Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панкова, О. М. Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на уроках математики / О. М. Панкова, Н. А. Науменко, Н. Н. Солошенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45592/ (дата обращения: 16.10.2024).



Важная воспитательная задача начальной школы — формирование у учащихся чувства коллективизма, товарищеской взаимопомощи. На решение этой задачи ориентированы многие воспитательные мероприятия, организуемые учителями начальных классов.

Определенными возможностями в этом отношении обладает такая форма организации учебной деятельности младших школьников, когда учащиеся объединены общими учебными целями, но каждый из них выполняет свою определенную роль в этой работе.

Основы формирующихся у учащихся личностных качеств закладываются в недрах тех отношений, которые возникают между учениками, между учениками и учителями в условиях учебной деятельности. Поэтому одна из целей современного образования заключается в том, чтобы научить детей осваивать мир, взаимодействуя друг с другом, сделать эту форму содержанием образования каждого ребенка.

В данной статье описан опыт организации совместной работы учащихся на уроках математики в начальных классах.

На одном из уроков учащимся 4 класса было предложено решить записанный на доске пример: 369х948–975172:2396

Сразу же после начала работы учитель, пользуясь часами, начал вслух отсчитывать время с интервалом в одну минуту. На решение всего примера большинством учащихся класса было затрачено 12 минут. После того как пример был решен, учитель обратил внимание на то, что в данном примере два действия из трех допускали параллельное выполнение. И если бы деление и умножение выполнялось одновременно двумя учениками, сидящими за одной партой, а последующее вычитание — одним из них, то время решения примера могло бы сократиться. Это предложение было решено проверить путем вычисления аналогичного примера: 896764:1958+893х652

Учитывая, что при совместной работе на ее продуктивность определенное влияние оказывает структура сложившихся в классе личных взаимоотношений, учащимся было дано право выбора себе товарища по работе по своему желанию. Часть учеников этим правом воспользовалась, поменяв свое место во время перемены.

Произведенный хронометраж показал, что время решения второго примера сократилось до 8 минут. После этого учитель предложил учащимся высказать свои суждения о форме учебной работы. Каково было мнение детей?

Большинство ребят поддержало целесообразность парной работы при выполнении трудных заданий. Ведь совместное решение примеров позволяет значительно экономить время. Учитель подводит детей к выводу, что перед решением примера нужно внимательно посмотреть на входящие в него действия и распределить их между собой не произвольно, а с учетом способностей каждого ученика. Ребята, выполняя свою часть работы, чувствовали ответственность не только за себя, но и за своего соседа. Работа в группах позволяет учащимся испытывать это чувство.

Кроме парной работы, учитель использует на уроках математики и работу группой в четыре человека. В этом случае учащиеся по своему желанию разбиваются на группы, и каждая группа садится за отдельный стол. Для решения предлагается задача, условие которой было записано на доске. Какие задачи более удобны для такой работы?

На основе опыта можно сделать вывод, что для работы группы в четыре человека целесообразно использовать не традиционные задачи из учебника, а нестандартные задачи, причем те из них, которые предполагают в процессе решения перебор различных возможных вариантов решения. В этом случае учащиеся могут предварительно распределить между собой предполагаемые варианты решения и проверить каждый из них. Можно проиллюстрировать это на примере.

«Среди шести старинных одинаковых по виду монет есть одна фальшивая — более легкая. Найди эту монету, пользуясь весами без гирь. При этом можно произвести не более двух взвешиваний».

Чтобы помочь учащимся выделить возможные варианты решения этой задачи, учитель обращает их внимание на то, что на каждую чашу весов первоначально можно положить разное количество монет.

1 вариант. На каждую чашу весов кладется по две монеты. Если весы остаются в равновесии, то фальшивая монета находится в числе оставшихся двух. Мы ее легко находим, положив эти монеты по одной на чаши весов (фальшивая та, которая поднимется вверх).

Если же весы не сохранят равновесие, то оставшиеся две монеты настоящие. Настоящие монеты и те, которые опустились на весах вниз. Убираем их в сторону. Монеты с другой чаши весов раскладываем на весы по одной. Это — второе взвешивание. Фальшивая монета та, которая поднимется вверх.

