В статье представлена диагностическая ценность технического состояния электронных систем управления двигателем автомобилей.
Keywords: электронная система управления двигателем, диагностическая ценность, экологические показатели
Введение
Разработка методики диагностирования электронных систем бензиновых двигателей — актуальное исследование в условиях Вьетнама. Теоретические и экспериментальные исследования, проведенные в [1,2,3], позволили осуществить:
‒ определение коэффициентов влияния технического состояния элементов х1, х2, х3,... х7 на выходные диагностические параметры (CO;CH;O2;CO2 и λ);
‒ выявить вероятности F(βij) проявления образов для каждого выходного параметра, т. е. оценить влияние работоспособности элементов на выходные параметры;
‒ определить массивы значений диагностической ценности обследования {Dij} i — х рассматриваемых элементов электронных систем управления двигателем (ЭСУД) по j — м результирующим признакам.
‒ Получить оценки вероятностей «не влияния» P(βij) на выходные параметры состояния элементов ЭСУД.
Основная часть
Полученные результаты βij, F(βij), P(βij) и Dij определялись при имитации отказов элементов ЭСУД в процессе испытания двигателя под нагрузкой и без нагрузки, согласно заданным условиям проведения эксперимента [1,2,3]. Графические и расчетные зависимости изменения диагностической ценности обследования Dij и её теоретических значений [1,2,3], для случая, рассматривающего проведение испытаний двигателя под нагрузкой представлены на рис. 1.1÷1.5. Анализ полученных результатов показывает существенное влияние коэффициентов (по модулю) на диагностические ценности обследования Dij технического состояния элементов для рассматриваемой совокупности параметров .
С этой целью, в исследованиях были определены приведенные значения диагностической ценности обследования Eijr работоспособности i-x элементов по j-м признакам () с учетом вероятностей возникновения отказов на различные моменты проведения обслуживания и ремонта АТС, т. е. с учетом наработки Lir i-x рассматриваемых элементов ЭСУД на r-е моменты обращения АТС на восстановление работоспособности.
Решение данной задачи базировалось на выполненных расчетах с использованием [1,2,3], а полученные результаты для выходных диагностических показателей и изменяемых пробегов автомобиля с шагом в 15 тыс. км (согласно периодичности обслуживания) представлены в [2,3] (для испытаний под нагрузкой и без нагрузки двигателя соответственно). В данных таблицах и являются расчетными значениями математических ожиданий коэффициентов влияния βij и безусловных вероятностей проявления образов (для задаваемых признаков), а F(Lir) и Fc(Lr) — вероятностями возникновения отказов по i — м элементам ЭСУД и по всей их совокупности на накопленных пробегах автомобиля Lir.
Учет изменения в процессе эксплуатации автомобилей вероятностей возникновения отказов F(Lir) и Fc(Lr) для определения приведенных значений диагностических ценностей Eijr основывался на результатах ранее проведенных исследований, выполненных Зенченко В.А и Григорьевым М.В [3,4] по оценке эксплуатационной надежности ЭСУД МИКАС.
Рис. 1.1. Изменение диагностической ценности обследования в зависимости от коэффициентов влияния βij технического состояния элементов ЭСУД на СО
Рис. 1.2. Изменение диагностической ценности обследования в зависимости от коэффициентов влияния βij технического состояния элементов ЭСУД на СН
Рис. 1.3. Изменение диагностической ценности обследования в зависимости от коэффициентов влияния βij технического состояния элементов ЭСУД на O2
Рис. 1.4. Изменение диагностической ценности обследования в зависимости от коэффициентов влияния βij технического состояния элементов ЭСУД на CO2
Рис. 1.5. Изменение диагностической ценности обследования в зависимости от коэффициентов влияния βij технического состояния элементов ЭСУД на λ
Таблица 1
Показатели надёжности выбранных элементов системы впрыска Микас 5.4 (согласно исследованиям [3,4])
Наименование элемента |
Обозначение элемента |
Средняя наработка на отказ |
Коэф-фициент вариации, |
Вид закона распределения |
|
Di |
Xi |
||||
, т.км |
υ |
||||
Датчик массового расхода воздуха |
Дмрв |
Х1 |
35,01 |
0,174 |
Нормальный |
Датчик положения дроссельной заслонки |
Дпдз |
Х2 |
27,24 |
0,898 |
Вейбулла |
Датчик температуры воздуха |
Двоз |
Х3 |
74,5 |
0,419 |
Вейбулла |
Датчик положения распределительного вала |
Дпрв |
Х4 |
52,55 |
0,734 |
Вейбулла |
Регулятор добавочного воздуха |
РДВ |
Х5 |
46,88 |
1,198 |
Вейбулла |
Датчик детонации |
Ддет |
Х6 |
81 |
1,0 |
Экспоненциальный |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
Дтож |
Х7 |
66,98 |
0,577 |
Вейбулла |
Все элементы |
|
6,834 |
2,321 |
Вейбулла |
|
На рис. 2.1 ÷ 2.4. в графическом виде представлено изменение значений приведенных диагностических ценностей Eijr обследования состояния элементов ЭСУД в зависимости накопленных пробегов автомобиля Lir (с шагом в 15 тыс. км) при имитации отказов элементов как под нагрузкой двигателя, так и без нагрузки (на режиме Х.Х при nдв=1000 об/мин и nдв=2500 об/мин). Полученные результаты говорят о существенном влиянии пробега АТС на точность постановки диагноза о техническом состоянии ЭСУД по составу отработавших газов, поскольку в процессе эксплуатации, как рассмотрено выше, меняются (ухудшаются) показатели надежности элементов и ЭСУД в целом. При этом при испытании двигателя под нагрузкой наибольшую ценность при обследовании технического состояния ЭСУД имеют выходные показатели λ,O2,CO2,CH, а без нагрузки (на режиме Х.Х) — CO,CO2,O2.
