (при требуемом минимальном уровне в 8 %), был введен в США Федеральной корпорацией страхования депозитов в 30-40-е гг. на основании того, что именно состав и качество банковского портфеля активов были в числе главных причин банкротств банков.
В период второй мировой войны в США произошли дальнейшие изменения в подходе к показателю достаточности капитала. Американские банки вложили огромные средства в государственные ценные бумаги, которые отличаются высокой степенью надежности и не содержат риска неплатежа. Поэтому стал использоваться новый показатель – отношение капитала к рисковым активам, при расчете которого из суммы активов в знаменателе коэффициента исключались наиболее надежные, безрисковые активы – касса банка и вложения в государственные ценные бумаги. Вначале банкам предписывалось поддерживать этот коэффициент на уровне 20, а затем 15 %. Но с введением государственного страхования депозитов, увеличивающего совокупные резервы покрытия банковских убытков, требования к капиталу снизились. Этому способствовало и желание регулирующих органов нейтрализовать стремление банков компенсировать жесткие требования к капиталу повышением доходов за счет роста ставок по кредитам, выдаваемым корпоративным заемщикам.
Позднее в США начали применяться более сложные способы оценки банковского капитала и его достаточности. Активы начали дифференцировать в зависимости от степени связанного с ними риска. Чем больший риск ассоциировался с данным видом активов, тем большая часть суммы этих активов принималась в расчет при определении коэффициента капитал/активы. Впервые операция взвешивания различных активных статей баланса банка была предложена отделом банковских ревизий федерального резервного банка Нью-Йорка в 1952 г. В их формуле активы банка были поделены на шесть групп, каждой из которых соответствовала своя категория риска. В 1956 г. Совет управляющих ФРС, дополнив и уточнив эту формулу (все активы были разбиты на 10 групп, каждой из которых соответствовала своя степень риска – от 0,5 % для инвестиций в краткосрочные государственные бумаги до 100 % для вложений в материальные активы), определил ее в качестве базовой для анализа достаточности капитала.
Подверглись дифференциации и статьи капитала, было введено деление капитала на первичный и вторичный. К первичному капиталу относились простые акции; привилегированные акции без срока погашения; нераспределенная прибыль; резерв на непредвиденные расходы; долговые обязательства, конвертируемые в простые или привилегированные акции; резерв на покрытие непогашенной задолженности по ссудам; вложения банка в капитал дочерних предприятий. В состав вторичного капитала, который по своей величине не должен был превышать 50 % первичного, включались привилегированные акции, имеющие срок выкупа; субординированные долговые обязательства, или обязательства второй очереди (так называемые «капитальные ноты» и необеспеченные облигации).
В 1981 г. федеральные надзорные органы США ввели следующее правило: достаточным считалось отношение акционерного капитала к активам не ниже 6 %, а для устойчивых банков этот показатель мог быть снижен до 5 %. В 1985 г. надзорные ведомства США ввели единые требования к минимальному капиталу: первичный (основной) капитал должен был быть не ниже 5,5 % общей величины активов, а сумма первичного и вторичного (дополнительного) капиталов – не ниже 6 %. Крупные банки усмотрели в этих правилах угрозу своей конкурентоспособности на мировых рынках и настаивали на введении аналогичных стандартов минимального капитала для банков других стран. По инициативе центральных банков США и Великобритании разработкой соответствующих рекомендаций занялся Базельский комитет, который разослал свои предложения контрольным банковским ведомствам стран «группы 10». По основным принципам методики расчета минимальных нормативов капитала был достигнут консенсус, и в июле 1988 г. принято Соглашение о международной унификации расчета и стандартах капитала, получившее в настоящее время название «Базель I» (табл. 1).
