Имя выдающего импресарио Сергей Павлович Дягилева навсегда вошло в историю русской культуры начала XX века. Благодаря его стараниям во Франции в Париже сначала прошел оперный сезон (1908), а после балетный сезон (1909). Успех «балетного сезона» показал, что русское искусство востребовано за рубежом. С этих пор «дягилевские сезоны» в Европе стали регулярными. Тремя центрами, где Дягилев показывал свои постановки, были Париж, Лондон и Монте-Карло. Выбор Великобритании для показа новых достижений русского музыкального и хореографического искусства был не случаен. Англия на рубеже XIX — XX веков была одним из признанных центров европейской культуры.
Целью нашего исследования является охарактеризовать ту роль, которую сыграл С. П. Дягилев в популяризации русского искусства в Великобритании преддверие Первой мировой войны. Задачами исследования являлось изучить причины распространения русского оперного и балетного искусства в Англии в начале XX века, и их роль для развития дальнейшего культурного сотрудничества между двумя странами в последующий период. Как указывает, советский исследователь балета Н. С. Рославлева со второй половины XIX века английский балет находился в состоянии кризиса. На сценах больших лондонских театров, таких как Ковент Гарден, Кингс-театр и др., стали преобладать оперные постановки. Балет перестал привлекать внимание английской публики и стал уделом мьюзик-холлов, которые с невероятной быстротой начинают возникать в Великобритании в конце XIX столетия. Художественный уровень английских балетных постановок рубежа веков был невысок, почти все мужские роли исполняли женщины. В Англии отсутствовала профессиональная база подготовки балетных артистов, так, крупнейшей английской балетной «звездой» рассматриваемого периода являлась датская балерина Аделина Жэне [3]. Между тем русский балет в начале XX века вступил в эпоху подъёма и занял ведущее место в мире. При этом наряду с академизмом, развивался новаторский, реформаторский балет.
После триумфа первого балетного сезона в Париже, Дягилев стал получать первые предложения от английских импресарио. Как показывает исследование, в период с 1911 по 1914 год на английской земле прошло шесть дягилевских сезонов [2, С.26–27]. Инициаторами сезонов с британской стороны выступали английские магнаты Томас и Джозеф Бичемы, а также фрейлина английской королевы Александры, маркиза Де Грей Рипон. Первый русский сезон начался 26 июня 1911 года. Англичанам были показаны балеты «Павильон Армиды», «Сильфиды», «Карнавал», «Призрак розы». Вызвали скандал и были не поняты английской аристократией балеты «Шехерезада» и «Половецкие пляски» из «Князя Игоря». В целом «первый дягилевский сезон» в Великобритании прошел успешно, об этом свидетельствует то, что в этом же году в октябре состоялся второй сезон. В нем приняли участие две выдающиеся русские балерины — Матильда Кшесинская и Анна Павлова. Кшесинская, как свидетельствуют вырезки из английских газет, имела несомненный успех в двух классических постановках на музыку П. И. Чайковского в «Лебедином озере» и «Спящей красавице». А.Павлова и ее партнер В.Нижинский имели триумф в «Жизели». Третий дягилевский сезон в Лондоне прошел в июне — июле 1912 года. На суд английской публике были представлены три новых балетных постановки «Жар-птица», «Тамара», «Нарцисс». Наибольший успех имела Т.Карсавина, исполнившая главную роль в «Жар-птице» на музыку И.Стравинского. В 1913 году прошло сразу два сезона, один начался в феврале и длился около двух недель. Были представлены новые постановки «Послеполуденный отдых фавна» (музыка К.Дебюсси), «Петрушка» (И.Стравинского), «Голубой бог» (Р.Гана). С 17 по 25 июля 1913 года прошел очередной «русский сезон», наиболее англичанам понравился «Послеполуденный отдых фавна», все остальные постановки В.Нижиснкого, как хореографа вызывали интерес, но особого успеха не имели. 30 мая 1914 года в Лондоне прошел шестой сезон, он начался оперой «Князь Игорь» А. П. Бородина, главные партии — роль хана Кончака и Владимира Галицкого исполнял Ф.Шаляпин. Кроме того, были показаны оперы «Борис Годунов», «Хованщина М. П. Мусоргского, «Иван Грозный», «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, «Золотой петушок» И. Ф. Стравинского. Сам Ф.Шаляпин, оценивая результаты первого русского оперного сезона в Англии, писал одному из друзей: «Ну, что тебе сказать о сезоне?! 5+++++ вот отметка за все спектакли». Среди балетных постановок успех имела «Легенда об Иосифе», главную роль в котором исполнил восходящая звезда русского балета Л. Ф. Мясин.
С началом Первой мировой войны «дягилевские сезоны» были прерваны, но они оказали роль на формирование позитивного имиджа нашей страны у англичан. Последние через призму «дягилевских сезонов» ознакомились с передовыми достижениями русской культуры XIX: музыкой А. П. Бородина («Князь Игорь»), М. А. Балакирева («Тамара»), И. Ф. Стравинского («Жар-птица», «Петрушка»), Н. Н. Черепнина («Павильон Армиды», «Нарцисс), П. И. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), Н. А. Римского-Корсакова («Шехерезада», «Золотой петушок»). В оформлении «дягилевских сезонов» приняли участие выдающиеся русские художники А. Н. Бенуа, Л. Б. Бакст, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, Б. И. Анисфельд, М. В. Добужинский. Особый успех у англичан имел русский художник Л.Бакст, о нем стали писать и издавать целые книги. «Русские сезоны» в Великобритании заставили британцев по-новому взглянуть на такое вид искусства, как балет. Под влияние выступлений труппы Дягилева и выступлений в мьюзик- холлах отдельных балерин, танцовщиков в Англии в начале XX столетия стала складываться собственная национальная балетная школа. «Русские сезоны» в Англии, как средство формирования позитивного имиджа нашей страны возрождены и проходят на британской земле ежегодно.
Литература:
- Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909–1929. М.: Режиссер. Артист. Театр, 1993. 382 с.
- Долгова В. Н. «Русские сезоны в Англии»: неизвестные страницы // Ученые записки орловского государственного университета. 2017. № 2(75). С.26–30.
- РГАЛИ. Ф.2966. Оп.1.Ед.хр.13.