Рис. 2.1. Изменение приведенных диагностической ценностей обследования состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания под нагрузкой)
Рис. 2.2. Изменение приведенных диагностической ценностей обследования состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания под нагрузкой)
Рис. 2.3. Изменение приведенных диагностической ценностей обследования состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания без нагрузки)
Рис. 2.4. Изменение приведенных диагностической ценностей обследования Eijr состояния элементов РДВ (х5),Ддет(х6),Дтож(х7) в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания без нагрузки)
Таким образом, проведенные исследования позволили целенаправленно подойти к решению вопроса о приоритетах (M) и последовательности контроля технического состояния рассматриваемых i — х элементов ЭСУД по j — м результирующим признакам (, , O2, ,) на различных пробегах автомобиля .
Оценка приоритетов контроля i — x элементов по j — му признаку для пробега автомобиля осуществлялась на основе использования выражения (2.28) с учетом текущих и максимальных значений приведенных диагностических ценностей обследования технического состояния элементов ЭСУД.
На рис.3.1 ÷ 3.3 в графическом виде отражено процентное изменение приоритетов контроля технического состояния элементов ЭСУД по показателям в зависимости от накопленных пробегов автомобиля в условиях испытания двигателя под нагрузкой (рис. 4.10 ÷ 4.11) и без нагрузки (рис. 4.12 ÷ 4.13). Как и для результаты по указывают на существенное влияние надежности элементов на приоритеты и, соответственно, на формирование последовательности контроля отработавших газов с целью оценки состояния ЭСУД.
Выполненные исследования, отмеченные в данном разделе в основу разработки технологий контроля технического состояния ЭСУД по показателям ОГ.
Рис. 3.1. Изменение приоритетов контроля технического состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания под нагрузкой)
Рис. 3.2. Изменение приоритетов контроля технического состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания под нагрузкой)
Рис. 3.3. Изменение приоритетов контроля технического состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания без нагрузки)
Рис. 3.4. Изменение приоритетов контроля технического состояния элементов в зависимости от накопленного пробега АТС (испытания без нагрузки)
Заключение
‒ Проведен анализ объекта исследований и условия его функционирования. Выделены элементы ЭСУД подлежащие оценке технического состояния и его влияния на работоспособность системы управления и экологические показатели.
‒ Сформированы совокупности входных и выходных параметров, задаваемых и получаемых в процессе проведения стендовых экспериментальных исследований в условиях имитации отказов элементов ЭСУД под нагрузкой и без нагрузки (в режиме холостого хода).
‒ Полученные предварительные результаты имитации отказов элементов позволили получить однофакторные модели корреляционно-регрессионных зависимостей результирующих признаков (выбросов ОГ) и коэффициентов избытка воздуха. Установлено, что наибольшее влияние на выбросы оказывает техническое состояние Дмрв(Х1), Дпдз(Х2), Двоз(Х3) на СО, СН и СО2.
Литература:
- Ременцов А. Н., Зенченко В. А., Нгуен Минь Тиен. Альтернативный подход к оценке технического состояния электронных систем управления двигателем// Вестник МАДИ(ГТУ). — М., 2010. — № 4(23). — С 27–30.
- Ременцов А. Н., Зенченко В. А., Нгуен Минь Тиен. Алгоритм контроля технического состояния электронных систем управления двигателем легковых автомобилей//АТП. — М., 2011. — № 8. — С 43–46.
- Зенченко В. А., Григорьев М. В. Проведение качественной оценки показателей надежности электронных систем управления двигателем, устанавливаемых на легковых автомобилях российского производства. /Техническая эксплуатация автомобилей и автосервис: Сборник научн. тр. — М.: МАДИ (ГТУ), 2003. — с. 34–44.
- Оценка показателей надежности электронных систем управления двигателем автомобиля семейства ВАЗ и ГАЗ. / Зенченко В. А., Григорьев М. В. Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет). — М., 2002г. — 11 с., ил., Библ.4, — Рус., — Деп. в ВИНИТИ РАН 04.07.02, № 1242-В2002.