Таблица 1. Достаточность капитала банка: подход Базельского соглашения 1988 г. [7, с. 3]
Регулятивные требования |
Содержание требований |
Полномочия национальных органов регулирования |
Требования к абсолютной величине уставного капитала банка |
Банк, принимающий депозиты и выдающий кредиты, должен иметь уставный капитал не менее 5 млн. ЭКЮ |
Для вновь открываемых банков – требование обязательно. Для действующих банков – устанавливается переходный период и промежуточный лимит в 1 млн. ЭКЮ |
Качественные требования к структуре капитала |
Капитал делится на два разряда: основной (сумма акционерного капитала и объявленных резервов за минусом нематериальных активов) и дополнительный (прочие элементы капитала). Из совокупного капитала вычитаются капиталовложения в подконтрольные структуры |
Элементы дополнительного капитала могут определяться национальными органами регулирования исходя из особенностей учета и регулирования. Другие виды вычетов из капитала определяются национальными органами самостоятельно |
Количественные требования к структуре капитала |
Не менее 50 % капитальной базы банков должен составлять основной капитал |
– |
Требования к достаточности капитала |
Отношение капитала к активам, взвешенным по степени риска, – 8 % (Данный показатель получил название коэффициента Кука по фамилии возглавлявшего Базельский комитет с 1977 г. по 1988 г. У.П. Кука); отношение основного капитала к активам, взвешенным по степени риска, – 4 % |
Требования установлены на минимальном уровне, который может быть повышен национальными органами |
Такая оценка капитала называется регулятивной. Регулятивный капитала – это капитал, которым банк должен располагать для проведения своих операций по требованию регулирующего органа. Согласно Базельскому соглашению для расчета регулятивного капитала банков стала использоваться методика, основанная на концепции его двухуровневой структуры. Концепция (лат. conception) – система взглядов на процессы и явления в природе и обществе [3, с. 336]. Следуя данной концепции, в составе капитала банков стали выделять капитал I уровня, или основной (базовый) капитал, и капитал II уровня, или дополнительный капитал. Критерием разделения капитала на два уровня является способность отдельных его элементов выступать в качестве страхового фонда в случае возникновения непредвиденных убытков (т.е. способность «поглощать» убытки).
Базельский комитет устанавливает минимальные требования к уровню капитала только для банков, работающих на международных рынках. Несмотря на это, во многих странах его требования применяются и к прочим банкам. Некоторые страны на национальном уровне приняли Соглашение по капиталу или подобные документы, другие использовали основные положения Международного соглашения для определения собственных требований к достаточности капитала банков.
Р.Г. Ольхова, отмечая достоинства международной методики оценки достаточности капитала, называет такие ее составляющие [13, № 6, с. 7-8]:
– характеризует «реальный» капитал банка;
– способствует пересмотру стратегии банков и отказу от чрезмерного наращивания кредитов при минимальном капитале, отдавая предпочтение не объему кредитного портфеля, а его качеству;
– способствует увеличению безрисковой деятельности банка;
– поощряет правительство уменьшать регламентацию деятельности банков, поскольку в ней проявляется больше элементов саморегулирования;
– дает возможность учитывать риски по забалансовым обязательствам;
– позволяет сравнивать банки разных стран.
Одновременно она выделяет следующие недостатки:
– не оценивает уровень кредитного риска в зависимости от категорий клиентов и видов банковских операций, поскольку его оценка в большей степени основывается на типе заемщика;
– отсутствует достаточная четкость в определении составных элементов капитала по уровням, позволяет смягчить требования к нему со стороны центральных банков различных стран.
Работа по совершенствованию методики расчета минимальной величины необходимого банкам капитала не прекращалась Комитетом все эти годы. В 1995 г. схема определения достаточности капитала была дополнена капиталом III уровня, представляющим собой краткосрочные (но не менее 2 лет) субординированные долговые инструменты, выпускаемые банками для покрытия рыночных рисков, в том числе связанных с валютными и товарными операциями. При этом предусматривается, что ни проценты, ни основная сумма долга по таким инструментам, не будут выплачиваться, если в результате такой выплаты сумма капитала банка станет меньше минимальных требований к нему.
Подход, представленный Комитетом на суд мировой банковской общественности в 1999 году, предусматривал более тщательную и индивидуальную идентификацию широкого и разнообразного спектра рисков, встречающихся в работе кредитных учреждений. Принципиальным отличием от прежней схемы расчета стало использование сразу трех основных составляющих: минимальных нормативов собственного капитала; интенсивного контроля надзорных органов за выполнением этих нормативов; соблюдения рыночной дисциплины. Новые подходы к оценке достаточности капитала капитала банков, обобщенные в документе под названием «Базель II», в основном согласованы, и в апреле 2004 г. была принята окончательная редакция. Новое Соглашение по капиталу предусматривает дальнейшее обеспечение безопасности и платежеспособности банковской системы, усиление конкурентного равенства, стимулирование банков к постоянному совершенствованию методов и процедур оценки и управления кредитным риском, повышение точности отражения риска в нормативах капитала, приближение нормативного капитала к экономическому капиталу. Экономический капитал – это величина капитала, необходимая для покрытия рисков предприятия, для поддержания его платежеспособности в случае неблагоприятного развития ситуации. Итак, в новых подходах к регулированию капитала отражаются направления совершенствования оценки регулятивного капитала, и вводится оценка экономического капитала, то есть оно включает две концепции капитала (табл. 2).
