Главной задачей, стоящей перед школой на сегодняшний день, является в первую очередь внедрение и эффективное использование новых педагогических технологий, какой, по моему мнению, и является метод проектов.
Проблема использования метода проектов исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Е. С. Полат, С. Т. Шацким и другими.
Проектная деятельность как новая педагогическая личностно-ориентированная технология находит все большее распространение в системе образования и тому существует несколько причин:
1 Возможность научить учащихся приобретать те или иные знания самостоятельно, научить пользоваться этими знаниями для решения как практических, так и теоретических задач.
2 Возможность научить учащихся работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.
3 Возможность научить умению пользоваться исследовательскими методами.
4 Возможность развивать у учащихся навыки критического мышления.
Суть проектной методики заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным жизненным проблемам, предполагающим владение определенных знаний в той или иной области, через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В области изучения иностранного языка выделяют следующие виды проектов:
1 Конструктивно-практические, например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание.
2 Игровые — ролевые, например, разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая.
3 Информационные, например, «Изучение какого-либо города». Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте.
4 Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.
5 Проекты по типу конкретного социологического исследования, например, «Использование английского языка в моей стране, в моем городе».
6 Издательские, например, «Портрет моего класса», «Радиопрограмма», «Школьная стенная газета».
7 Сценарные, например, «Организация клуба встреч», «Вечер английского языка и культуры», «Ток-шоу».
8 Творческие работы, например, свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс и другие), литературный перевод произведения на родной язык. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Как правило, они не имеют четко проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается.
9 Ситуационный анализ (case-study) [Полат 2009: 72–77].
По продолжительности проведения проекты могут быть:
1 Краткосрочные.
Данные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Это проекты для решения
небольшой проблемы или части более значимой проблемы.
2 Средней продолжительности.
Что касается проектов средней продолжительности, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержать достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем.
3 Долгосрочные.
Как и проекты средней продолжительности, долгосрочные проекты представляют собой совокупность проектов, решающих одну значимую проблему [Полат 2000: 9].
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.
Проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках. Все виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены собственно в области изучения иностранного языка и культуры, либо носить междисциплинарный характер.
Проектная технология позволяет решать важные практические и образовательные задачи, повышать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческие способности учащегося и умение добывать знания не только из учебника, но и из окружающей среды, развивать критическое мышление, работать с аутентичными материалами, воспитывать социальную ответственность, как каждого за себя, так и за работу всей группы [Проектная технология: Интернет ресурс].
Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для свободного и ответственного принятия учащимися решений, их автономной и креативной деятельности. Учитель может подсказать новые источники информации и направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска, научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, научить прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, научить устанавливать причинно-следственные связи.
Данная технология основана, с одной стороны, на идее включения учебно-познавательной деятельности в процессе создания определенного учебного, учебно-исследовательского, экспериментального и иного продукта и накопления учащимся собственного опыта овладения знаниями и умениями и их использования. С другой стороны, данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в учебной группе в ходе учебного процесса, взаимного обучения, когда учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.
Проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» и активизация всех субъектов учебной деятельности.
Литература:
1 Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
2 Проектная технология как средство формирования информационно-технологической компетентности учащихся [Электронный ресурс]: Narod. URL: http://www.gimnazia-internat.narod.ru/savina/proekt.htm (дата обращения: 15 марта 2015 г.).
3 Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4–11.