Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (170) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.09.2017

Статья просмотрена: 885 раз

Библиографическое описание:

Юркевич, З. Г. Игра в социальной реабилитации детей с множественными нарушениями здоровья / З. Г. Юркевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45570/ (дата обращения: 16.11.2024).



Игра — чем она является для ребенка с множественными нарушениями интеллекта?

Одним из главнейших педагогических и психологических процессов, от правильного исхода, которого зависит не только формирование воспитательного процесса и образования детей, является проблема игрового взаимодействия. Благодаря процессу идущего в ходе игры ребенок творчески перерабатывает пережитые впечатления, комбинирует и строит новую реальность, которая соответствует запросам и влечения самого ребенка.

Традиционно «принципы построения взаимоотношений между участниками игры во многом определяли и будущий стиль поведения ребенка с окружающими людьми, его в семье функцию вовлечения ребенка в игру и передачи игрового опыта осуществляют взрослые, занимающиеся воспитанием детей. Это очень важно особенно для педагогов, которые работающих с детьми с множественными нарушениями интеллекта. Именно для таких детей активно применяется метод игротерапии, именно этот метод способствует развитию личности детей через активизацию способностей самопознания и самовыражения, коррекции психоэмоционального состояния. Игротерапия, созданная на активном использовании игры как средстве сбрасывания отрицательных эмоций, часто применяется в психотерапии, образовании и воспитании.

Как часто замечает Д. Винникот, «игра сама по себе является терапией. Позаботиться о том, чтобы дети могли играть — уже психотерапия, которая имеет прямое и универсальное применение, включая формирование позитивной социальной установки».

Таким образом, выполняя задачи социальной реабилитации детей применяя метод игротерапии, мы положительно формируем у них активную жизненную позицию.

Игра выходит как проводник к средствам социокультурной реабилитации, активизируя также реабилитацию физических и умственных возможностей ребенка с множественными нарушениями, так и метод коммуникативной реабилитации, направленной на возрождение непосредственных социальных взаимодействий детей. В форме игровой деятельности у детей осуществляется формирование навыков общения, когда «на основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки формируется новый образ «Я» и положительно окрашенная картина мира. Что препятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми».

Очевидно, превосходство игры состоит в том, что ребенку увлекшийся игрой приходиться проявлять личностные качества как: настойчивость, волю, взаимопомощь, находчивость, чувство локтя. Игровые ситуации не только помогают сбросить эмоциональный разряд, но и способствуют приобретению новой энергии. И таким образом борьба и соревновательность помогают детям с множественными нарушениями интеллекта почувствовать себя, как мы, вполне человеком, причем человеком социальным показать своё творчество и активную позицию игрока. Игра, может быть, рассчитана на участие других, с которыми составляется не только сценарий игры, но и обсуждаются правила, утверждаются роли и т. д. Даже в тех случаях, когда ребенок пытается играть один, он как бы «двоиться» и условливается обо всем сам с собой. В ходе игры непременно возникают разные, непредсказуемы к ситуации, которые способствуют решению нестандартных ситуаций, содействующие социализации ребенка.

Игровая деятельность способствует к нормализации и благотворному развитию ребенка, проявлять его творческую активность и инициативу. «Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя. Понимать, что они делают, и хоть действовать правильно. Игра делает их поведение осознанным, превращает ребенка в сознательного субъекта своей жизни». Именно с этой целью необходимо как можно максимально использовать возможности игры.

Разнообразные творческие игровые программы, которые специально разработаны для детей с множественными нарушениями интеллекта с учетом степени и вида их инвалидности, которые систематически организуются и проводятся в нашем центре.

Эти программы на игровой основе с использованием реквизита, куклы «БИ-БА-БО», металлических и деревянных музыкальных инструментов: треугольников, ложек, бубнов, трещоток.

Их основная задача — построить игровое взаимодействие таким образом. Чтобы игроки. А это дети разных возрастов, с разными диагнозами заболевания от аутизма до синдрома Дауна, чтобы дети с интересом играли друг с другом, чтобы взаимодействие было активным, чтобы между детьми появились яркие эмоциональные отношения. При апробации программ мы исходили из понятия, сформулированного Л. Выготским, который считал, что социальная компенсация органического дефекта достигается в процессе культурного развития ребенка. Поэтому параллельно с задачей развития положительного социального настроения детей с множественными нарушениями интеллекта во время игровых ситуаций ставится задача раскрытия творческого начала в каждом ребенке.

