Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (171) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.09.2017

Статья просмотрена: 1507 раз

Библиографическое описание:

Андреева, О. Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка / О. Ю. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45654/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для начальной школы выдвигает в качестве основного приоритета образования формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), способности и готовности к саморазвитию. [1, с.27].

Поэтому становится актуальным использование в образовательном процессе технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Основным «инструментом» формирования универсальных учебных действий в школе является урок. Но какой урок может быть интересен и полезен современному ученику в начальной школе? Конечно, это урок, на котором ученик включён в учебную деятельность. Вовлечь учащихся в деятельность на уроке помогает использование технологии деятельностного метода обучения [3, с.6].

На уроках в начальной школе для реализации деятельностного подхода мы создаем проблемную ситуацию, которая побуждает обучающихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. благодаря практическим заданиям или вопросам мы сталкивали разные мнения младших школьников. Обучающиеся фиксируют противоречия в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, обучающиеся убеждаются в необходимости овладения новыми способами действий.

Представленный ниже фрагмент урока русского языка в четвёртом классе по теме «Образование наречий» показывает организацию такой деятельности.

Этап актуализации знаний.

Прочитайте столбики слов:

редкий редко

мягкий мягко

лёгкий легко

Что можете о них сказать? (Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором — наречия.)

— Разберите по составу слова каждого столбика. Проверим.

*Некоторые учащиеся выделяет в наречиях окончание — о.

— Слова второго столбика — наречия. Вспомните, что такое наречие. (Неизменяемая часть речи.)

— Но тогда чего не может быть у наречий? (Окончания)

— Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? (Сначала мы думали, что «о» — это окончание.)

— А что оказалось потом? (*Побуждение к формулированию проблемы.)

— «О» не является окончанием (*Осознание противоречия.)

— Что же такое «о» в наречиях? (*Учебная проблема звучит как вопрос.)

Представленный ниже еще один фрагмент урока русского языка во втором классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи (междометия)» иллюстрирует организацию проблемной деятельности на уроке.

Этап актуализации знаний.

Учащиеся под диктовку записывают слова.

— Определите, к какой группе относится каждое слово. Каков ваш алгоритм действий. (Мы задаем к словам вопросы.)

— Какие вопросы мы задаем к словам — предметам? (Кто?, Что?)

* Ученик вывешивает карточку с вопросами «Кто?», «Что?» на доску рядом с карточкой слова-предметы.

— Какие вопросы мы задаем к словам — признакам? (Какой?, Какая?, Какое?, Какие?)

* Другой ученик вывешивает карточку с вопросами «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» на доску рядом с карточкой слова- признаки предметов.

— Какие вопросы мы задаем к словам — действиям? (Что делать?, Что делает? и т. д.)

* Третий ученик вывешивает карточку с вопросами «Что делать?», «Что делает?» «Что делал?» на доску рядом с карточкой слова- действия предметов.

*Пользуясь алгоритмом, ученики определяют, к какой группе относится каждое из записанных ранее слов.

— Ребята, представьте ситуацию. Я взяла тетрадь. В тетради все записи правильные и аккуратные. Как вы думаете, что я могу сказать об этой тетради? (Какая аккуратная тетрадь. Ах, прекрасная тетрадь! Ах, какая хорошая тетрадь!)

*Учитель записывает это предложение на доске, ученики — в тетради.

- А дальше вдруг вижу среди тетрадей такую, где много исправлений, зачёркиваний. Что я могу сказать? (Какая неряшливая тетрадь. Ох, грязная тетрадь!)

*Учитель записывает это предложение на доске, ученики — в тетради.

— Найдите в первом предложении слова, которые можно отнести к выделенным нами группам. (Слово «прекрасная» относится к словам признакам, слово «тетрадь» — к словам предметам)

— Какое слово осталось в первом предложении? (Ах)

— Попробуйте отнести это слово к одной из групп.

*Учащиеся самостоятельно выполняют задания.

— Итак, посмотрим ваши результаты. У кого нет ответа?

— Какое у вас затруднение? (Не смогли выполнить задание.)

