В данной статье рассматривается вопрос особенностей сенсорного развития детей раннего возраста. Отмечается, что в раннем детстве восприятие остается очень несовершенным. В статье анализируются результаты диагностики особенностей сенсорного развития детей раннего возраста, которая проводилась с использованием адаптированного варианта исследования восприятия детей раннего возраста Г. А. Урунтаевой, содержащий три серии заданий: методика А. А. Катаевой «Восприятие сенсорных эталонов цвета»; методика М.Монтессори «Восприятие сенсорных эталонов формы предметов»; методика С. Д. Забрамной «Восприятие сенсорных эталонов величины предметов». А также по итогам диагностического исследования рассматриваются возможности воспитателей при развитии сенсорных способностей у детей.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольный возраст, дети раннего возраста, дидактические игры
Под сенсорным развитием (сенсорикой) мы понимаем процесс формирования представлений о свойствах и качествах предметов: размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т. д. Ребенку уже на раннем этапе развития важно помочь освоить мир и подтолкнуть к самосовершенствованию.
Именно эта цель является основополагающей в последовательном сенсорном развитии ребенка. Конечно же, и без взрослого ребенок старается освоить и познать мир, но без правильного сенсорного развития, этот процесс может оказать сложным или неполным.
Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка [1, с.1].
Многие психологи и педагоги приходят к выводу, что основными задачами сенсорного развития детей являются:
‒ формирование правильных сенсорных эталонов;
‒ формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
‒ приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы [2, с.1].
Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности.
От года до трех у ребенка складываются основные знания о признаках окружающих его вещей. В этом возрасте у него формируются понятия о вкусах, формах, размерах, цвете и запахах. В четыре года у малыша происходит усвоение важных представлений о признаках предметов, а также закрепление уже сформированных представлений. С этого начинается аналитическое восприятие предметов и событий, окружающих ребенка.
Однако, в настоящее время с появлением гаджетов и электронных игрушек развитие сенсорных способностей детей идет иначе, чем это было у детей 10 лет назад. Для изучения особенностей сенсорного развития детей, нами была проведена диагностика воспитанников младшей группы в количестве 15 человек, из них 8 мальчиков и 7 девочек.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ «Детский сад № 47» г. Арзамас Нижегородской области.
‒ Для исследования особенностей сенсорного развития детей раннего возраста использовался адаптированный вариант исследования восприятия детей раннего возраста Г. А. Урунтаевой, содержащий три серии заданий: методика А. А. Катаевой «Восприятие сенсорных эталонов цвета»; методика М.Монтессори «Восприятие сенсорных эталонов формы предметов»; методика С. Д. Забрамной «Восприятие сенсорных эталонов величины предметов» [3, с.69].
Каждая из трех серий методики содержит по два задания, имеет определенную цель, предлагает четко определенный материал для исследования, описывает инструкцию и ход проведения, алгоритм обработки результатов.
Первая серия включает задания, направленные на изучение особенностей восприятия цвета в процессе предметной деятельности и элементарного конструирования. Вторая серия имеет своей целью выявить знание эталонов основных геометрических форм и тел, а также особенности действий по обследованию пространственных характеристик предметов в процессе выполнения предметных действий и элементарного конструирования. Заключительная, третья, серия направлена на выявление представлений детей дошкольного возраста о величине предметов в процессе выполнения предметных действий и действий с дидактической игрушкой [3, с.70].
Таким образом, совокупность заданий в трех сериях позволяет получить необходимые сведения как об условиях, в которых формируется сенсорная сфера детей, так и о возможностях усвоения ими сенсорных эталонов.
Анализ результатов психологической диагностики по методике А. А. Катаевой «Восприятие сенсорных эталонов цвета» показал следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты изучения сенсорных эталонов цвета по методике А. А. Катаевой
Представленный рисунок 1 демонстрирует, что высокий уровень восприятия эталонов цвета имеют 6 участников, что составляет 40 % группы, средний уровень — 6 участников (40 %), низкий уровень выявлен у 3 участников — 20 %, которые практически не различают основные цвета.
