Актуальность темы. Современные тенденции развития международного туризма и политика государств в этой отрасли вызывают повышенный интерес со стороны потенциальных потребителей туристических услуг, субъектов туристической деятельности, ученых в сфере экономики, а также государственных органов разных стран в сфере регулирования и развития туризма. Поскольку международная индустрия туризма является одним из важнейших экономических секторов, она влияет на экономическое, культурное и социальное развитие регионов и стран мира. Мы можем наблюдать тенденцию к возрастанию влияния его на формирования ВВП. В 2016 году, согласно данным Всемирной туристской организации (UNWTO) данная индустрия заняла 9 % мирового валового продукта.
Анализ исследований и публикаций последних лет. Современные тенденции международного туризма отражены в исследованиях Александровой А. Ю., Балабанова И. Т., Биржакова М. Б., Вавиловой А. В., Воскресенского В. Ю., Дурович А. П., Зорина И. В., Жуковой М. А., Квартальнова В. А., Париняна Г. А., а также зарубежных исследователей — Голднера Ч., Купера К., Мила Г., Моррисона А., Пейджа С., Петерса М., Ритши Ж., Чарльса Г., Харрис Г., Холловея Ж., Флетчера Ж. и многих других.
Проблема исследования. Развитие международной экономики и повышение уровня благосостояния людей способствует повышению спроса на туристические услуги и их разнообразие. Эта тенденция придает проблеме развития туризма актуальность, а исследованию — научное и практическое значения
Постановка задачи. Задачей статьи является изучить современные тенденции и перспективы развития международного туризма, его видов на основе статистических данных туристических прибытий согласно UNWTO Tourism Highlights, а также спрогнозировать развитие международного туризма в долгосрочном периоде.
Изложение основного материала исследования. В эпоху, когда человек и его знания является главным фактором развития общества, большое внимание уделяется обучению и развитию личности, туризм становится средством познания мира, самореализации, расширение кругозора и получения новых знаний. Констатировано появление на рынке туристических услуг нового типа потребителя туристического продукта, который ориентируется на впечатления, познание, самовыражение и в меньшей степени — на материальные ценности. Новому туристу присущи высокий уровень осведомленности и образования, культурная осведомленность, индивидуализм, требовательность к комфорту и качеству услуг, экологизация сознания, спонтанность в принятии решений, физическая и умственная активность на отдыхе. В соответствии с этим появляются новые виды туристского продукта; происходит индивидуализация туристского продукта; осуществляется переход от рынка «производителя» к рынку «потребителя», который диктует свои условия и требования.
На сегодняшний день основными направлениями влияния на развитие туристических услуг являются геополитические, экономические, демографические, научно-технические, экологические, социально-культурные, организационные и по эффекту воздействия: стимулирующие и сдерживающие факторы.
Специфику условий, в которых формируется туристическое предложение, определяют, с одной стороны, глобализационные тенденции и обострение конкуренции, а с другой — трансформация туристического спроса.
На сегодняшний день туризм является одной из важнейших, а в некоторых случаях основной статьей дохода многих стран мира, а также ключевым фактором в развитии, процветании и благополучии. Еще с середины прошлого века международный туризм и туристические услуги становятся объектом международного регулирования, а уже в наши дни он стал одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. В таких условиях особую необходимость принимает совершенствование международного туристического права, упрощение визовых формальностей, внедрение новейших научных инноваций деятельности в сфере туризма, обеспечение безопасности туристов в местах назначения, углубление связей среди международных туристских организаций, а также создание локальных организаций, которые разрабатывали бы программы по устойчивому развитию туризма в регионах и странах, а также антикризисные программы, поскольку туристическая отрасль зависима от политических и экономических кризисных ситуаций.
Под туризмом следует понимать «форму временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» [1]. Под международным туризмом принято понимать путешествие людей за пределы своего региона и родной страны по разным причинам, таким как рекреационные, оздоровительные, деловые и т. д. Международный туризм принято разделять на въездной и выездной. Выездной туризм предполагает путешествие лиц за пределы своей страны по отношению к месту своего проживания, въездной же туризм — путешествие лиц, за пределами своей страны, но уже по отношению к стране пребывания. Другими словами, одно и то же путешествие с пересечением границы будет выступать одновременно как выездным, так и въездным туризмом.
В зависимости от того, как экономически влияет туризм на страны и регионы, его принято делить на активный и пассивный. Первый является фактором ввоза валюты в страну, второй — вывозом денег из страны.
В современном мире наблюдается тенденция развития новых видов туризма и вместе с теми местами назначения, а деньги, вкладываемые в это развитие странами, превращаются в движущую силу социально-культурного прогресса через создание новых рабочих мест и предприятий, как следствие увеличиваются экспортные поступления и развивается инфраструктура. За последние шесть десятилетий туризм испытывает постоянное расширение и диверсификацию и становится одним из быстрорастущих экономических секторов в мире. Помимо таких традиционных фаворитов как Европа и Северная Америка появляются и открываются новые направления, интересующие туристов.