2 вариант. На каждую чашу весов кладется по три монеты. Одна из чаш весов обязательно поднимется вверх. Значит, фальшивая монета находится на этой чаше. Берем с этой чаши любые две монеты и кладем по одной на чаши весов. Третью монету пока откладываем в сторону. Если весы останутся в равновесии, то фальшивая монета та, которую мы отложили в сторону. Если же равновесие весов нарушается, то фальшивой будет та монета, которая поднимется вверх (ведь она более легкая).

Как видим, каждый из этих вариантов позволяет за два взвешивания найти фальшивую монету. Поэтому целесообразно посоветовать двум учащимся каждой четверки проработать вариант, когда на каждую чашу весов первоначально кладется по две монеты, а двум другим — вариант, когда на каждую чашу весов первоначально кладется по три монеты.

Как лучше осуществлять поиск решения? Это можно сделать, например, следующим образом: один из учеников вслух (негромко) проводит рассуждения, а второй внимательно слушает его и пытается найти в этих рассуждениях ошибку. Если найден верный вариант, то он выносится на обсуждение всей четверки.

После совместного обсуждения всех вариантов один ученик из четверки выходит к доске и объясняет всему классу найденный их группой вариант решения. Поскольку задачи такого вида имеют не одно решение, а у доски можно заслушать представителей нескольких групп, не исключено, что среди предложенных вариантов окажутся и ошибочные.

Опыт работы с учащимися в парах и в группах на уроках математики показывает, что как при парной работе, так и при работе четверками были учащиеся, которые, найдя правильный вариант решения задачи, стремились сразу же сообщить об этом учителю. Это потребовало выдвинуть следующее условие совместной работы: найденный способ решения должен уметь объяснить у доски каждый ученик из четверки. Только в этом случае один из них приглашался к доске. Использование этого приема помогло стимулировать учащихся к оказанию помощи своим товарищам.

Умение учащихся совместно работать (распределять между собой объем и последовательность учебной работы, обосновывать правильность или доказывать ошибочность различных вариантов решения задач, приходить на помощь товарищу в случае возникновения у него затруднений и т. д.) является эффективным средством решения ряда воспитательных задач. Такую работу можно проводить на уроках математики начиная уже с 1 класса, а также на внеклассных занятиях.

Совместная групповая или парная работа учащихся на уроках в начальных классах является эффективной формой организации учебной деятельности. Опасения, что организация совместной деятельности в парах или группах приведет к тому, что в парах и четверках будут активно работать только отдельные ученики, а остальные ограничатся пассивным присвоением результатов их работы, лишены оснований. В рамках совместной деятельности создаются благоприятные условия для развития у младших школьников таких важных качеств, как способность к осуществлению свободного выбора, контроля и оценки процесса и результата учебной деятельности.

Литература:

1. 2005 Яловец Т. В. Технология коллективного способа обучения в повышении квалификации учителя: Учебно-методическое пособие. — Новокузнецк: Из-во ИПК, 2005.

2. 2004 Дьяченко, Виталий Кузьмич. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004.

3. 1998 Лагунова Людмила Ивановна «Обучаем друг друга на уроке. Организация работы учащихся в постоянных и переменных парах при обучении химии в школе. Методическое пособие», Тверь, Тверской областной ИУУ, формат А4, 70 стр., схемы, рисунки, таблицы- 78

4. 1998 Громыко Григорий Олегович «Образование как природосообразный процесс и как самоорганизующаяся деятельность», Schwerin, Германия, из-во Reinhard Thon, ISBN 3–928820–98–2, 26 стр., схемы, рисунки, таблицы- 3

Основные термины (генерируются автоматически): чаша весов, фальшивая монета, монета, урок математики, учащийся, учебная деятельность, задача, парная работа, ученик, учитель.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах

Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Формирование самостоятельности учащихся школы в процессе обучения физике

Похожие статьи

Развитие познавательной активности студентов через организацию проблемно-поисковой деятельности на занятиях по математике

Использование жизненного опыта обучающихся при решении математических задач в первом классе

Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Реализация идей развивающего обучения на уроках трудового обучения в начальных классах

Активация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения лекарственных растений на пришкольном участке

Организация работы по развитию личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях начальной школы

Активизация познавательной деятельности на уроках географии в условиях новой школы

Выявление уровня познавательного интереса на уроках биологии в старших классах

Активизация функциональной грамотности учащихся на уроках химии

Формирование самостоятельности учащихся школы в процессе обучения физике

Задать вопрос