В статье приводятся практические проблемы реализации мероприятий одного из основных способов закупок — запроса котировок федеральной контрактной системы. Автор аргументировал достоинства заключения договора и соответствующих заявок в электронной форме.
Ключевые слова: федеральная контрактная система, запрос котировок, электронная форма, договор, заявка
Становление в Российской Федерации контрактной системы в сфере государственных закупок, связанное с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) [1], обуславливает начало нового этапа реформы российского законодательства о государственных закупках [2].
В контексте традиционного значительного влияния государственного рынка на рыночную экономику России можно без преувеличения утверждать, что создание национальной контрактной системы в России является задачей, имеющей стратегическое значение. По экспертным оценкам, до 50 % всех средств российского федерального бюджета ежегодно расходуется в рамках государственных закупок [6, с.6].
Как и при проведении закупок иными способами, запрос котировок не обошла проблема размещения на официальном сайте технической части извещения о проведении запроса котировок в формате, не позволяющем осуществлять копирование, поиск отдельных фрагментов такой технической части [4], либо в формате, не позволяющем осуществлять ознакомление с текстом технической части запроса котировок без использования дополнительных технических и (или) программных средств [5].
Безусловно, указанное приводит к невозможности своевременно подготовить либо подготовить правильно заявку на участие в запросе котировок.
Подать заявку на участие в запросе котировок можно до вскрытия конвертов. В день вскрытия конвертов заявка обычно подается непосредственно перед заседанием котировочной комиссии. Также заказчик обязан предоставить возможность всем участникам закупки присутствовать при вскрытии конвертов.
При подготовке заявки участник закупки должен изучить извещение о проведении запроса котировок. Так, в извещении можно найти следующую информацию в отношении участия в запросе котировок:
‒ исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок;
‒ форма заявки на участие в запросе котировок.
В соответствии с ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ [1] установлен закрытый перечень требований к заявке. Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит требования установления обеспечения заявки на участие в запросе котировок.
Заявки на участие в запросе котировок могут быть переданы заказчику нарочным, направлены по почте либо поданы непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на заседании котировочной комиссии. Все заявки должны иметь регистрационный номер, а в случае передачи заявки нарочным заказчик обязан выдать расписку в получении заявки [3, с. 4].
Результаты рассмотрения котировочных заявок оформляются протоколом, который размещается в единой информационной системе в день его подписания.
Существует проблема несоответствия требований, установленных извещением о проведении запроса котировок, к представляемым участниками документам и закрытого перечня документов, которые может требовать заказчик от участника в составе заявки.
Заказчик, согласно ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, обязан указать в извещении о проведении запроса котировок информацию, установленную п. п. 1–6 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ, включая требования, предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, то есть указать в извещении конкретный перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Между тем ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ устанавливает закрытый перечень документов и информации, представление которых заказчик может требовать от участника в составе заявки. Заметим, что данный перечень не включает документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Требовать от участника представления документов и информации, не включенных в ч. 3 ст. 73 Закона N 44-ФЗ [1], не допускается (ч. 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ). Соответственно возникает вопрос: каким образом, если не в составе заявки, участники закупки должны представить документы, подтверждающие свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (отдельно от заявки, в качестве приложения к заявке или каким-то иным образом)? И как быть в данной ситуации заказчику, если ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ [1] обязывает его прописать конкретный перечень лицензий, свидетельств, выданных саморегулируемыми организациями, и иных документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, которые должны быть представлены участниками закупки, а ч. 4 ст. 73 Закона N 44-ФЗ не позволяет требовать данные документы от участника в составе заявки.
На практике заказчики могут столкнуться со следующей ситуацией: по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка, согласно ч. 6 ст. 77 Закона N 44-ФЗ [1] котировочная комиссия признает запрос котировок несостоявшимся. На следующий день котировочная комиссия проводит процедуру вскрытия конвертов, на которой подается еще несколько заявок. Котировочная комиссия и заказчик в этом случае могут выбрать один из двух вариантов. Формально запрос котировок не состоялся и заказчик, руководствуясь ч. 1 ст. 79 Закона, имеет право заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Выбирая второй вариант, котировочная комиссия, руководствуясь логикой Закона и принципом обеспечения конкуренции, должна не только предложить присутствующим при вскрытии конвертов участникам подать заявки на участие в запросе котировок, принять и зарегистрировать поданные заявки (обязанность напрямую предусмотрена для заказчика), но и рассмотреть и оценить поданные заявки (обязанность прямо в Законе N 44-ФЗ [1] не предусмотрена). При этом, несмотря на то, что фактически может быть допущено несколько заявок на участие в запросе котировок, комиссия обязана признать запрос котировок несостоявшимся.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на некоторые положительные нововведения, с реализацией новых положений о запросе котировок возникают также проблемы. Кроме того, Законом N 44-ФЗ [1] не предусмотрена до введения в действие единой информационной системы возможность подачи заявки в форме электронного документа, т. е. заявки на запрос котировок подаются исключительно в бумажном виде. Это неизбежно повлечет отказ заказчиков от проведения закупок таким способом, как запрос котировок в пользу, например, электронного аукциона, который не создает для заказчика и комиссии большие проблемы. Положительно на сложившуюся ситуацию может повлиять только введение возможности проведения запроса котировок в электронной форме, при котором проведение процедур может осуществляться с использованием электронных площадок, в том числе прием заявок. Но в отличие от электронного аукциона заявка может подаваться в одной части и с минимальным комплектом дополнительных документов. Заключение договора в таком случае также возможно в электронной форме, что, как отмечается в литературе, имеет несомненные достоинства:
а) уменьшение издержек, связанных с заключением договора, в частности транспортных расходов, расходов на проживание представителя стороны в месте проведения торгов;
б) упрощение процедуры заключения договора;
в) устранение лишних посредников, функции которых сводятся лишь к участию в процессе заключения договора и не связаны с его исполнением.
Литература:
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105. (утратил силу).
- Андреева Л. В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Юрист. 2013. N 14. С. 3–8.
- Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html.
- Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. URL: http://zakupkiold.gov.ru/Tender/Statistics/Statistics.aspx.
- Смотрицкая И. И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: автореф. дис.... докт. экон. наук. М., 2009. 51 с.