Организация речевого развития младших дошкольников в различных видах деятельности посредством использования современных ИКТ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 21.09.2017

Статья просмотрена: 600 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Л. И. Организация речевого развития младших дошкольников в различных видах деятельности посредством использования современных ИКТ / Л. И. Иванова, С. В. Смолина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 104-105. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45672/ (дата обращения: 19.12.2024).



Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

Работая над развитием речи дошкольников ставится цель: способствовать активизации речи детей вразных видах деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

‒ создать в группе развивающую речевую среду;

‒ развивать произносительную и связную сторону речи;

‒ активизировать словарь детей;

‒ формировать грамматический строй речи;

‒ развивать мелкую моторику руки.

Для решения этих задач кнам в помощь приходит использование компьютерных технологий. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Используются следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

Звуковые материалы — это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях — «Голоса и звуки диких животных», «Голоса домашних животных»; CD-дисках- «У реки»-музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу», «Сказки для малышей» и др.

Экранные материалы –это слайды, серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки.

«Времена года»;

«Профессии»;

«Мой город»;

«Музыкальные инструменты»;

«Дикие и домашние животные».

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволяет:

  1. Расширяется представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
  2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
  3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
  4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.
  5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.

В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Ежедневно детям давать прослушивать СD-диски с уже знакомыми или новыми произведениями художественной литературы, адресованные детям младшего дошкольного возраста. В CD сборниках записаны произведения, которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным: при умывании, приеме пищи, во время игры, при подготовке ко сну, на прогулке, также и шуточные стихи. Например «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь — не сердись».

Дети выполняют разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием на аудиомагнитоле стихотворений, коротких рассказов (русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…», рассказ Чарушина «Кошка» и др.). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении в речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержанием.

Так же необходимо использовать сказкотерапию. Сказкотерапия служит не только как средство развития речи, но и эмоционального развития ребенка, естественная форма общения и передачи опыта.

В работе используется прием «решения сказочных задач», при решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы воздействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок совершенствует вербальный язык, т. е. учится доходчиво и правильно формировать свои мысли, что особенно актуально в работе с детьми.

Работу со сказками часто сопровождается показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении. Играя в сказку с детьми используются различные виды театра. Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи.

На прогулке дети под текст соответствующей потешки, которая звучит из аудиоплеера, показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах — стол, стул, диван, кровать). Для этого составляется интерактивное пособие «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При помощи таких пособий ребенок упражняется и в отличии предметов и во внимании.

При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность. Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, способствуя интересному и простому обучению детей.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, DVD, задача, использование компьютера, работа, развитие речи, сказка.


Похожие статьи

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Похожие статьи

Развитие логического мышления в урочной и внеурочной деятельности с применением технологии дистанционного обучения

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков при помощи современных педагогических технологий на занятиях английского языка в СПО

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности с применением личностно-ориентированной технологии (программа психолого-педагогического сопровождения)

Развитие творческих способностей детей посредством использования ИКТ на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО

Развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных форм в работе воспитателя

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Задать вопрос