Таблица 2. Концепции регулирования капитала коммерческого банка [9, с. 41]
Концепция регулятивного капитала |
Концепция экономического капитала |
Основное требование – соответствие нормативам |
Основное требование – должен быть достаточным для покрытия рисков, принимаемых банком |
Субъекты оценки – коммерческие банки и Банк России, оценивающий деятельность банка с позиций соблюдения установленных нормативов |
Субъекты оценки – коммерческие банки, определяющие влияние на капитал рисков, принимаемых банком |
Действует на национальном и международном уровнях |
Действует на международном уровне, отдельные элементы используют ведущие кредитные организации страны |
В современных условиях на международном уровне преобладающей является концепция регулятивного капитала (хотя значимость концепции экономического капитала повышается), поскольку методика его расчета является унифицированной, отработанной и подходит для любого банка независимо от его отраслевых, организационно-правовых, конкурентных и иных особенностей.
Если в странах с развитой экономикой анализу показателей достаточности банковского капитала уделялось большое внимание еще в конце семидесятых годов прошлого столетия, то для отечественных кредитных учреждений до девяностых годов само понятие капитала в практике существовавших тогда государственных банков носило условный характер и использовалось лишь при контактах с зарубежными банками. Первоначально средства двух фондов – уставного и резервного – создавались за счет государственного бюджета. Их размеры фактически не оказывали никакого влияния ни на размер банковских операций, ни на хозрасчетные интересы государственных банков. Не случайно, что размер этих фондов при огромном денежном обороте, проходящем через государственные банки, был крайне незначителен. В условиях централизованного распределения ресурсов по долгам банка в конечном счете отвечало государство.
Письмом Госбанка СССР от 27 апреля 1989 г. № 201 установлен порядок расчета норматива К1. Для его расчета Госбанк СССР сопоставляет капитал с обязательствами банка. Значение норматива К1 не должно быть менее 1/20 для коммерческих банков и 1/12 для кооперативных банков.
В России практика регулирования собственного капитала берет свое начало с 1991 г. Условия функционирования российской банковской системы того времени не позволяли использовать международные рекомендации в полном объеме, вследствие чего Банк России вводил их в действие постепенно. Первым в российскую практику был введен принцип регулирования величины капитала банков в абсолютном и относительном исчислении. Так, в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции Банка России от 30 апреля 1991 г. № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» достаточность капитала банка определялась: минимально допустимым размером уставного капитала банка; предельным соотношением капитала банка и суммы активов с учетом оценки их рискованности (Н1).
Таким образом, политика Банка России в отношении регулирования операций коммерческих банков с помощью величины капитала отличается от политики Госбанка СССР. Достаточность капитала изначально оценивалась Банком России не как достаточность для покрытия определенной части обязательств, а для покрытия рисков банка, связанных с его активными операциями. Причем под влиянием рекомендаций Базельского комитета расчет H1 «эволюционизировал» в плане учета все большего количества рисков: по операциям, отражаемым на внебалансовых счетах, по срочным сделкам, рыночного и, наконец, операционного риска.
Требования к абсолютной величине уставного капитала вновь создаваемых банков повышались поэтапно со 100 млн. руб., начиная с 13 августа 1992 г., с доведением их до международных стандартов достаточности капитала в 5 млн. евро к 1 октября 2001 г. В отношении действующих банков проявляется первая специфическая особенность российской системы регулирования – с 1 января 1999 г. объектом контроля становится не уставный капитал, а величина собственного капитала банка, размер которого в 5 млн. евро законодательно закреплен с 1 января 2007 г. В настоящее время минимальный размер капитала для действующих банков установлен в сумме 180 млн. руб. [10]. В случае, если размер капитала банка на 1 января 2007 г. был менее 180 млн. руб., банк вправе продолжать свою деятельность при условии его увеличения с 1 января 2010 г. – не менее 90 млн. руб., с 1 января 2012 г. – не менее 180 млн. руб.
