Исследовательский метод заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретические положения курса. В основе использования исследовательского метода часто лежат результаты работы предметных кружков, научно-исследовательских обществ студентов. Это могут быть и специальные исследовательские задания, которые выполняются несколькими студентами или всей группой.
Использование исследовательского метода требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.
Классификация исследовательских групп:
Проектно-исследовательские. На участников ложится выполнение проектов. Работа над проектом может быть разделена на два направления внутренне, "для себя", и внешнее, "для других". Внутреннее направление - это непосредственно работа над проектом внутри самой группы: обсуждение идей и принятие решения о теме проекта, методиках и ожидаемых результатах; подготовка описания проекта, работа с источниками информации и др. Внешнее направление деятельности связано с представлением проекта другим участникам игры: оформление заявки на финансирование, подготовка презентации, рекламно-ознакомительных материалов, выступление на заседании комиссии по финансированию. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Научно-исследовательские - это проекты средней продолжительности, в основе которых лежит тесное сотрудничество нескольких учёных, работающих в рамках особого проекта, по своему объёму цель которого - достичь результатов, невозможных в рамках финансирования отдельного проекта выходящего за рамки отдельного проекта (обычная или специальная процедура) в тематическом, временном и финансовом отношении.
Практические ситуации (кейсы). Глубокое или детальное исследование реальной или имитированной ситуации, которое выполняется, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства.
Метод исследовательских групп можно применять как на лекции, так и на лабораторно-практическом занятии и семинаре.
Обозначим основные этапы исследовательских групп:
• Подготовительный
• Обучающий
• Аналитический
Подготовительный этап.
- Определение преподавателем образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач занятия и соотнесение их с планируемыми целями и задачами исследования;
• Выбор преподавателем объектов исследования и планирование результата исследования;
• Выбор и формулировка преподавателем темы исследования, диагностика исходной ситуации по проблеме исследования;
• Определение преподавателем возможных вариантов решения проблемы;
• Определение структуры и методов исследования, при помощи которых будет достигнут результат, значения (пользы, экономического эффекта, благоприятных последствий) предлагаемых изменений;
• Наличие необходимого оборудования;
• Планирование состава исследовательских групп на основе предварительной диагностики качеств участников;
• Постановка проблемы перед исследовательской группой.
Обучающий этап
• Группа придумывает себе название
• Выбор руководителя группы;
• Определение цели, вытекающих из нее задач исследования;
• Сбор и анализ литературы по проблеме исследования;
• выдвижение гипотезы решения поставленных задач,
• обсуждение и выбор методов исследования;
• Распределение деятельности в группе;
• Консультация по планированию и возможности осуществления исследования у преподавателя;
• Определение организации исследования совместно с преподавателем (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", лабораторного исследования и т.п.);
• Проведение исследования;
• Оформление и математическая обработка полученных результатов;
• анализ полученных данных;
• Подведение итогов, корректировка, выводы
• Оформление исследования (творческий отчет, презентация, доклад, научная статья и т.п.)
• Обсуждение
Аналитический этап
• Анализ преподавателем полученных результатов исследования преподавателем и соотнесение их с предполагаемыми;
• Анализ выводов преподавателем;
• Анализ преподавателем представленных отчетов, презентации, доклада, статьи и т.п.
• Анализ достигнутых в ходе занятия образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач.
• Формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему использованию данного метода обучения.
Перед выполнением работы студенты должны выбрать руководителя (лидера), сформулировать гипотезу, выбрать методику исследования, затем провести необходимые эксперименты, оформить результаты работы и сделать выводы и предоставить в виде презентации отчет с докладом.
Исследовательский метод служит основой формирования исследовательской компетентности в процессе научно-исследовательской работы студентов. На рис. 1 представлена модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе научно-исследовательской работы студентов.
Дидактические принципы формирования исследовательской компетентности специалиста АПК:
• интеграции
• системности и последовательности
• научности
• доступности
• вариативности
• познавательной самостоятельности
• сознательности и активности
• профессиональности
• фундаментальности
Рис. 1 - Модель формирования исследовательской компетентности специалиста АПК в процессе научно-исследовательской работы студентов
Литература:
1. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Симбирских Е.С. Формирование интеллектуального потенциала инновационного развития агропромышленного комплекса. Монография – М.: ФГНУ «Росинформаагротех»,2008.-236с.
2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа-Пресс,1997.-512с.