Статья 15 Бюджетного кодекса РФ предполагает, что местный бюджет является формой образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [1]. Муниципальное образование Суджанский район является территориальной единицей Курской области.
В Суджанском районе 16 сельских муниципальных образований, муниципальное образование город Суджа и 81 сельский населенный пункт. Численность населения района на 1 января 2017 года составляет-26605 человек, в том числе трудоспособное население -14052 человека или 52,8 % от численности всего населения района [2]. Район обладает высокоразвитой промышленной и социальной инфраструктурой. Доля участия района в формировании доходной базы областного бюджета составляет 1,3 %.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов [3].
Таблица 1
Динамика доходов бюджета Суджанского района Курской области за 2012–2016 годы (в тысячах рублей)
Наименование показателя |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
в% 2016г. |
|
2012г. |
2015г. |
||||||
Налоговые доходы |
121731 |
138228 |
156712 |
158744 |
178670 |
146,8 |
112,6 |
Неналоговые доходы |
30326 |
43348 |
30318 |
31790 |
32956 |
108,7 |
103,7 |
Безвозмездные поступления |
330568 |
142 |
364995 |
458224 |
434053 |
131,3 |
94,7 |
Доходы бюджета — Всего |
482625 |
181718 |
552 025 |
648 758 |
645 679 |
133,8 |
99,5 |
Совокупные доходы местного бюджета за период исследования выросли на 33,8 % и в 2016 году составили 645679 тыс.р. Однако необходимо отметить, что отсутствует постоянство вектора динамических изменений. В данном ключе определяющее значение для формирования доходной базы местного бюджета имеет наличие и размер безвозмездных поступлений. Фактическое отсутствие безвозмездных поступлений в 2013 году обусловило кратное (в 2,6 раза) сокращение совокупных доходов. Учитывая системную подчиненность местных бюджетов, подобная зависимость является очевидной и предопределяет необходимость повышения самостоятельности местных бюджетов, в том числе путем наращивания объемов собственных доходов.
Порядка трети совокупных доходов местный бюджет получает в виде налоговых поступлений. За весь период исследования объем поступлений в виде налоговых доходов увеличился на 46,8 %; имеет место и положительная динамика внутри периода — ежегодный прирост по данной группе доходов составляет 10–12 %.
Неналоговые доходы, представленные в основном доходами от использования государственного имущества за период исследования существенно не изменились как качественно, так и количественно.
Выясним за счет каких ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах, проанализировав структуру каждой группы доходов (таблицы 2,3).
Таблица 2
Состав налоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в тысячах рублей)
Наименование показателя |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
+/-2016г. к 2012 |
Налог на доходы физических лиц |
95866 |
110476 |
111856 |
111945 |
130745 |
34879 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
0 |
0 |
6904 |
7377 |
10665 |
10665 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
389 |
389 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
13330 |
13147 |
13722 |
14606 |
12604 |
-726 |
Единый сельскохозяйственный налог |
795 |
899 |
2558 |
1458 |
792 |
-3 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
6 |
Налог на имущество физических лиц |
2818 |
3159 |
3735 |
3685 |
4822 |
2004 |
Земельный налог |
8149 |
9663 |
16294 |
17739 |
17143 |
8994 |
Государственная пошлина |
773 |
884 |
1643 |
1934 |
1504 |
731 |
Итого |
121731 |
138228 |
156712 |
158744 |
178670 |
Х |
Более 70 % налоговых доходов местного бюджета представлены поступлениями от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2016 году поступления от НДФЛ составили 130745 тыс.р., что на 34879 тыс.р. или на 36,4 % больше, чем в 2012 году. Увеличение объемов данного источника доходов местного бюджета обусловлены ростом заработной платы населения, а также успешной реализацией мер по легализации доходов граждан. Подобное заключение возможно с учетом структурных изменений доходной базы, поскольку в целом за период исследования доля поступлений от НДФЛ в общей сумме доходов сократилась с 78,8 % до 73,2 %.
Представленная динамика налоговых поступлений свидетельствует об изменении предпринимательского климата в муниципальном образовании, развитии малого предпринимательства (рост объема доходов полученных в связи с применением упрощенной системы налогообложения при характерном сокращении доходов полученных от уплаты ЕНВД).
Изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие исчисление налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, привели к кратному росту поступлений по налогу на имущество физических лиц (за весь период исследования в 1,7 раза) при незначительном изменении доли данного источника поступлений в общей сумме доходов (с 2,3 % до 2,7 %).
Немаловажной статьей формирования налоговых доходов местного бюджета являются поступления земельного налога и государственных пошлин. Так, за период исследования размер поступлений по данным видам доходов увеличился более, чем в 2 раза.
Таблица 3
Структура налоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в процентах)
Наименование показателя |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
+/-2016г. к 2012 |
Налог на доходы физических лиц |
78,8 |
80,0 |
71,4 |
70,5 |
73,2 |
-5,6 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
0,0 |
0,0 |
4,4 |
4,6 |
6,0 |
6,0 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
11,0 |
9,5 |
8,8 |
9,2 |
7,1 |
-3,9 |
Единый сельскохозяйственный налог |
0,7 |
0,7 |
1,6 |
0,9 |
0,4 |
-0,2 |
Налог на имущество физических лиц |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
2,7 |
0,4 |
Земельный налог |
6,7 |
7,0 |
10,4 |
11,2 |
9,6 |
2,9 |
Государственная пошлина |
0,6 |
0,6 |
1,0 |
1,2 |
0,8 |
0,2 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Х |
Однако, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.
Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают неналоговые платежи. Они являются важным источником дохода бюджета Суджанского муниципального района объемы поступления, по которым зависят исключительно от эффективности функционирования местных органов власти. Состав и структура неналоговых доходов бюджета Суджанского муниципального района представлена в таблицах 4, 5.
Таблица 4
Структура неналоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в тысячах рублей)
Наименование показателя |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
+/- 2016г. к 2012г. |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
84 |
42 |
41 |
0 |
0 |
-84 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
10176 |
9999 |
10771 |
13849 |
14796 |
4620 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
961 |
544 |
569 |
504 |
464 |
-497 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
6677 |
7811 |
7693 |
8445 |
8093 |
1416 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
9452 |
21766 |
9244 |
6704 |
7241 |
-2211 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
2926 |
2177 |
2080 |
2280 |
2287 |
-639 |
Прочие неналоговые доходы |
50 |
9 |
-80 |
8 |
75 |
25 |
Итого |
30326 |
43348 |
30318 |
31790 |
32956 |
Х |
Таблица 5
Структура неналоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в процентах)
Наименование показателя |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
+/-2016г. к 2012 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
-0,3 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
33,6 |
23,1 |
35,5 |
43,6 |
44,9 |
11,3 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
3,2 |
1,3 |
1,9 |
1,6 |
1,4 |
-1,8 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
22,0 |
18,0 |
25,4 |
26,6 |
24,6 |
2,6 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
31,2 |
50,2 |
30,5 |
21,1 |
22,0 |
-9,2 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
9,6 |
7,3 |
6,9 |
7,2 |
6,9 |
-2,7 |
Прочие неналоговые доходы |
0,2 |
0,0 |
-0,3 |
0,0 |
0,2 |
0,0 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Х |
Х |
В 2012–2016 гг. в структуре неналоговых доходов бюджета Суджанского муниципального района определяющее место занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, большую часть которых составляют арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения. В 2016 году доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составила 44,9 %, что на 11,3 % больше чем в 2012 году.
Значительная доля неналоговых доходов бюджета района приходится на доходы от продажи материальных и нематериальных активов и доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, удельный вес которых в 2016 году составил 22,0 % и 24,6 % соответственно. Наблюдается снижение доли в структуре неналоговых поступлений по статьям: доходы от продажи материальных и нематериальных активов и штрафы, санкции, возмещение ущерба. В 2016 году на их долю приходится 22,0 % и 6,9 %, что меньше чем в 2012 году на 9,2 % и 2,7 % соответственно. Практически не изменились прочие неналоговые доходы. Необходимо отметить, что в общей структуре доля поступлений по статье «Платежи при пользовании природными ресурсами» снизилась с 3,2 % в 2012 году до 1,4 % в 2016 году. Но это не оказало существенных влияний ни на абсолютные, ни на процентные показатели общей суммы неналоговых доходов. По сравнению с 2012 годом, в 2016 году неналоговые поступления в бюджет Суджанского района увеличились на 2 630 тысяч рублей или на 8,7 %.
Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета Суджанского района составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и т.п
Рассмотрим более подробно состав и структуру безвозмездных перечислений, как основного источника поступления доходов бюджета Суджанского муниципального района. Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 6.
Таблица 6
Динамика межбюджетных поступлений за 2012–2016 годы (в тысячах рублей)
Наименование статьи доходов |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
в% 2016г. к |
|
2012г. |
2015г. |
||||||
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
40915 |
0 |
19387 |
16615 |
16985 |
41,5 |
102,2 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
41453 |
0 |
20614 |
127653 |
91983 |
221,9 |
72,1 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
249992 |
0 |
324404 |
313459 |
322377 |
129,0 |
102,8 |
Иные межбюджетные трансферты |
115 |
0 |
380 |
140 |
90 |
78,3 |
64,3 |
Прочие безвозмездные поступления |
1551 |
142 |
705 |
1037 |
3210 |
207,0 |
309,5 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-3458 |
0 |
-495 |
-680 |
-592 |
17,1 |
87,1 |
Итого |
330568 |
142 |
364995 |
458224 |
434053 |
Х |
Х |
Из приведенных в таблице данных видно, что безвозмездные перечисления Суджанского муниципального района в 2012–2016 г.г. представлены различными формами финансовой помощи, поступающей в бюджет из областного бюджета Курской области. За анализируемый период наблюдается рост по статьям «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и прочих безвозмездных поступлений более, чем в 2 раза, а также «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в 1,3 раза. Из анализа видно, что увеличение поступлений целевых межбюджетных трансфертов идет более высокими темпами, чем нецелевых (дотаций). При этом доля дотации в общей структуре безвозмездных поступлений снизилась на 58,5 %.
В силу того, что дотации являются нецелевой формой оказания финансовой помощи и выделяются для покрытия текущих расходов бюджета, данный факт свидетельствует о несбалансированности бюджета Суджанского муниципального района за 2012–2016 годы. Это говорит о том, что собственных доходов Суджанского муниципального района недостаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т. к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] //Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a
- Официальный сайт муниципального образования «Суджанский район». [Электронный ресурс] // sudgar.rkursk.ru http://sudgar.rkursk.ru/index.php
- Маркина Е. В. Финансы 2-е изд., стер, — Ф59 Москва КНОРУС 2014–412.