Постепенное повышение требований со стороны Банка России наблюдается и применительно к регулированию достаточности капитала банков в относительном исчислении. Минимально допустимое значение норматива установлено в 1991 г. на уровне 4 %. С 1 февраля 1999 г. минимально допустимое значение норматива достаточности капитала для банков с размером собственного капитала менее 5 млн. евро было установлено в размере 9 %, а для банков, обладающих собственным капиталом от 5 млн. евро и выше, – в 8 %. С 1 января 2000 г. требования к предельным значениям норматива для каждой из групп банков повышались на 2 пункта и составляли, соответственно, 10 и 11 %. В настоящее время, начиная с 1 апреля 2004 г., в российской практике действуют минимально допустимые значения норматива Н1, не отличающиеся от предыдущих [12].
Последними по времени начала регулирования в российскую практику были введены требования к структуре капитала и ее количественные и качественные составляющие. До 1 октября 1997 г. абсолютная величина капитала банка определялась в целях регулирования достаточности капитала с использованием бухгалтерского подхода, при котором в расчет включались остатки балансовых счетов, по экономическому содержанию имевшие отношение к собственно банковским средствам. Затем механизм расчета усложнился, а величина капитала банка стала учитывать (корректироваться на) доходы и расходы будущих периодов, величины недосозданных резервов и допущенную банком иммобилизацию собственных средств.
С 1 июля 1999 г. в силу вступило Положение Банка России от 01 июня 1998 г. № 31-П «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций». С момента выхода в свет указанного Положения банкам давался годовой адаптационный период, в течение которого рассчитанная в соответствии с новой методикой величина капитала банков не использовалась для расчета экономических нормативов, включая норматив достаточности капитала. Предложенная Банком России методика коренным образом изменяла ранее действовавшие подходы к регулированию величины собственного капитала банка. Впервые в российской практике собственный капитал подлежал структурированию в соответствии с регулятивными требованиями, учитывающими не только количественное соотношение основного и дополнительного капитала, но и качество источников их формирования.
Методика структурирования капитала была разработана Банком России с учетом основных рекомендаций Базельского комитета, содержала специфические национальные особенности и открывала банкам новые возможности в повышении уровня капитализации за счет включения субординированных займов в состав источников формирования капитала. Так, по аналогии с Базелем I собственный капитал банка включает в себя основной и дополнительный капиталы, соотношение между ними установлено на уровне 1:1, а состав основного и дополнительного капитала определен исходя из принципа постоянства источников их формирования.
Действующая в настоящее время методика расчета капитала, введенная в действие Положением Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» [11], сохраняет общую идеологию Базельского соглашения и претерпела несущественные изменения, часть которых была направлена на устранение противоречий (например, включение уставного капитала банков-ООО в состав основного капитала), другая – на ужесточение требований к качеству источников формирования капитала (например, исключаются части уставного капитала, фондов и прибыли, при формировании которых банком использовались ненадлежащие активы).
Итак, в России действует концепция регулятивного капитала. Сравнение концепций регулятивного капитала на международном и национальном уровнях показывает, что различия между ними незначительны и заключаются в следующем:
– отличие в употребляемой терминологии;
– у российских банков к капиталу I уровня относится и прибыль текущего года (а не только прошлых лет), и созданные из нее фонды, использование которых не уменьшает имущества кредитной организации в той их части, которая подтверждена заключением аудиторской организации по итогам за очередной квартал;
– из состава капитала I уровня у российских банков вычитаются все нематериальные активы, а в соответствии с Базельскими соглашениями – лишь нематериальные активы, не имеющие реальной оценки (очевидно, потому что в российских условиях трудно оценить реальную стоимость данных активов);
– несмотря на то, что Базельский комитет по банковскому надзору и регулированию отверг предложение о возможности включения в определение дополнительного капитала латентных резервов, возникающих в силу недооценки помещений банков, отечественная методика включает позицию «переоценка основных средств» в состав капитала II уровня;
– при расчете основного и дополнительного капитала у российских банков подлежит вычету часть уставного капитала и иных источников собственных средств (эмиссионного дохода, прибыли, доходов, фондов), для формирования которых акционерами, участниками и другими лицами, участвующими в формировании источников собственных средств кредитной организации, были использованы ненадлежащие активы. Такое требование Банка России обусловлено тем, что кредитные организации, имея в настоящее время недостаточный уровень собственных средств и испытывая по этому поводу давление со стороны регулирующих органов, пытаются решать данную проблему путем искусственного «раздувания» собственного капитала за счет источников низкого качества;
– в отличие от методики Базельского комитета российская корректирует капитал на значительно большее количество статей.