Несмотря на разные периодические экономические потрясения, доля туризма на мировом рынке возрастает. Одним из критериев оценки являются туристические прибытия. Согласно статистическим наблюдениям UNWTO в 1950 г. этот показатель составил 2,5 млн чел., в 1980 г. — 278 млн чел., в 1995 г. — 527 млн чел., а в 2016 г. — 1133 млн чел. Кроме того, доходы от туризма по всему миру в 1950 г. составляли 2 млрд дол. США, в 1980 г. — 104 млрд дол. США, в 1995 г. — 415 млрд, а уже в 2016 г. — составили 1254 млрд дол. США [2].
Согласно долгосрочному прогнозу UNWTO в период между 2010 и 2030 гг. количество международных туристов будет возрастать ежегодно на 3,3 % и к 2030 г. число достигнет 1,8 млрд чел.
В 2016 году наблюдается тенденция роста международных прибытий, причем в Америке он возрос более всего — на 8 %, затем следует Азиатско- Тихоокеанский и Ближневосточный регионы, в каждом из них количество увеличилось на 5 %, в Европе число увеличилось на 3 %.
Каждый год UNWTO составляет рейтинг стран по международным прибытиям, а также доходов от них (см. Табл. 1 и 2).
Таблица 1
Рейтинг стран по международным прибытиям 2015–2016гг.
Страна |
Млн туристов |
Изменение в % |
|||
2011 |
2012 |
2014/2013 |
2016/2015 |
||
1 |
Франция |
83,6 |
83,7 |
2,0 |
0,1 |
2 |
США |
70,0 |
74,8 |
5,0 |
6,8 |
3 |
Испания |
60,7 |
65,0 |
5,6 |
7,1 |
4 |
Китай |
55,7 |
55,6 |
-3,5 |
-0,1 |
5 |
Италия |
47,7 |
48,6 |
2,9 |
1,8 |
6 |
Турция |
37,8 |
39,8 |
5,9 |
5,3 |
7 |
Германия |
31,5 |
33,0 |
3,7 |
4,6 |
8 |
Великобритания |
31,1 |
32,6 |
6,1 |
5,0 |
9 |
РФ |
28,4 |
29,8 |
10,2 |
5,3 |
10 |
Мексика |
24,2 |
29,1 |
3,2 |
20,5 |
В 2016 г. произошло несколько изменений в рейтинге по международным туристским прибытиям и доходам от международного туризма. В рейтинге прибытий, Мексика поднялась на пять позиций и таким образом вошла в мировую десятку стран по международным прибытиям. В рейтинге по доходам от туризма, Китай и Великобритания поднялись на две позиции, на места 3 и 7 соответственно в рейтинге. В результате, Франция и Макао (Китай) переместились на одну позицию вниз на 4 и 5 соответственно, а Таиланд переместился вниз на два места на 9 позицию. При рейтинге ведущих стран обычно берут во внимание больше, чем один индикатор. Интересно отметить, что в рейтинге по двум ключевым показателям въездного туризма — международные туристские прибытия и доходы от туризма — семь из десяти направлений появляются в обоих списках, несмотря на то, что они привлекают разные типы туристов, а также в каждом из направлений разные средние цены за ночлег и поездки. В случае поступлений туризма мы можем наблюдать не только изменение относительной производительности, но в значительной степени и изменение курса колебания национальных валют [4–6].
Таблица 2
Рейтинг стран по доходам от туризма 2015–2016гг.
Страна |
Млрд дол. США |
Изменение в % |
||
2015 |
2016 |
2015/2016 |
||
1 |
США |
204,5 |
212 |
7,0 |
2 |
Испания |
56,5 |
60,7 |
7,6 |
4 |
Франция |
56,7 |
59,6 |
5,6 |
5 |
Макао (Китай) |
51,8 |
61,1 |
18,1 |
6 |
Италия |
39,4 |
42,01 |
6,6 |
7 |
Великобритания |
45,5 |
50,9 |
12,1 |
8 |
Германия |
36,9 |
39,9 |
8,2 |
9 |
Таиланд |
41,8 |
51,4 |
23,4 |
10 |
Китай |
114,1 |
134,4 |
17,7 |
Франция, Испания, США и Китай по-прежнему занимают лидирующие места в обоих списках, как по международным прибытиям, так и по поступлениям от туризма.
Согласно прогнозам UNWTO, число международных туристских прибытий будет увеличиться почти на 43 млн в год, по сравнению со средним увеличением на 28 млн в год в период с 1995 по 2010 год.
При прогнозируемых темпах роста международных туристских прибитый во всем мире, показатель достигнет 1,4 млрд к 2020 г. и 1,8 млрд к 2030 г. В 2030 г. 57 % международных прибытий будет относиться к странам с развивающейся экономикой (в 1980 г. доля прибытий в эти страны составляла лишь 30 %) и 43 % — в страны с развитой экономикой (в 1980 г. доля составляла 70 %.
