В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеют косвенный характер. Между тем пример Российской Федерации говорит об излишнем вмешательстве государства в работу и, непосредственно, «кухню» предпринимателей. Хочется сказать, что вмешательство того или иного органа власти в работу часто сопряжено с неким давлением, принуждением, навязыванием свое точки зрения относительно работы самого предпринимателя.
Согласно п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Хочется отметить, что в настоящей жизни находит свое отражение данный принцип в работе Уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей в Российской Федерации. Создание института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей является хорошей, даже, надо сказать, отличной гарантией, для деятельности предпринимателей во всей стране.
Безусловно, качественная, беспрекословная реализация гражданских прав и свобод, даже если касаться экономической стороны деятельности граждан, зависит от публичного администрирования, направлено на реализацию эффективной публичной политики. Целью и главным критерием эффективности правовой политики, как отмечает О. Ю. Рыбаков, выступают правовой статус и социально-экономическое положение личности. (Волков А. М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий //Административное право и процесс. 2012. N 12. С. 14–19, Рыбаков О. Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. Владивосток, 2002. С. 30.).
Защита социально-экономических прав и свобод как деятельность включает в себя не только защиту человека, как субъекта тех или иных правоотношений, но и защиту его деятельности, будь то медицина, социальные отношения, предпринимательство, то есть тех социальных прав, которые реализуются гражданином, буквально каждый день. В связи с этим обеспечение указанных социально-экономических прав приобретает реальное очертание только при защите предпринимательского сообщества, которое как экономический класс, являясь одновременно работодателем, зачастую и определяет степень социально-экономического благополучия населения. При этом эффективную публичную политику призваны осуществлять все субъекты публичного права, и прежде всего правоохранительная система.
Естественно, в условиях недостаточно эффективной работы правоохранительной системы ставится под сомнение универсализм некоторых устоявшихся институтов защиты прав граждан. На этом фоне А. Хиль-Роблес говорит, что на сегодняшний день никто не может однозначно утверждать, будто судебный контроль в состоянии обеспечить эффективную и достаточную охрану гражданина от неправомерных действий государственной администрации. Резюмировать можно, говоря следующее: должность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан (Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). М., 1997. С. 282.)
Впервые должность омбудсмена была учреждена в Швеции в 1809 г.. В середине XX в. институт омбудсмена получает свое развитие сначала в скандинавских, затем в англосаксонских и других европейских государствах. В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, а официально должность Уполномоченного по правам человека в России была учреждена Конституцией РФ 1993 г.
С позиции Организации Объединенных Наций главная задача деятельности уполномоченных заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации, т. е. осуществлять защиту прав отдельных лиц, считающих себя жертвами ее несправедливых действий Именно целенаправленная правозащитная деятельность Уполномоченного является одной из принципиальных задач, которая отличает данный орган от иных правоохранительных органов универсального характера, прежде всего прокуратуры и суда. Однако, несмотря на свой публично-правовой статус, Уполномоченный по правам одновременно выступает посредником между государством и обществом и защищает как публичные, так и частные интересы.
Эффективность помощи конкретным лицам со стороны Уполномоченного наглядно показывается на опыте оказания помощи детям Уполномоченным по правам ребенка, имеющим возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим. При этом отдельные авторы констатируют факт, что Уполномоченный по правам человека в России зависим от органов государственной власти в значительно большей степени, чем того требует нормальная правовая практика.
Действительно, если обратиться к компетенции Уполномоченного, то не во всех случаях данный институт способен эффективно решать возложенные на него задачи, в том числе из-за причин организационного характера. Как ни странно, судебная практика исходит из того, что Уполномоченный не наделен правом на вынесение решений, носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации. Соответственно такими полномочиями не могут обладать и должностные лица рабочего аппарата Уполномоченного. Такая практика свидетельствует, что механизм деятельности, а также его компетенция не в полной мере соответствуют объему задач, возложенных на институт Уполномоченного.
В настоящее время сферы деятельности, в которых многие ждут эффективной работы уполномоченных, касаются самых злободневных вопросов, и постепенно практика вынуждает вводить подобные институты. Как отмечается в литературе, система публичного управления помимо институтов Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей может получить Уполномоченного по межнациональным отношениям. Серьезного обсуждения требует тема функционирующего при Ассоциации российских банков финансового омбудсмена. Отмечается некая тенденция, в связи с тем, что расширяются сферы деятельности человека, то могут быть введены институты Уполномоченного по защите прав инвесторов, страхового омбудсмена и прочих, в зависимости от того, какие отношения будут нуждаться в наибольшей защите.
Региональный опыт в этой части идет дальше и затрагивает антикоррупционную политику. Так, с 2010 г. в Ульяновской области введена должность Уполномоченного по противодействию коррупции, который на базе социологических исследований проводит антикоррупционный мониторинг. В органах местного самоуправления также созданы организационные структуры по противодействию коррупции, и Уполномоченным осуществляется контроль над эффективностью работы.
Отдельного внимания заслуживает пенитенциарная система России. Неслучайно отдельные специалисты, обращаясь к опыту западных стран (например, Англии), предлагают адаптировать на российскую почву институт Уполномоченного по делам тюрем и пробации (Prison and Probation Ombudsmen), что будет способствовать гармонизации отечественной уголовно-исполнительной системы с европейскими правозащитными моделями.
Стоит отметить, что заложение «камня» к учреждению поста Уполномоченного по защите прав предпринимателей было легализовано Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879, а принятым 7 мая 2013 г. Федеральным законом N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» урегулированы непосредственно его правовой статус, полномочия и механизм деятельности.
Толчком к созданию данного института послужили трудности преодоления имеющих место на практике административных барьеров, давление со стороны государственных организаций, наличие явной коррупции в работе предпринимателей со стороны чиновников. Возникают обстоятельства, так называемой, непреодолимой силы, которые не в силах самостоятельно разрешить граждане, занимающиеся предпринимательством. Деятельность Уполномоченного не ведет к тому, чтобы каким-либо образом изменить компетенцию органов государственной власти. Но, в то же время, является дополнительным способом защиты предпринимателей. Хочется отметить, что деятельность Уполномоченного является, в ряде случаев, публичной, дабы показать, что проблемы действительно в среде предпринимателей имеются, но решить их реально, используя законные методы. Одной из главных задач в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов представителей предпринимательского сектора в России и за границей. Также это с контроль за соблюдением прав предпринимателей органами государственной и местных властей. Общий анализ деятельности Уполномоченного говорит о том, что проблемы предпринимателей с властью постепенно перетекают в отношения внутри самого круга предпринимателей. Безусловно, стране необходим человек, который будет иметь возможность на всех уровнях власти защитить деятельность предпринимателей и добиться соблюдения их законных прав и интересов.
Литература:
- Волков А. М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий //Административное право и процесс. 2012. N 12. С. 14–19.
- Рыбаков О. Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. Владивосток, 2002. С. 30.).