На современном этапе система дошкольного образования претерпевает большие изменения. С одной стороны, такие изменения вызваны запросами общества, поэтому они необходимы, с другой стороны — для слишком быстрых изменений не всегда должным образом подготовлена основа для перемен. Предъявляются новые требования к образовательной организации, профессиональной компетенции педагога и воспитателя, профессиональным знаниям, навыкам и умениям, поощряется инновационная деятельность, новаторство в работе. Тем не менее, существуют базовые ценности, которые, несмотря на время, модернизацию, не теряют своей актуальности и, даже напротив, становятся более востребованными именно в реалиях современного общества. Формирование духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения находит особую актуальность в современных условиях в связи с утратой обществом сформированных ранее принципов и норм морали.
Формирование духовно-нравственных ориентиров — многогранный, сложный процесс. Этот процесс длится всю жизнь человека. Однако, его основы закладываются в раннем детстве. Дети дошкольного возраста особо чувствительны к духовно-нравственному воспитанию. В процессе такого воспитания и развития у дошкольников происходит становление их системы ценностей, понимание своего места и своей роли в жизни, формируется отношение к себе и окружающим, развивается его духовно-нравственное сознание и самосознание.
Современные дети отличаются от своих сверстников прежних поколений. Как отмечают психологи, педагоги и ученые, такие дети не нуждаются в мотивации запугиванием и наказанием, они активнее, любознательнее. Как показывают исследования, такие дети на самом деле более чувствительны, осознают свои внутренние потребности. Современному ребенку для развития особенно необходима поддержка и принятие. Специалисты, ученые, педагоги и психологи, наблюдавшие за «детьми нового поколения», говорят о том, что эти дети способны привнести духовность в нашу жизнь. [2, с. 185].
Духовность и нравственность — понятия сложные и емкие по своей сути, не поддающиеся формальному толкованию. Духовно-нравственные ориентиры включают в себя такие добродетели как дружба, уважение, милосердие, доброту, любовь к ближнему, взаимопомощь. Духовно- нравственное воспитание связано с внутренним миром ребенка, принятием духовных ценностей, формированием характера. Ребенок развивается целостно в определенных условиях благодаря взаимодействию с окружающими, приобретая их опыт, нормы морали, образцы поведения. Стремление к духовным ценностям помогает ребенку легче преодолевать жизненные преграды, жить в гармонии с собой и окружающими.
В социальном контексте духовность принято рассматривать как внутренний мир человека, который проявляется в широте миропонимания, мировоззрения, высоком сознании справедливости, доброте к окружающим.
Первый социальный институт для ребенка — это семья. Именно родители дают ребенку духовно-нравственную основу, ценностные ориентиры, которые будут для ребенка определяющими в жизни. Для принятия решений, собственных выводов, ребенок руководствуется наблюдениями за членами своей семьи.
«…семья — пишет И. А. Ильин, — является первичным лоном человеческой культуры. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа». Именно в семье ребенок научается любить, верить, слагаются основы его характера. [3, с. 360]
Следует отметить, что за по последние несколько десятилетий в социуме произошли глобальные изменения во многих областях нашей жизни. Как следствие, изменились ценности современного поколения, жизненные установки, мотивация. Все чаще ученые говорят о том, что институт семьи и родительства переживает кризис. В современной семье происходит потеря исторической преемственности, нарушение межпоколенческих связей. Подрастающему поколению не передаются духовно- нравственные ценности, семейные традиции. Проведенный по специально разработанной анкете опрос «Отношения к семейным традициям в современном обществе», в котором приняли участие свыше 250 респондентов, показал, что происходит общее смещение акцента в сторону уменьшения значимости семейных традиций, как проводника духовно-нравственных ценностей.
Отвечая на вопрос: «Важны ли семейные традиции в современном обществе», респонденты ответили: да — 73 %; затрудняются ответить — 12 %; нет -13,6 %. При этом следует отметить, что 32,8 % респондентов, отвечая на вопрос о важности в современном обществе преемственности поколений, ответили, что она «уже не так важна, как раньше». Таким образом, мы видим, что, признавая важность семейных традиций в современном обществе, преемственность поколений рассматривается респондентами уже с меньшей степенью значимости. [1, с. 96]. Учитывая такую тенденцию, становится очевидным, что происходит утрата передачи семейных духовно-нравственных ценностей.
Дошкольные образовательные организации, как первое звено образовательной системы, являются следующей ступенью в процессе становления личности, его развития и образования. Именно здесь происходит активное накопление нравственного опыта, обеспечивается его адекватное социальное существование. Духовно–нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка.
Особую роль в деятельности воспитателя играет его личностная направленность. Так, например, успешность инклюзивного дошкольного образования напрямую зависит не только от профессионализма воспитателя, но и его духовно-нравственных качеств. Он должен уметь создать необходимые условия для ребенка, его развития и социализации. От таких педагогов требуется принятие, доброжелательное отношение, готовность работать и общаться с учетом особенностей и возможностей детей. Только так, собственным примером, он будет передавать нормы и правила поведения детям. Личность воспитателя оказывает прямое влияние на формирование качеств личности ребенка, следовательно, он является духовно-нравственным ориентиром дошкольника.
Бездуховный воспитатель, владеющий самыми инновационными и современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственный потенциал своих воспитанников.
Духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения остается первоочередной задачей образовательной системы и представляет собой социальный заказ. Таким образом, основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и является методологической основой реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе является неотъемлемой частью всестороннего развития личности, предпосылкой возрождения культуры страны.
На наш взгляд, для того, чтобы воспитатели достигли цели в вопросах духовно-нравственного воспитания, необходимо:
- Повышение профессиональных компетенций, развитие педагогического мастерства и ролевого репертуара воспитателей и педагогов, стремление к духовному росту, самосовершенствованию. В наше время, как никогда, остро чувствуется потребность в таких качествах как доброта, порядочность, гуманизм, способность к сопереживанию.
- Тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Несмотря на то, что воспитательные функции семьи и дошкольной образовательной организации различны, для всестороннего полного развития необходимо личностно — ориентированное взаимодействия этих социальных институтов.
Таким образом, в современном обществе, для возрождения и поддержания духовно-нравственных ценностей и ориентиров детей дошкольного возраста необходима консолидация социальных институтов, оказывающих непосредственное влияние на развитие и воспитание ребенка.
Самое время вспомнить слова К. Д. Ушинского: «…Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнения головы познаниями».
Литература:
- Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций. //ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА. Научно-методический журнал. 2017, № 1 — с.96–97.
- Бородина О. В. Роль семейных традиций в духовном воспитании детей дошкольного возраста. //Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы городской научно-практической конференции (16 апреля 2015 г.) /Отв. Ред. Т. А. Семенова —М.: Издательство «Спутник+» 2015. —с.185–186.
- Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2013, — 360.