Наибольший рост прибытий будет наблюдаться в Азии и Тихоокеанском регионе, где число прибытий возрастет на 331 млн и достигнет 535 млн в 2030 г. (+4,9 % за год). На Ближнем Востоке и в Африке также предполагается удвоение количества прибывших в 2014 г., с 61 млн до 149 млн и от 50 млн до 134 млн соответственно. В Европе (от 475 млн до 744 млн) и Америке (от 150 млн до 248 млн). Как мы видим темп роста международных прибытий последних в будущем не велик, по сравнению с другими регионами [3].
В условиях общего увеличения туристических потоков на планете, Европейский регион и США также увеличивали обороты по туристическому рынку в средних значениях по общемировому обороту. Такие молодые регионы как Ближневосточный, Африканский и Тихоокеанский на данный момент времени развиваются быстрее.
Наибольшее развитие за рассматриваемый период получил Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором значения средних многолетних прибытий существенно опережали среднемировые значения. Следует отметить, что данные регионы привлекают туристов в первую очередь своей уникальной природой и богатым культурным наследием. Однако, следует отметить, что на сегодняшний день очень востребован и деловой туризм. В данном аспекте одной из важных туристических стран является Тайланд. Развитие туризма началось активно после того как начались культурно –познавательные поездки на север страны, а также были освоены новые пляжи на южном побережье. Вслед за Тайланлом, туризм начали активно развивать и другие страны региона- Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Индонезия, Гонконг. Поскольку страны являются активными экспортерами товаров и услуг, они успешно взаимодополняют друг друга.
Поток туристов на Африканский континент и Ближний Восток, учитывая сложную геополитическую ситуацию, вызванную военными конфликтами в регионе значительно уменьшился, что не могло не повлиять на мировую динамику туризма. Как известно, Египет закрыт для посещений российскими туристами. В результате поток туристов в страны Ближневосточного региона и Африканский континент снизился в сравнении с предыдущими годами.
Учитывая все выше сказанное, по прогнозам экспертов, региональная структура международного туризма в ближайшее десятилетие будет меняться, сохраняя основные тенденции своего развития. По прогнозам Всемирной Торговой Организации, к 2020 году Европа будет удерживать доминирующие позиции на рынке туризма, несмотря на то, что некоторые показатели могут быть существенно ослаблены.
Азиатско- Тихоокеанский регион переместится на второе место, а США войдет в тройку лидеров и замкнет тройку мировых лидеров туристического рынка [8]. Но, несмотря на лидирующее положение Европы в индустрии туризма, можем заметить, что ее удельный вес в туристическом бизнесе снижается и, по прогнозам, данная тенденция сохранится.
Потери доминирующего положения Европы на мировом рынке туризма вызвано следующими факторами:
‒ старение туристского продукта таких стран как Греция и Италия, Португалия и Испания
‒ сложности в приспособлении своего туристического сектора к рыночной экономике
‒ дороговизна посещений таких стран как Англия, Дания, Швеция и Норвегия.
Таким образом, современный этап развития туризма как эффективной отрасли хозяйства, так и социально-культурного явления, характеризуется переосмыслением его роли и функций. В условиях глобализации через характер воздействия на страны международного туризма определяются его функции (экономическая, социально-культурная, оздоровительно-спортивная, образовательно-профессиональная, экстремальных видов туризма) как системы путешествий, осуществляемых на базе межгосударственных договоров, с учетом действующих международных норм и местных обычаев.
Международный туризм становится источником не только поступления иностранной валюты, но и создания новых рабочих мест. Статистические данные показывают, что несмотря на кризисы, политическую нестабильность в современном мире за последние годы мы все же видим позитивный характер тенденций развития туризма во всем мире. Количество путешествующих с каждым годом возрастает. Благодаря обилию рекламы, техническому прогрессу, доступности информации возрастает возможность общения между разными странами, народами, что позволяет людям понимать лучше друг друга, идет взаимное обогащение.
Литература:
- Александрова А. Ю. Международный туризм /. — 1-е изд. — Москва: Аспект Пресс, 2002. — 470с. [Электронный ресурс]/. — Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks.htm
- Барометр международного туризма ЮНВТО [Электронный ресурс] /. — Электрон. Журн. — Режим доступа: http://www.rmat.ru/wyswyg/file/news/2014- 2015/24082015_unwto.pdf
- . Большаник П. В. География туризма: учебное пособие /. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. -304 с
- Дурович А. П. Организация туризма. Учебное пособие. — СПб: 2012. — 320 с.: 22
- Пресс-релиз со стороны французского посольства в Берлине от 22 августа 2015 [Электронный ресурс] /. — Электрон. Журн. — Режим доступа:http://www.ambafrance-de.org/Weinanbaugebiete-in-Burgund-und-derChampagne-jetzt-Weltkulturerbe
- Уваров В. Д., Борисов К Г. Международные туристские организации: Справочник. М., 2015.-670 с
- Фомичев В. И. Международная торговля /. — Москва: ИНФРА-М, 2014. — 446с.
- Черевичко Т. В. Экономика туризма: Учебное пособие / Т. В. Черевичко. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 264 с.
- World Tourism Organization. — UNWTO Tourism Highlights. — 2015–13 р