Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №37 (171) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 18.09.2017

Статья просмотрена: 6514 раз

Библиографическое описание:

Становихина, А. М. Программно-целевой метод планирования бюджета в Российской Федерации: плюсы и минусы / А. М. Становихина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45656/ (дата обращения: 16.11.2024).



Планирование бюджета является одним из важных инструментов государственного регулирования экономики. Бюджетное планирование может осуществляться различными способами. В науке и практике существует несколько методов планирования:

1) нормативный метод;

2) программно-целевой метод;

3) индексный метод;

4) балансовый метод;

5) аналитический метод;

6) метод экспертных оценок;

7) метод математического моделирования [3]

В своей работе мне бы хотелось раскрыть программно-целевой метод бюджетного планирования, выделить основные преимущества и недостатки данного метода.

В 2013 году Государственная Дума Российской Федерации приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые были связаны с переходом на программный тип бюджетного планирования в Российской Федерации.

Программный тип бюджетного планирования заключается в определении и отборе основных целей экономического, социального, научно- технического развития, разработке мероприятий по их достижению в максимально короткие сроки. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов [1]

Впервые программные идеи в СССР были реализованы в плане ГОЭЛРО, разработанном в 1920 г. на основании проработок начала ХХ в.. При этом решались вопросы не просто сооружения 30 районных электростанций, а весь комплекс взаимосвязанных вопросов: увеличение добычи топлива, совершенствование или создание системы его переработки и транспортировки; развитие промышленности; обучение кадров; создание инфраструктуры городов и т. д. [6]

В настоящее время программно-целевой подход используется в Германии, Франции, Финляндии, России и других развитых странах.

Главным документом данного метода является целевая комплексная программа. Целевая комплексная программа — это документ, который отражает определенные цели и задачи, мероприятия и задания, направленные на решение проблем в определённой отрасли.

Актуальность данной темы заключается в широком использовании программно-целевого метода в настоящее время при финансировании отдельных государственных программ.

Главным преимуществом целевой программы является отражение направления и количества расходуемых денежных средств, что позволяет обеспечить прозрачность бюджета, и предотвратить их утечку. Не смотря на то, что программный метод является очень удобным и позволяет осуществлять управленческий процесс — от постановки целей и задач, до оценки эффективности расходов, есть ряд определенных недостатков.

1) Отсутствие четких правил составления целевой комплексной программы, что затрудняет её реализацию.

2) Низкая результативность. В настоящее время отсутствует методика оценки эффективности программ, что не позволяет обосновать необходимость создания той или иной программы.

3) Разработка программ направлена не на создание чего-то нового, а лишь имеет цель усовершенствовать существующее.

Можно сделать вывод, что программно-целевой метод имеет как преимущества, так и недостатки. На мой взгляд, все существующие недостатки связаны с тем, что данный метод является достаточно новым для нашей страны. Для успешного развития данного направления необходимо более детально заниматься дальнейшей его научной разработкой, создать единые правила и стандарты, которые помогут целевым программам не только совершенствовать существующие системы, но создать что- либо новое.

Литература:

  1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. /Е. Ф. Борисов, — М.:Юрист, 2008. — с. 321.
  2. Вышегородцев, М. М. Управление бюджетом: учебник для вузов / М. М. Вышегородцев. — М.: Дис, 2008;
  3. Омирбаев, С. М. Государственный бюджет — Учебник / С. М. Омирбаев,- М.:2011;
  4. Поспелов, Г. С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков. — М: Экспо, — 2008;
  5. Райзберг Б. А. Современное состояние и проблемы программно-целевого планирования и бюджетирования в России // Известия МГТУ. 2012. № 2;
  6. Теплицкая, А. А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 188–192;
  7. Удовенко А. Н. «Переход к программному бюджету: результаты, проблемы, перспективы»// «Бюджет», июнь 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): бюджетное планирование, программно-целевой метод, целевая комплексная программа, программный тип, Российская Федерация.


Задать вопрос