Обучение говорению с использованием метода проектов на уроках английского языка в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (170) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.09.2017

Статья просмотрена: 2152 раза

Библиографическое описание:

Рожневская, А. А. Обучение говорению с использованием метода проектов на уроках английского языка в школе / А. А. Рожневская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 91-92. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45543/ (дата обращения: 16.11.2024).



Главной задачей, стоящей перед школой на сегодняшний день, является в первую очередь внедрение и эффективное использование новых педагогических технологий, какой, по моему мнению, и является метод проектов.

Проблема использования метода проектов исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Е. С. Полат, С. Т. Шацким и другими.

Проектная деятельность как новая педагогическая личностно-ориентированная технология находит все большее распространение в системе образования и тому существует несколько причин:

1 Возможность научить учащихся приобретать те или иные знания самостоятельно, научить пользоваться этими знаниями для решения как практических, так и теоретических задач.

2 Возможность научить учащихся работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли.

3 Возможность научить умению пользоваться исследовательскими методами.

4 Возможность развивать у учащихся навыки критического мышления.

Суть проектной методики заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным жизненным проблемам, предполагающим владение определенных знаний в той или иной области, через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В области изучения иностранного языка выделяют следующие виды проектов:

1 Конструктивно-практические, например, дневник наблюдений, «придумывание» игры и ее описание.

2 Игровые — ролевые, например, разыгрывание игры, драматизация или сочинение собственной пьесы. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Степень творчества здесь очень высокая.

3 Информационные, например, «Изучение какого-либо города». Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте.

4 Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.

5 Проекты по типу конкретного социологического исследования, например, «Использование английского языка в моей стране, в моем городе».

6 Издательские, например, «Портрет моего класса», «Радиопрограмма», «Школьная стенная газета».

7 Сценарные, например, «Организация клуба встреч», «Вечер английского языка и культуры», «Ток-шоу».

8 Творческие работы, например, свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс и другие), литературный перевод произведения на родной язык. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Как правило, они не имеют четко проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается.

9 Ситуационный анализ (case-study) [Полат 2009: 72–77].

По продолжительности проведения проекты могут быть:

1 Краткосрочные.

Данные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Это проекты для решения

небольшой проблемы или части более значимой проблемы.

2 Средней продолжительности.

Что касается проектов средней продолжительности, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержать достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем.

3 Долгосрочные.

Как и проекты средней продолжительности, долгосрочные проекты представляют собой совокупность проектов, решающих одну значимую проблему [Полат 2000: 9].

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников.

Проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках. Все виды проектов по своему предметному содержанию могут быть выполнены собственно в области изучения иностранного языка и культуры, либо носить междисциплинарный характер.

Проектная технология позволяет решать важные практические и образовательные задачи, повышать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческие способности учащегося и умение добывать знания не только из учебника, но и из окружающей среды, развивать критическое мышление, работать с аутентичными материалами, воспитывать социальную ответственность, как каждого за себя, так и за работу всей группы [Проектная технология: Интернет ресурс].

Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для свободного и ответственного принятия учащимися решений, их автономной и креативной деятельности. Учитель может подсказать новые источники информации и направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска, научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, научить прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, научить устанавливать причинно-следственные связи.

Данная технология основана, с одной стороны, на идее включения учебно-познавательной деятельности в процессе создания определенного учебного, учебно-исследовательского, экспериментального и иного продукта и накопления учащимся собственного опыта овладения знаниями и умениями и их использования. С другой стороны, данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в учебной группе в ходе учебного процесса, взаимного обучения, когда учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.

Проектная технология создает условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа» и активизация всех субъектов учебной деятельности.

Литература:

1 Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.

2 Проектная технология как средство формирования информационно-технологической компетентности учащихся [Электронный ресурс]: Narod. URL: http://www.gimnazia-internat.narod.ru/savina/proekt.htm (дата обращения: 15 марта 2015 г.).

3 Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. 2000. № 1. С. 4–11.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, знание, значимая проблема, проектная технология, английский язык, вид проектов, иностранный язык, критическое мышление, область изучения, проектная деятельность.


Задать вопрос