Рассмотрены труды российских исследователей второй половины XIX — начала XX вв. касающиеся архитектуры, истории строительства, условий существования и деятельности храмов Полоцка XVII-XVIII вв. Проведен анализ основных публикаций рассматриваемого периода в российской историографии
Ключевые слова: Полоцк, храм, сакральное зодчество, барокко, исследование, краеведение
Историография рассматриваемой темы зарождается во второй половине XVIII в., с появлением первых работ, связанных с изучением данной тематики. В разные исторические периоды освещение данного вопроса в литературе зависело не только от степени развития исторической науки и методологических подходов, но и от политических особенностей эпохи, которые зачастую приводили к некоторому спаду и затруднениям в исследовании памятников сакральной архитектуры.
В российской историографии второй половины XIX — начала XX вв. встречается целая плеяда авторов и ряд фундаментальных трудов, посвященный церковной истории западных губерний. Однако проблема изучения сакральной архитектуры в рассматриваемый период времени заключалась в том, что изучение архитектуры самих храмов не ставилось задачей специального научного исследования. Все исследования проводились как результат направленной политики российского правительства, проводимой со специфической целью «разыскания в крае древнерусских памятников или следов тех из них, которые в слепой ненависти к православию и русской народности были уничтожены» [1, с. 4].
Сбором сведений по церковным памятникам Витебской губернии по поручению Императорского археологического комитета полноценно занимались историки-краеведы А. М. Сементовский, П. Н. Батюшков, И. А. Чистович.
В «Памятной книжке Витебской губернии» на 1864 г. А. М. Сементовский описывает Полоцк, как город с красивейшей природой, которую прекрасным образом дополняют многочисленные изысканные здания церквей и монастырей. По данным А. М. Сементовского в Полоцке XVIII в. располагались великолепные каменные здания католических кляшторов: иезуитского, доминиканского, францисканского, бернардинского, а также базилианская церковь Св. Софии, которая в XVII в. была передана униатам [2, с.154]. Кроме справочной, краеведческой информации в Памятной книжке были опубликованы некоторые статистические сведения о Витебской губернии, в том числе о количестве каменных и деревянных храмов и монастырей в Полоцке по состоянию на 1864 г. [2, с.230, таб. VII]. Благодаря наличию разносторонней информации практически по всем городам Витебской губернии, данное издание не теряет свою актуальность и в настоящее время.
В фундаментальном труде «Белорусские древности», изданной в 1890 г., А. М. Сементовский описывает не только сами храмы, но и предметы внутреннего интерьера: «В Софийской церкви, обращает на себя внимание серебряная лампада пред образом Покрова Пресвятыя Богородицы; она больших размеров, хорошей старинной работы, подвешена на трех массивных серебряных цепях, с такой же накрышкой. На верхнем поясе лампады вырезана старинным шрифтом, в три строчки, разделенная вертикальными черточками польская подпись из коей между прочим видно, что лампада эта сделана в 1692 году к образу Покрова Пресвятыя Богородицы полоцкой Софийской церкви». [3, с.131].
Первым систематическим изложением истории православия на литовско-белорусско-украинских землях стал труд И. А. Чистовича «Очерки истории западнорусской церкви», содержащий отрывочные сведения о истории православных храмов Полоцка XVII-XVIII вв [4].
Для рассматриваемого периода также характерны работы краеведов-любителей старины, конфессионально ангажированных, основанных на идеологическом противостоянии на белорусских землях двух противоборствующих сил — Российской империи и сторонников возрождения Речи Посполитой. В контексте этого противостояния выдающиеся памятники сакральной архитектуры Беларуси объявлялись либо «истинно русскими», либо польскими, ни о какой белорусской самобытности и вовсе речи идти не могло. Так, К. А. Говорский в трудах «Исторические сведения о полоцком Софийском соборе» и «Посещение Петром Великим Софийского собора», которые он опубликовал, будучи одним из редакторов «Витебских Губернских ведомостей», освятил историю полоцких храмов начиная с Х в. и вплоть до XIX в. с позиции западнорусизма [5, с. 60].
К дореволюционному периоду относится и первое полноценное архитектурно-археологическое обследование Софийского, осуществлённое еще во второй половине XIX в. под руководством российского историка архитектуры и археолога А. М. Павлинова, который, по сути, положил начало абсолютно новому периоду в изучении памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XVII-XVIII вв. Именно А. М. Павлиновым было положено начало известной многолетней дискуссии ученых о времени строительств западных апсид Софийского собора, которые по мнению исследователя не являлись элементов первоначальной постройки XI в., а были построены гораздо позднее для симметрии объёмно-пространственной композиции [6, с. 10; 7, с. 20].