Наибольшее количество вопросов со стороны банковского сообщества вызвало уменьшение основного капитала на стоимость нематериальных активов, принадлежащих банку. По мнению Ю.Е. Копченко, исключение их из состава основного капитала кажется нелогичным, поскольку в России запрещено формирование уставного капитала нематериальными активами, порядок их приобретения аналогичен основным средствам [7, с. 6]. На взгляд автора, данная статья уменьшает собственный капитал по той причине, что, как правило, реализовать нематериальные активы отдельно от банка не представляется возможным, что является препятствием для использования данных ресурсов в качестве источников погашения возможных убытков.
При оценке возможности использования концепции экономического капитала необходимо учитывать следующее. А.М. Тавасиев полагает, что банки смогут самостоятельно регулировать свой экономический капитал, если все их риски будут описаны на базе статистических моделей и они имеют [16, с. 208-209]:
– надежные системы управления, в том числе системы управления рисками;
– объективные возможности получать достоверную информацию о финансовом состоянии своих клиентов, а также о перспективах его изменения.
В современных российских условиях практическая реализация данных идей представляется проблематичной. Поэтому поэтапный переход к оценке экономического капитала возможен только путем построения комплексных систем управления рисками. Таким образом, изучение концепций регулирования капитала в российской и зарубежной банковской практике показало, что в настоящее время капитал банка, используемый для оценки полноты покрытия банковских рисков, представляет собой расчетную величину, наполнение которой совершенствовалось в течение многих лет и с учетом последних изменений призвано отражать именно те ресурсы, которые действительно принадлежат банку и могут быть использованы для покрытия рисков. Вместе с тем существуют перспективы совершенствования методики расчета показателя достаточности капитала. В частности, речь может идти о создании внутренних методик, которое приветствуется с точки зрения нового соглашения Базельского комитета о капитале.
Литература:
1. Антипова О.Н. Институциональная достаточность банковского капитала // Банк. дело. - 1997. - № 7. - С. 16-19; № 9. - С. 2-5.
2. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебник для вузов / Л.Г. Батракова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2005. - 365 с.
3. Большой экономический словарь / Авт.-сост.: А.Б. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Кн. мир, 2004. - 860 с.
4. Гиляровская Л.Т. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина. - СПб.: Питер, 2003. - 240 с.
5. Деятельность коммерческих банков: учеб. пособие / А.В. Калтырин [и др.]; под ред. А.В. Калтырина. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
6. Коммерческие банки / Э. Рид [и др.]; пер. с англ. - М.: Космополис, 1991. - 2-е изд. - 480 с.
7. Копченко Ю.Е. Капитализация банков и ее регулирование // Финансы и кредит. - 2008. - № 20. - С. 2-7.
8. Костерина Т.М. Банковское дело: учебник / Т.М. Костерина. - М.: МаркетДС, 2003. - 237 с.
9. Мануйленко В.В. Концепции регулирования капитала коммерческого банка // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. - 2009. - Т. 28. № 1. - С. 38-46.
10. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 2 дек. 1990 г. № 395-I: (в ред. от 15 февр. 2010 г. № 11-ФЗ). - Доступ из справ. правовой системы „Гарант“.
11. О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций: Положение ЦБР от 10 февр. 2003 г. № 215-П [Электронный ресурс]: (в ред. от 11 нояб. 2009 г. № 2329-У). - Доступ из справ. правовой системы „Гарант“.
12. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: Инструкция ЦБР от 16 янв. 2004 г. № 110-И: (в ред. от 3 нояб. 2009 г. № 2324-У). - Доступ из справ. правовой системы „Гарант“.
13. Ольхова Р.Г. Общие проблемы формирования капитала банка // Банк. услуги. - 1998. - № 6. - С. 3-9; № 7-8 - С. 3-6.
14. Ольхова Р.Г. Собственный капитал: проблемы роста и оценки // Бизнес и банки. - 2004. - № 47. - С. 1-4.
15. Синки Дж.Ф.мл. Управление финансами в коммерческих банках / Дж.Ф.мл. Синки; пер. с англ. 4-го изд. - М.: Catallaxy, 1994. - 937 с.
16. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной организацией: учеб. пособие / А.М. Тавасиев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 640 с.
17. Фетисов Г.Г. Устойчивость коммерческого банка и рейтинговые системы ее оценки. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 168 с.
18. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности: На основе отчетности, сост. по рос. и междунар. стандартам / Г.Н. Щербакова. - СПб.; М.: Вершина, 2006. - 462 с.