Модернизация системы образования привела к появлению новых стандартов, структур и документации для образовательных учреждений. Вместе с тем осуществляется реализация федеральных программ в сфере образования, которые сопровождаются экспериментальными исследованиями и проектами. Все это потребовало нахождения новых механизмов и моделей оценки развития инновационных проектов. Федеральная целевая программа развития образования является, несомненно, наиболее заметным из них. Именно масштабность самих программных целей и мероприятий, с одной стороны, требует обязательного мониторинга происходящих процессов, а с другой — делает процедуру критериальной оценки процессов развития российского образования чрезвычайно сложной.
Анализ текущего положения дел с разработкой и исполнением целевых программ показывает, что авторы и заказчики целевой программы часто обладают скромным инструментарием и организационно-правовой основой для участия в реализации программы. Такое планирование приводит к заключению контрактов с недостаточной детализацией заданий на разработку, в которых зачастую отсутствуют основания для объективного контроля предметной области выполняемых работ, качества и др.
Следует выделить две стратегические задачи, реализация которых позволит повысить эффективность деятельности министерства и ведомств — операторов государственного образовательного заказа:
1) совершенствование процедуры создания программ и их проектов, путем перехода от планирования эффектов в рамках целевой программы, к планированию их вклада в улучшение конкретных образовательных процессов;
2) переход к активному управлению программой, через совершенствование процедур планирования, контроля и анализа предметной области, управления качеством, расписанием, контрактами (закупками) и др.
Индикаторы устойчивого развития должны отражать экономические, социальные и экологические аспекты удовлетворения потребностей современного поколения без ограничения потребностей будущих поколений по удовлетворению собственных потребностей.
Чтобы развитие могло считаться устойчивым, оно должно осуществляться с учетом достижения экономического роста, но при обеспечении его сбалансированности с потребностями общества по улучшению качества жизни и предотвращения деградации окружающей среды. Индикаторы предназначены для решения следующих задач на любом уровне:
1) Определение целей:
‒ выявление конкретных целей политики устойчивого развития в количественной форме;
‒ разработка стратегий для будущего развития;
‒ прогнозирование эффекта от планируемых мероприятий.
2) Управление:
‒ мониторинг достижения целей устойчивого развития;
‒ оценка достигнутого прогресса;
‒ оценка эффективности используемой ранее политики;
‒ информация для планирования и принятия решений администрацией;
‒ повышение качества управленческих решений с учетом позиций и интересов.
3) Оценка положения объекта
4) Участие общественности:
‒ информирование, обучение, взаимосвязь с обществом и отдельными группами;
‒ привлечение общественности к участию в деятельности.
В контексте разработки определенной политики и в связи с перечисленными задачами индикаторы устойчивости должны выполнять следующие функции:
Определять или выражать цели, вытекающие из общегосударственных/региональных стратегических программ. Индикаторы отражают ключевые цели и мероприятия, определенные в рамках региональных программ развития и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Это даст возможность устанавливать ряд целевых показателей для каждого индикатора, обеспечивая, таким образом, более четкое видение и понимание общих целей политики.
Обеспечивать основу для оценки хода реализации этих стратегий на различных уровнях (технические и управленческие цели). Индикаторы дают возможность осуществлять измерение, мониторинг, оценку и анализ темпов и эффективности движения по направлению к достижению целей устойчивого развития и, в случае необходимости, корректировать общую политику таким образом, чтобы направить развитие в нужное русло, обеспечивающее его устойчивость. Это также дает возможность передачи ответственности за достижение определенных индивидуальных целевых показателей различным объектам и даже осуществлять (частичную) оценку эффективности деятельности определенных элементов структуры управления по достижению определенных целей политики учреждения.
Индикаторы также могут использоваться для обеспечения информационной поддержки процессов планирования и принятия решений в администрации. Это целесообразно, прежде всего, для информирования о последствиях и результатах реализации специальных программ устойчивого развития, принятых в отдельных ведомствах и организациях, с тем, чтобы эти последствия и результаты могли быть проанализированы в более широком контексте. Например, индикаторы могут быть использованы в качестве основы для оценки долгосрочной устойчивости политики и программ реализации социально- экономических мероприятий, а также для определения тех дополнительных возможностей для более активного участия отдельных групп в более широком контексте. Например, индикаторы могут быть использованы в качестве основы для оценки долгосрочной устойчивости политики и программ реализации социально- экономических мероприятий, а также для определения тех дополнительных возможностей для более активного участия отдельных групп в обеспечении устойчивого развития, которые являются не настолько очевидными, чтобы быть выявленными при первом рассмотрении.
