В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия является федеративным государством [3]. В состав России входит 85 равноправных субъектов, которые в свою очередь имеют своё административно- территориальное деление на районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения. Все административно- территориальные единицы Российской Федерации имеют органы местного самоуправления и должностных лиц, которые принимают муниципальные правовые акты [4]. Муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции. Для решения экономических, экологических, социальных и иных проблем развития муниципальных образований принимаются муниципальные целевые программы. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время муниципальные целевые программы играют большую роль в развитии как отдельно взятой территории, так и всей Российской Федерации в целом. Что же такое муниципальные целевые программы и в чем заключается их эффективность в развитие территории муниципальных образований?
Муниципальная целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, который направлен на достижение определенных целей, необходимых для решения проблем в рамках определённой территории. Каждое муниципальное образование принимает свои программы, которые затрагивают вопросы, непосредственно касающиеся территории их муниципального образования. Для одних муниципальных образований наиболее актуальными являются вопросы, затрагивающие социальную сферу, для других экономическую и т. п. Например, на территории Вологодского муниципального района активно реализуются целевые программы, затрагивающие социальную сферу: Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодском муниципальном районе на 2016–2020 годы»; Муниципальная программа «Социальная поддержка граждан в Вологодском муниципальном районе на 2015–2017 годы» и др. [8]
Каждое муниципальное образование реализует на своей территории индивидуальное количества программ за определенный период. Например, из пояснительной записки к отчету о реализации муниципальных программ, ведомственных целевых программ Шпаковского муниципального района Ставропольского края за II квартал 2016 года видно, что данное муниципальное образование на своей территории реализовала 19 программ. [9]
Главной задачей муниципальной целевой программы является достижение поставленных целей, которые помогут прогрессивному развитию муниципалитета. Хотелось бы отметить, что ожидаемые результаты муниципальной целевой программы — это идеал, который необходимо достичь, но всегда ли это удается и какие причины не достижения, являются наиболее существенными. На мой взгляд, можно выделить три причины.
Первой причиной является отсутствие достаточного количества денежных средств у муниципального образования. Паспорт программы содержит информацию об объемах и источниках финансирования, указывается общий объем средств, а также конкретные источники, которые финансируют данную программу и в каком объеме. Чем больше средств, тем больше будет эффективность данной программы.
Вторая причина — завышенные ожидаемые результаты от реализации муниципальных программ или результаты, эффективность которых не предоставляется возможности оценить. Например, муниципальная программа «Развитие культуры», разработанная Управлением культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды содержит такую задачу, как «создание благоприятных условий для устойчивого развития творческого потенциала жителей города Вологды» [8] Данная задача не содержит количественно измеряемого показателя, что затрудняет определение её эффективности.
Ну и наконец, третья причина, плохая информированность граждан, проживающих на территории муниципального образования, которое реализует муниципальную целевую программу. В настоящее время вся актуальная информация публикуется в сети «Интернет», а также в периодических печатных изданиях муниципального образования. Именно данный факт затрудняет ознакомление граждан в силу возраста, психического или физического развития и других факторов.
Для решения существующих причин необходимо искать наиболее эффективные пути решения. На мой взгляд, для решения первой причины необходимо создать благоприятные и привлекательные условия для привлечения инвестиций, как из государственных, так и негосударственных источников. Такими условиями может стать инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы и другие.
Для решения второй проблемы необходимо в паспорте программы указывать конкретный количественный показатель, например какое количество граждан, необходимо привлечь к данному мероприятию или на какой процент необходимо увеличить количество приобщенного населения муниципального района. Итоговый количественный показатель наиболее точно отразит, является ли муниципальная программа эффективной.
Решение третьей проблемы требует увеличения количества информации о реализуемой программе. Необходимо распространять информацию с помощью периодических изданий, баннеров, листовок, радио и телевидения. Распространение информации должно происходить всеми доступными способами, чтобы граждане с ограниченными возможностями не были ограждены от ознакомления. На мой взгляд, в первую очередь необходимо производить ознакомление населения напрямую относящихся к категории граждан, в отношении которых реализуется муниципальная программа. Например, действие муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в Вологодском муниципальном районе на 2016–2020 годы» направлено на молодые семьи муниципалитета, а это значит, что именно их необходимо информировать в первую очередь.
В заключении хотелось бы отметить, что муниципальная целевая программа является инструментом прогрессивного преобразования муниципального образования. Данный документ закрепляет в себе лишь цели и задачи, осуществление которых поможет муниципальному образованию развиваться и процветать.
Литература:
- Авакьян С. А. Муниципальное право России. М.- Учебник — 2009. — 544 с.;
- Дуспаев Б. Т. Сущностная характеристика государственных и муниципальных программ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2;
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст.4398;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822;
- Чепурнова Н. М. Муниципальное право Российской Федерации. М. — Учебное пособие — 2007. — 295 с.;
- Шевченко Н. В. Механизм реализации муниципальных программ социально-экономического развития // Вестник ЧелГУ. 2008. № 19;
- http://www.consultant.ru
- http://www.volraion.ru
- http://shmr.ru