В правовой науке отсутствует единое понятие правотворчества.
С позиции общественного содержания правотворческая деятельность представляет собой реализацию потребности в упорядочении отношений между отдельными людьми и социальными группами. Правотворчество придает этому процессу юридическую форму. Со своей стороны оно определяется общезначимыми интересами. Поэтому цель правотворческой работы составляет достижение известного блага либо предупреждение определенного зла [1].
Практика показывает, что условия жизни общества во многом зависят от содержания правовых норм. Вследствие этого поступательное общественное развитие вызывает необходимость установления надлежащих юридических правил поведения индивидуумов и их объединений.
В последние годы возрастает значение теории устойчивого развития общества, воплощение которой требует создания, в том числе, правовых условий. При этом потребности различных социальных групп существенно отличаются друг от друга. Разнонаправленность их неизбежно порождают противоречия. Потому развитие общества сопровождается столкновением интересов, которое нарушает его равновесие.
Между тем придание социальным процессам устойчивости основывается на объективном стремлении общества к самосохранению.
Такое положение обеспечивается развитием социальных отношений и институтов. Совершенствование их должно быть постоянным, иначе общество окажется в состоянии застоя. Тем самым прогрессивное развитие является необходимым условием нормальной жизни людей. Одновременно самоорганизация представляет собой важнейшую общественную потребность.
Правотворчество служит действенным средством упорядочения социальной жизни и способно придать устойчивость общественной системе.
Создание правового государства усиливает вовлечение в правоотношения субъектов с различными интересами. В этой ситуации возрастает необходимость более широкого использования правовых мер воздействия на поведение личности.
При этом правообразующий интерес является выражением общего интереса всех субъектов в регулируемой сфере общественных отношений, сформированного на основе одинаково справедливой для всех общеправовой позиции [2].
С этой точки зрения правотворчество позволяет увязать правовое предписание и его назначение достижение блага наибольшего количества людей [3].
Поэтому правотворческая деятельность выступает в качестве основы всех условий развития общества, так как без юридической регламентации социальных процессов невозможно их движение к более совершенному состоянию. Оно является одним из основных направлений социальной деятельности [4]
Нужно отметить и то, что правотворчество имеет своим объектом наиболее важные общественные отношения. Поэтому выявление общезначимых интересов одновременно предполагает осознание необходимости их правового регулирования. Общие интересы включают необходимость упорядочения общественного отношения в предмет юридического регулирования [5].
Притом правотворчество наделяет социальные нормы общеобязательностью путем придания им возможности принудительного исполнения с помощью государства [6]. Правотворческая деятельность — это форма реализации процесса создания права, так как нормы становятся правовыми не потому, что явились результатом правотворческой деятельности, а вследствие обеспечения их исполнения принудительной силой государства [7].
Важно сказать о марксистско-ленинском понимании правотворчества как возведении в закон государственной воли, выражающей интересы экономически господствующего класса. В таком восприятии оно характеризовалось в качестве объективно обусловленной, завершающей процесс формирования права государственной деятельности, в результате которой такая воля преобразуется в юридические нормы. Правотворчество выступает в качестве конститутивной' стадии правообразования, так как государственная воля обретает свойства права, становится общеобязательными нормативными предписаниями, поддерживаемыми силой государственного принуждения.
Однако следует заметить, что правовое государство основывается не на преобладании классовых потребностей, а на необходимости согласования их с интересами других социальных групп. Право является способом разрешения общественных противоречий, а не средство преодоления различий в потребностях путем насильственного придания им единообразия [8].
В условиях правового государства правотворчество не может рассматриваться как воплощение государственной воли. Право становится продуктом общества, в котором государство контролируется им и представляет собой его политический институт. При этом правотворчество является целенаправленной деятельностью самого общества по установлению общеобязательных правил поведения и, одновременно, наиболее важной и действенной, правовой формой работы государства по возведению воли народа в закон.
Формально-юридический подход к правотворчеству включает в него процесс, способы и формы, перевода социальных норм в позитивное право.
При этом правотворчество является; организационно-правовой' формой деятельности субъектов непосредственного народовластия [9].
Со своей стороны государство в процессе правотворчества отбирает сложившиеся и создает новые правила поведения, придает им абстрактный и формально определенный вид. Таким способом формируется полная; непротиворечивая и соподчиненная система нормативных правовых актов.
Потому в современной правовой науке распространено представление о правотворчестве как деятельности государства и его органов по выявлению потребности в правовом регулировании общественных отношений и созданию на этой основе новых правовых норм, замене и отмене действующих [10].