В ходе работы с детьми появляется общее удовольствие, в котором нет равнодушных наблюдателей. Дети «растворяются» в ходе игры, полностью включаются в неё, игра увлекает их своим ритмом. При этом рождается единое целое, и вместе с этим увеличивается удовольствие, которое возникает от игры, так как оно дополняется удовольствием от взаимопонимания. То есть игра приобретает своё наиболее точное представление в коммуникации. Следствием чего выходит, что общение детей равных с равными в игровой ситуации, где преобладание и социальные роли отменяются и нивелируются. Это делает возможным каждому принимающему участие в игре игроку ощутить себя частью единого коллектива, и в то же время показать себя интеллектуально и физически в социальном взаимодействии с окружающими.

Воспитатели, помощники воспитателя становятся непосредственными организаторами во время самой игры с детьми, от них исходит игровая инициатива. Это особенная форма инклюзии, когда дети вливаются в игру на равных, без раздвоение на «здоровый» и «нездоровый». Таким образом определяется феноменальный порядок игровых отношений, в которой дети не бояться, не замыкаются, полностью полагаются на взрослых, вступают в игровые отношения, применяя волевые и интеллектуальные усилия. Получается социальная ситуация, в которой отсутствует стресс в общении, что приводит к наиболее добровольному принятию помощи от окружающих, и в результате ребенок с множественными нарушениями здоровья может быть не таким замкнутым и выработать такой образ действий, который убедительный для стабилизации социальных контактов, для социального приспособления хотя бы во время игры.

При этом наблюдается тот факт, что дети, для которых свойственно быстрая утомляемость, могут играть наравне со здоровыми детьми. Это происходит потому, что игра переносит ребенка в другое ценностно-смысловое пространство, которое образуется путем абстрагирования от привычного. Вместе с тем, в игре испытывается своя театральность, которая заключается в отрицании реальности и возможности образовать другую реальность, а также показывать своё второе «я». Это благоприятствует возрождению «эго» больного ребенка, его поступки начинают быть более нормальными, и это сбавляет усилие и активизирует творческую активность и интерес в процессе игры. «Ведь игра — это беспокойство, всегда творческое переживание, и это переживание, присутствует в пространственно-временном континууме, это базовая форма жизни». Поэтому наша проблема заключается в том, чтобы организовывать те условия, которые могли бы вносить индивидуальный опыт детей, дать им шанс, как можно больше прожить в разных условиях, показать себя в процессе игры. Для этого мы добавляем в игровую ситуацию возможность перехода ребенка на разные виды игры. На равных правах в сюжетной игре, бесспорно, может присутствовать игра-соревнование, игра с куклами, игра в которой используются музыкальные инструменты, игра на основе сказочных сюжетов, а также игра-творчество, в которой игрок может показать свои эмоции и чувства с помощью акварели на бумаге. Игра для данных детей является как средство спасения от социальной изоляции, вдохновляющие развитие их эмоциональной сферы. Игра улучшает качество коммуникации, иначе она сама по себе, привлекает детей в коллективное взаимоотношения, превращаясь в вид коммуникации. В групповой игре ребенок без лишних напряжений, стрессовых нагрузок вступает в общение с окружающим миром, улучшает отношения, приобретает эмоциональную поддержку. В игре со сверстниками ребенок с множественными нарушениями здоровья может показать сильные эмоции, смеяться и плакать. И это сбрасывает психологическое напряжение. Вместе с тем формируются нормы индивидуального поведения, межличностного взаимодействия, вырабатываются способности ловко чувствовать ситуацию, быстро реорганизоваться в различных ситуациях. Игра, благоприятствует общению и координированию детей с множественными нарушениями здоровья, возобновляя их самооценку, становится одним из важных социализирующим фактором.

Литература:

  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб; СОЮЗ, 1997,-96 с.
  2. Соколова Л. В. Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.-М; Айрис-пресс, 2003, С.208
  3. Винникот Д. Игра и реальность. -М, 2002, С.266
  4. Думбаев А. Е. Попова Т. В. Инвалид, общество и право. — Алматы; ТОО «Верена», 2006, С.180.
  5. Выгодский Л. С. Основы дефектологии. -СПб, 2003, С.656.
  6. Ретюнских Л. Т. Философия игры. — М.; Вузовская книга, 2002, С.256.
  7. Кирнарская А. Д. Происхождение и сущность коммуникативных архетипов — универсальных семиотических ходов — на примере музыкального искусства.-http://stentorbow.narod.ru/kirnarskaya.html
  8. Евреинов Н.Н Театр как таковой. — М.; Вагриус, 2003, С.647.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, множественное нарушение интеллекта, множественное нарушение здоровья, ходя игры, игровая деятельность, игровая ситуация, игровое взаимодействие, процесс игры, творческая активность.


Похожие статьи

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности в работе с детьми с нарушениями зрения и речи

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Похожие статьи

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Помощь феноменологического подхода в установлении контакта с ребенком с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности в работе с детьми с нарушениями зрения и речи

Взаимодействие с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи посредством информационно-коммуникационных технологий

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Задать вопрос