Обеспечивать информирование широкой общественности о ходе реализации стратегий, о темпах движения к устойчивому развитию в четкой и доступной форме, способной стимулировать необходимые изменения в поведении населения. Разработка индикаторов устойчивого развития возможна на трех уровнях:
‒ федеральный,
‒ региональный (области, края, автономии и др.),
‒ локальный (районы, организации и др.).
На этих трех уровнях могут разрабатываться свои собственные системы индикаторов, обладающие индивидуальными особенностями. Так, индикаторы, разработанные на федеральном уровне, не всегда будут одинаково полезными для различных организаций.
Для того, чтобы деятельность образовательного комплекса способствовала развитию потенциала территории, необходимо, чтобы само образовательное учреждение функционировало в соответствии с принципами устойчивого развития. Поэтому первоочередной задачей становится переход образовательного комплекса к устойчивому развитию и функционированию.
Основной целью образовательного комплекса, функционирующего в соответствии с принципами устойчивого развития, становится максимально полное раскрытие творческого потенциала всех участников школы и дошкольного учреждения: обучающихся, педагогического состава, других сотрудников и администрации.
Под устойчивым развитием образовательного учреждения следует понимать комплексную стратегию развития, способствующую переходу к его устойчивому функционированию, которое, в свою очередь, позволяет аккумулировать потенциал образовательного комплекса и направлять его на созидательное и продуктивное взаимодействие с окружающей социо-эколого-экономической средой» [1, C. 28]. Таким образом, в своей деятельности образовательное учреждение должно не просто учитывать социальные, экологический и экономические интересы общества, но и способствовать их удовлетворению. Такого эффекта как раз и позволяет добиться переход образовательного комплекса к устойчивому развитию.
«Устойчивое функционирование подразумевает под собой такой способ организации деятельности образовательного учреждения, когда все его подсистемы работают максимально слаженно, потенциал всех учеников и воспитанников используется в полной мере и максимально эффективно» [3, C. 37].
Переход к устойчивому развитию и функционированию образовательного комплекса возможен при изменении стратегии развития образовательного комплекса. Несмотря на то, что в некоторых образовательных комплексах внедряются элементы концепции устойчивого развития, такая деятельность направлена на решение разнообразных точечных проблем, связанных с функционированием образовательного комплекса, и не является системной.
Таким образом, устойчивое развитие образовательного комплекса направлено на гармонизацию всей внутренней деятельности образовательного комплекса и частично согласуется с концепцией устойчивого ведения бизнеса. Образовательное учреждение отличается от предприятия тем, что занимается, в первую очередь, образовательной деятельностью. Внутри деятельности образовательного комплекса можно выделить несколько основных взаимосвязанных направлений. Если представить образовательное учреждение в виде целостной системы, то данным направлениям будут соответствовать следующие подсистемы [2, C. 4]:
- Материально-техническая подсистема образовательного комплекса включает в себя все, что связано с эксплуатацией и обслуживанием материально-технической базы: здания и сооружения, мебель, техника, автотранспорт, элементы инфраструктуры, перераспределением денежных средств;
- Образовательно-научная подсистема включает в себя такие организацию учебной деятельности: разработка и реализация учебных программ, разработка учебных планов, а также все, что относится непосредственно к самому учебному процессу; организация и поддержку научных исследований, поддержка инновационной деятельности в рамках дополнительного образования;
- Социальная подсистема включает в себя всех участников учебного процесса, к которым относятся администрация, инженерно-технические сотрудники, педагогический состав и обучающиеся; внеучебную досуговую деятельность, культурно-массовые мероприятия, информационную поддержку жизни комплекса; работу с учениками и выпускниками;
- Управленческая подсистема объединяет административный аппарат, механизмы принятия решений, разработку и утверждение программ развития.
Внутри системы учебного комплекса они тесно взаимосвязаны, но, как правило, при планировании деятельности и разработке стратегических планов развития каждый рассматривается отдельно. Руководством выделяются 2–3 наиболее приоритетных направления, на развитие которых будет направлен основной потенциал и ресурсы.
Литература:
- Громыко В. В. Организационно-управленческая модель университета в свете концепции устойчивого развития в условиях предела.// Экономика образования. № 3. 2014. –С. 53–58.
- Ермаков Д. С., Черникова С. А., Славинский Д. А. Дополнительное профессиональное образование в интересах устойчивого развития: монография.– СПб.: ВВМ, 2008. — 218 с.
- Громовая, И. Н. Некоторые подходы к созданию Программы развития / И. Н. Громовая // Образование в современной школе.–2007.– № 2.–С.32–37.