В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.
Ключевые слова: защита, право, предприниматели, общественные советы, деятельность, участие, орган, обязанность
Несмотря на наличие развитых и законодательно закрепленных способов защиты прав предпринимателей, они вынуждены обращаться к иным средствам для получения поддержки в процессе восстановления нарушенных прав или предупреждения возможных нарушений. Такими иными средствами являются общественные советы по защите прав предпринимателей, цель которых состоит не в том, чтобы принудить спорящие стороны к принятию и исполнению решений, а в том, чтобы помочь им грамотно и детально рассмотреть предмет, основания и условия спорного отношения, а затем предложить возможные варианты урегулирования конфликта.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере защиты прав предпринимателей с участием общественных советов являются обеспечение баланса интересов бизнеса и власти, основанного на неукоснительном соблюдении закона и создании благоприятной среды для реализации предпринимательской инициативы.
Организация работы общественного совета регулируется, как правило, Положением об общественном совете, регламентирующим цели и задачи совета, его полномочия, порядок формирования, права и обязанности членов совета. Такое положение принимается органом государственной власти, при котором создается совет.
Общественный совет является консультативным органом, формируемым органом государственной власти на добровольной и безвозмездной основе и действующим при нем. Он создается, реорганизуется и ликвидируется на основании распоряжения руководителя органа, при котором совет действует.
В своей деятельности общественный совет должен руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, подзаконными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение федеральных законов и действующими на территории Российской Федерации.
Общественный совет не является юридическим лицом, не обладает правами юридического лица и собственной правоспособностью, при создании и в процессе деятельности имуществом не наделяется, а также не обладает полномочиями, предоставленными органу, при котором он создан.
В состав общественного совета по защите прав субъектов предпринимательства входят представили государственного органа, при котором создан совет, в их числе председатель совета, координирующий его деятельность, представители общественных организаций и региональных органов власти, деятельность которых связана с предпринимательством.
Общественный совет по защите прав предпринимателей создается в целях оказания содействия защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса, организации и проведения мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений федерального законодательства в данной сфере, прав субъектов предпринимательства действиями (бездействием) органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов, фактов незаконной предпринимательской деятельности.
Практика показывает, что деятельность общественных советов достаточно результативна. С их помощью выявляются и пресекаются конкретные нарушения закона, принимаются действенные меры по защите прав предпринимателей. Существенная масса обращений предпринимателей в общественные советы касается обжалования бездействия должностных лиц органов местного самоуправления. Большая часть таких обращений касается сфер земельных отношений и строительной деятельности.
Учитывая востребованность такого вида защиты прав, существенным недостатком является отсутствие федерального закона, регулирующего деятельность общественных советов и определяющего порядок их формирования. В связи с этим органам законодательной власти необходимо рассмотреть вопрос о создании проекта закона, который бы определял правовое положение, основные задачи и компетенцию общественных советов по защите прав субъектов различных сфер деятельности, в том числе предпринимателей.
В частности, определить, что деятельность общественных советов направляют заявления граждан, некоммерческих организаций и инициатива его членов.
В качестве целей деятельности общественных советов указать:
‒ консультирование граждан по специальным вопросам;
‒ представительство интересов граждан в спорном правоотношении;
‒ участие в разработке законодательства;
‒ мониторинг за выполнением решений властей;
‒ осуществление некоторых государственных функций, которые были делегированы государственным органом.
В число общих компетенций общественных советов включить следующие:
‒ право на получение из органов власти информации, не составляющей охраняемую законом тайну, для уточнения обстоятельств спорного отношения;
‒ право на внесение предложений по выходу из спорного отношения с обязательным их обоснованием;
‒ право на направление рекомендаций в органы власти для контроля и урегулирования спорных отношений;
‒ право на разработку, подготовку отдельных проектов в области документооборота.
Указать, что деятельность общественного совета может иметь следующие формы:
‒ проверка;
‒ мониторинг;
‒ экспертиза;
‒ обсуждение;
‒ публичное слушание.
Указать на необходимость представителям государственных органов, участвующим в разрешении спорных правоотношений, иметь не только высшее юридическое образование, но и специальную квалификационную подготовку, например, статус медиатора. Разрешение спора будет более эффективным, безболезненным, не нарушающим интересы обеих сторон, в том случае, когда представитель берет на себя не только решение спорных проблем, но и обеспечивает коммуникацию между конфликтующими сторонами, является активным слушателем.
Принятие и введение в действие такого нормативно-правового акта позволило бы общественным советам выступать равноправной стороной в правоотношении, возникающем при защите прав предпринимателей, а принятые ими решения имели бы действительную юридическую силу.
Литература:
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26.12.2008г., в ред. от 03.07.2016 № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6249; 2016. — № 27 (ч. 2). — Ст. 4287.
- Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: федер. закон от 07.05.2013г., в ред. от 28.11.2015 № 78-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 19. — Ст. 2305; 2015. — № 48 (ч. 1). — Ст. 6718.
- Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента Российской Федерации от 07.05. 2012г. № 601 // Собрание законодательства РФ. — 2012. — № 19. — Ст. 2338.
- О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: приказ ГП РФ от 27.03.2009г. № 93 // Законность. — 2009. — № 5.
- Агеева, Е. Ш. Сравнительно-правовое исследование законодательств России и Англии / Е. Ш. Агеева // Институт охраны и защиты прав предпринимателей. — М., 2009. — 509 с.
- Скворцова, Т. А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Т. А. Скворцова, М. Б. Смоленский / под ред. Т. А. Скворцовой. — М.: Юстицинформ, 2014. — 402 с.
- Масленникова, Л. В. Основы правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства) [Текст]: учебное пособие по направлению подготовки 030900.68 — Юриспруденция: магистерская программа: гражданское право, семейное право, международное частное право (степень магистр) / Л. В. Масленникова; М-во сельского хоз-ва Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высшего проф. образования Кубанский гос. аграрный ун-т, Юридический фак., Каф. междунар. частного и предпринимательского права. — Краснодар: Кубанский гос. аграрный ун-т, 2013-. — 20 см.
- Масленникова Л. В., Телешева Ю. А. Институт медиации в РФ: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2017. — № 13. — С. 462–464.