В целом правотворчество может быть определено как формирование полной, непротиворечивой и соподчиненной согласно Конституции Российской Федерации системы позитивного права. Такая функция реализуется путем непосредственного волеизъявления народа и местных сообществ граждан, а также деятельности уполномоченных органов государства и местного самоуправления (с участием основных институтов гражданского общества) по выявлению потребности в правовом регулировании общественных отношений, установлению процедур, разработке и принятию в соответствии с ними нормативных правовых актов, а при необходимости их корректировке после издания.
Добавим, что в юридической науке выделяют понятие «законотворчество». Причем правотворчество представляет собой деятельность всех уполномоченных органов, государства по подготовке и изданию правовых актов. Законотворчество является созданием и принятием, исключительно законов органами законодательной власти.
Наряду с этим используется термин «подзаконное правотворчество», которым обозначают подготовку и принятие иных, помимо законов, нормативных правовых актов. Исключение делается для указов Президента Российской Федерации исходя из самостоятельности его власти [11].
Заметим также, что наравне с понятием «правотворчество» применяются термины «правотворческий процесс» и «правотворческая деятельность» [12].
Важным признаком правотворчества является выполнение такой работы на основе определенных принципов, к числу которых относятся законность, научность, профессионализм, оперативность, планирование.
Повышенное значение имеет профессионализм субъектов правотворческого процесса.
Одновременно планирование правотворческой работы должно иметь не только краткосрочный, но и долговременный характер с учетом стратегических задач общества государства.
Не меньшую роль играет оперативность правотворчества, позволяющая, своевременно обеспечить. необходимое правовое регулирование общественных отношений.
Следует обратить внимание на то, что правотворчество является одним из признаков государственной власти. При этом оно определяется Конституцией Российской Федерации, в которой устанавливается, какие правовые акты принимают различные органы, государства, их наименования, юридическая сила и процедуры принятия [13].
Литература:
- Ветютпев Ю Ю. Роль социальных интересов в реализации объективных закономерностей права. Актуальные проблемы юридической науки и практики. Тамбов, 2006. С. 77.
- Лапаева В. В. Социология права. M., 2007. С. 146.
- Буцковский H. A. Очерки судебных порядков по уставам 20 ноября 1864 года. СПб, 1874. С. 97.
- Теория государства и права / под ред. A. B. Венгерова. — M.: Юриспруденция, 1999. С 365.
- Степанян В. В. Значимые для правотворчества интересы и их отражение в советском праве // Сов. государство и право. 1977. № 2. С. 194.
- Нерсесянц B. C. Правовой закон и правовая законность. Правотворчество и законность. М.: Росс. прав, академия, 1999. С. 74.
- ШебановА. Ф. Форма советского права. М., 1968. С. 69.
- Чуршов A. B., Гущин В 3. Правозащитные функции прокуратуры в постсоцналистическом государстве //
- Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право 2001. № 2 С 77.
- См.: Правотворчество в СССР / под ред. проф. A. B. Мицкевича. М., 1974. С. 29; Ковачев Д. Л. Механизм правотворчества социалистического государства. М., 1977. С. 17; Научные основы советского правотворчества / отв. ред. д.ю.н., проф. P. O. Халфина. М., 1981. С. 17; Бабаев В.К Правотворчество. Общая теория права. Н. Новгород, 1993. С. 304; Комаров С. А. Общая теория государства и права. М., 1995. С. 161–172; Хропанюк В. Н. Теория государства и права / под ред. проф. В. Г. Стрекозова. M., 1995. С.. 240; Общая теория права / под ред. A. C. Пиголкина. М., 1996; Назаренко Г. В. Теория государства и права. М., 1998; Григонис Э. П. Теория государства и права. — СПб: Питер, 2002. С. 137; Бобылев А. И. Вопросы теории правотворчества / Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики // Право и политика. 2010. № 10.
- Минниахметов Р. Г., Файзуллин Г. Г. Правотворческая и правоприменительная деятельность в Российской Федерации: вопросы теории и практики // Право и политика. 2012. № 9.
- Новикова ТВ. Демократизация правотворчества. Государство и право на рубеже веков: материалы Всероссийской конференции / Проблемы теории и истории. М., 2001. С. 57.
- Фарбер И. Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. 2. Саратов, 1968; Козлова ЕЖ, Кутафин O. E. Конституционное право России. М.: Юристь, 2006.