Результаты второй серии заданий, направленных на изучение восприятия формы предметов (адаптированный вариант рамок и вкладышей М. Монтессори) свидетельствуют о характере восприятия испытуемыми сенсорных эталонов формы предметов.
Рис.2. Качественный анализ данных экспериментальной группы по методике М. Монтессори
Представленный рисунок 2 демонстрирует, что достаточно сформированы сенсорные эталоны формы предметов у 50 % участников группы, у остальной половины испытуемых восприятие формы предметов значительно снижено, что значительно затрудняет общее психическое развитие детей раннего возраста. Особенно трудно дифференцировать детям раннего возраста геометрическую форму квадрата — 87 % случаев, прямоугольника 80 % участников, треугольника — 53 %, форму круга и овала по 33 % участников. Успешно справились с определением контура предмета лишь 2 участника.
Рис. 3. Анализ данных по методике М. Монтессори
Рисунок 3 наглядно отражает результаты анализа соотнесения разных уровней сформированности сенсорных эталонов формы предметов у участников.
Рис. 4. Анализ данных по методике С. Д. Забрамной
Представленные на рисунке 4 данные свидетельствуют о том, что 47 % детей раннего возраста не дифференцируют такой сенсорный эталон величины предметов, как «Маленький», а 53 % сенсорный эталон «Большой». Особенно трудно было работать детям с пирамидками, т. к. дети путали инструкции и делили кольца пирамидок по цвету, а не по величине.
По результатам исследования выявлено, что у детей раннего возраста преимущественно преобладает высокий уровень развития сенсорных представлений «Цвет», «Величина предметов» и низкий уровень сформированности сенсорного эталона формы предмета.
Проведенное исследование характера сенсорного развития детей раннего возраста свидетельствует о том, что в 75 % случаев сенсорные эталоны сформированы на среднем или низком уровне, что свидетельствует о необходимости организации и проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы с педагогом-психологом.
У ребенка раннего возраста развивается пять основных сенсорных качеств: осязание, обоняние, зрение, вкус и слух. Каждому качеству надо уделять особое внимание. Задача взрослых (родителей, воспитателей) — максимальное развитие органов чувств малыша. Подобное развитие, возможно, достичь только в игре. Другие методики в этом возрасте не дают эффективных результатов.
В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия. В процессе игры малыш легко и быстро усваивает даже сложную информацию. К изготовлению сенсорных игр можно привлечь и родителей, которые могут из ненужных бросовых материалов в домашних условиях создать игры, которые не продаются в магазинах.
В данном возрасте дидактические игры будут способствовать комплексному развитию сенсорных представлений о внешних формах предметов (форме, величине, цвете, развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, умения замечать их форму, цвет), знакомству с правилами этих игр, развитию внимания, восприятия, памяти, воображения, познавательной деятельности, развитию умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам, развитию мелкой моторики рук.
Так же сенсорному развитию будут способствовать: аппликация, рисование в традиционной и нетрадиционной технике (рисование ладошками, пальчиками, ватными пальчиками, штампами…), сортировка предметов, собирание пазлов, деятельность с крупами, шишками, каштанами…
Таким образом, при сенсорном развитии ребенка необходимо помнить об его индивидуальных особенностях восприятия и знать какие возможности и условия воспитания есть в семье. Наилучшим способом замотивировать ребёнка на получение информации об окружающем мире была и остаётся игровая форма. Воспитателя каждой из пяти и детского сада для развития каждой сенсорной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) могут разработать простые и интересные упражнения, используя доступные всем подручные средства. К тому же, родители могут быть полезными помощниками по изготовлению дидактических игр.
Литература:
- Зайцева Н. В. Сенсорное развитие детей раннего возраста //https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/12/06/sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta.
- Ершова О. Н. Что такое сенсорное развитие и воспитание? // http://18231.maam.ru/maps/news/182171.html.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. / Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.