— Кто смог выполнить задание, назовите выбранную группу.

*Вероятнее всего правильного ответа среди них не будет.

— Ребята, среди ваших вариантов нет правильного ответа. Какое у вас затруднение? (Не смогли правильно выполнить это задание.)

— С чем мы встретились? (С затруднением.)

— Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)

Этап места и причины затруднения.

Какое задание выполняли?

— Чем пытались воспользоваться? (Составленной таблицей, вопросами для известных групп.)

— Чем это слово «Ах» отличается от слов, с которыми работали раньше? (Мы не можем задать вопрос к слову «Ах», мы встретились с новой группой слов.)

— Почему возникло затруднение? (У нас нет правил, сведений о такой группе слов, к которым нельзя задать вопрос.)

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Какую цель поставим перед собой? (Узнать правило о новой группе слов.)

— Что необходимо узнать о новых словах, чтобы отнести к какой — то группе? (На какой вопрос отвечают, что обозначают, их роль в речи.)

— Что уже можно сказать? (Они не отвечают ни на какой вопрос.)

— Что можете узнать? (Что обозначают, какова их роль в речи.)

— Каков наш план действий?

  1. Понять, что обозначают новые слова.
  2. Понять, какова их роль в речи.

— Каким способом вы будете действовать? (Наблюдением, рассуждением.)

Как отмечают А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва на этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи [2, c.25].

Мы видим, создание проблемной ситуации на уроке дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. На проблемном уроке учащиеся сравнивают, обобщают материал, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи. Урок позволяет включить детей в активную познавательную деятельность, помогает формировать познавательные универсальные учебные действия, а именно логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию); общеучебные действия (работа с таблицей, алгоритмом; строить речевые высказывания в устной и письменной речи; выделять и формулировать познавательную цель) действия по постановке и решению проблемы (формулирование и самостоятельное решение проблем).

Мы проанализировали учебники «Русский язык» УМК «Перспектива» и обнаружили, что в рамках учебника мало встречается заданий на работу с таблицами, схемами, диаграммами, мало упражнений на моделирование, заданий на формулирование и самостоятельное решение проблем. Чтобы более полно решить проблему эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий, мы используем на уроках специально разработанные нами упражнения, задания.

Проиллюстрируем это примерами.

Тема «Спряжение глаголов» (4 класс).

Прочитай глаголы. Вставь пропущенные буквы и определи их спряжение.

Люб…т, чита…т, кле…т, зна...т.

Определи, на какой из диаграмм показано правильное соотношение глаголов I и II спряжений. Обведи номер верной диаграммы.

Тема «Предложение» 3 класс.

Прочитай предложение.

С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы.

Учитель попросил учеников выписать три любых словосочетания. Петя и Толя выполнили работу так:

Петя

Толя

с раннего утра

до позднего вечера

поют песни

свои песни

на разные голоса

поют птицы

Определи, кто из мальчиков выполнил задание верно. Поставь с правильным ответом.

Запиши, в чём ошибка у другого мальчика.

Ошибка заключается в том, что __________________________________.

Таким образом, построение урока в технологии деятельностного метода обучения, использование заданий, упражнений, направленных на формирование общеучебных, логических действий, действий по постановке и решению проблемы способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Русский язык как учебный предмет обладает разнообразными возможностями для формирования познавательных универсальных учебных действий. Младшие школьники стали работать самостоятельно: быстро находить нужную информацию, представленную в тексте, сюжетном рисунке, простой таблице, схеме, диаграмме; могут самостоятельно перевести информацию из одного вида в другой (из текста, рисунка в таблицу, схему); осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; выделять признаки объекта, видеть взаимосвязь между ними; выделять причины и следствия событий; уметь предложить способ решения поставленной проблемы по содержанию урока.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
  2. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. — 2-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
  3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». — М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2008. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): слово, действие, группа слов, доска рядом, задание, начальная школа, правильный ответ, русский язык, урок, ученик.


Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка посредством интернет-ресурсов

Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики

Формирование и развитие универсальных учебных действий при обучении иностранному языку

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики как залог повышения качества обучения

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Задать вопрос