Стоит отметить, что точка в многолетней дискуссии о времени строительства западных апсид Софийского собора была поставлена лишь в 70-х гг. ХХ в. ленинградским археологом В. А. Булкиным. В противовес мнению некоторых авторитетных ученых (К. В. Шероцкий, А. И. Некрасов, Е. А. Ащепков и др.), считавших западные апсиды Софийского собора изначальными, В. А. Булкин убедительным образом доказал, что апсиды и их фундаменты были построены в начале XVII в. в технике смешанной кладки из плинфы вторичного использования и камня, причем на позднем растворе. К тому же перевязь между апсидами и фундаментом западной стены отсутствовала [8, С. 59–63] Данные, полученные в ходе архитектурно-археологического обследования храма были представлены А. М. Павлиновым в публикации «Древние храмы Витебска и Полоцка» (1898) [7, с. 20].
Важным источником для исследуемой темы представляются работы российского археолога и художника-реставратора Д. М. Струкова, который в 1864 г. по приглашению графа Н. М. Муравьева, отправился в «Северо-Западный край», где исследовал и зарисовывал памятники сакральной архитектуры. Д. М. Струков одним из первых обнаружил в подземелье перестроенного Софийского собора XVIII в. остатки первоначального сооружения XI в., когда здание находилось в таком плачевном состоянии, что через обрушения штукатурки стали проглядываться фрагменты древней кладки из плинфы и камня [9, с. 146–147]. Это, конечно же, вызвало немалый интерес к памятнику со стороны дореволюционных российских археологов и историков архитектуры.
Внешний вид многих памятников белорусской сакральной архитектуры сохранился во многом благодаря его творчеству. Во время экспедиции в Полоцк Д. М. Струковым были зарисованы некоторые храмы XVII-XVIII вв. (Костел иезуитов, костел францисканцев, бернардинцев, Софийский собор, Богоявленский собор). В 2011 г. было опубликовано коллективное издание «Д. Струков. Альбом рисунков. 1864–1867». Книга представляет собой уникальный альбом зарисовок памятников архитектуры, пейзажей, произведений декоративно-прикладного искусства Беларуси, созданных Д. М. Струковым. Включает около 200 рисунков с комментариями современных исследователей [9].
Таким образом, российские исследователи второй половины XIX — начала ХХ вв внесли значительный вклад в изучение памятников сакрального монументального зодчества Полоцка XVII-XVIII вв.
Ценность данных работ заключается в том, что большинство авторов располагали достаточно точными сведениями о состоянии памятников архитектуры к моменту написания своих трудов, некоторые приводили в своих трудах ценные графические и иные источники (уникальные гравюры и планы города XVII-XIX вв., литографские снимки с древних рукописей, описание документов полоцкой консистории, относящихся к монастырям и церквям: фундушей, инвентарей и т. п.., статистические данные по количеству храмов и монастырей в городе, фотоснимки храмов не дошедших до наших дней и т. д.).
Литература:
- Шчакаціхін, М. Н. Нарысы з гісторыі беларускага мастацтва: у 2 т. / М. Н. Шчакаціхін. — Т. 1. — Минск, 1928. — 385 с.
- Сементовский, А. М. Памятная книжка Витебской губернии / А. М. Сементовский. — Витебск: Витеб. губерн. тип., 1878. — 416 с.
- Сементовский, А. М. Белорусские древности / А. М. Сементовский. — Санкт-Петербург: Типо-литография Н. Стефанова, 1890. — 137 с.
- Чистович, И. А. Очерк истории западнорусской церкви. Ч. 1 / И. А. Чистович. — С-пб: тип. Департамента уделов, 1882–220 с.
- Сороко, С. М. Витебские губернские ведомости (официальная и неофициальная часть) / С. М. Сороко // Монографии Научного центра славяно-германских исследований. — 2004. — № 7. — Москва-Новополоцк. — 220 с.
- Трусов, О. А. Памятники монументального зодчества Беларуси XI-XVII вв. / О. А. Трусов. — Минск: Наука и техника, 1988. — 160 с.
- Павлинов, А. М. Древние храмы Витебска и Полоцка / А. М. Павлинов // Труды 9 Археолог. Съезда в Вильне в 1893 г. — Москва, 1895. — Т.1. — С. 19–26.
- Булкин, В. А. Софийский собор в Полоцке (К вопросу о западных апсидах) / В. А. Булкин // Древнерусское искусство. Художественная культура Х — первой половины XIII вв. — Москва, 1988. — С. 59–63.
- Архітэктура Беларусі: нарысы эвалюцыі ва усходнеславянскім і еурапейскім кантэксце: у 4 т. / А.І. Лакотка (навук рэд.). — Минск, 2005–2009. –Т. 1: 9–14 стст. — 2005. — 392 с.
- Д. Струков. Альбом рисунков 1864–1867 / под ред. Т. В. Беловой. — Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2011. — 308 с.