На основе проведенного анализа почвы Оренбургской области получена картина распределения железа. Выявлена общая закономерность пространственного распределения железа на территории. А также влияние кислотности почвы на растительный мир.
Ключевые слова: pH, тяжелые металлы, почва
Актуальность. Среднее содержание железа в почвах составляет 3,8 %. В составе почв в зависимости от кислотно-основных и окислительно-восстановительных условий железо может присутствовать в степени окисления +3 и +2. Принципиально возможно определение количества Fe(III) и количества Fe(II) в почвах, но, как правило, при проведении валового анализа определяют общее содержание железа в почвах. А. А. Роде (1971) считал существенным недостатком исследований элементного состава почв отсутствие сведений о содержании Fe(III) и Fe(II) в почвах. Введение в практику валового анализа почв определения Fe(II) позволило бы выявить и количественно оценить особенности гидроморфного почвообразования [3]. Этот элемент присутствует в почве в составе как первичных, так и вторичных минералов, являясь компонентом магнетика, гематита, титаномагнетита, глауконита, роговых обманок, пироксенов, биотитов, хлоритов, глинистых минералов, минералов группы оксида железа. Много в почвах содержится и аморфных соединений железа, особенно разнообразных гидроксилов (гетит, гидрогетит и др.). Общее содержание в почве Fe2O3 колеблется в очень широких пределах (в %): от 0,5–1,0 в кварцево-песчаных почвах и 3–5 в почвах на лессах, до 8–10 в почвах на элювии плотных ферромагнезиальных пород и до 20–50 в ферраллитных почвах и латеритах тропиков. В почвах также часто наблюдаются железистые конкреции и прослои [1]. Показатель pH дает представление об уровне возможного содержания ионов водорода в почвенной смеси. Если pH равен 7.0- почва считается нейтральной, при более низком показателе — кислой, при более высоком — щелочной. В течение жизни растения кислотность почвенной смеси, в которой оно растет, изменяется. Изменения кислотности в почвенной смеси по-разному влияет на доступность для растения макро и микроэлементов [2].
Цель работы: определение содержание pH и железа в почве Оренбурга и Оренбургской области в 2017 году.
Материалы и методика исследования. Пробоотбор для определения содержания железа в почве проводилось на территории г. Оренбурга и Оренбургской области с мая по июнь 2017 года. Лабораторные исследования проводились в ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ» межкафедральная комплексная аналитическая лаборатория. В почве определили содержание железа методом пламенной атомно-абсорбционной спектрофотометрии в соответствии с ПНДФ 14.1:2.214–06. Исследование выполняли на атомно-абсорбционном спектрофотометре «Спектор 5». Так же были произведены химические исследования по методике определения ионов железа Fe3+.,pH определяли на приборе pH-иономер.
Результаты исследования.
Рис. 1. Содержание железа в районах Оренбургской области
Содержание железа в районах Оренбургской области находилось в некоторых районах Оренбургской области выше предельно-допустимой концентрации особенно в Новосергеевском районе, а также высокое содержание было в районе Сакмара что составило 5,0мг/кг.
Рис. 2. pH почвы Оренбургской области
Показатели pH почвы находились в пределах от 6–7,5, что соответствует ПОК.
Вывод. Таким образом, проанализировав содержание железа в различных районах Оренбургской области установлено, что основная часть территории характеризуется относительно небольшим содержание железа в почвах. Наибольшую опасность с точки зрения загрязнения почв и растений тяжелым металлам представляют территории прилегающие к крупным городам, промышленным объектам и автомагистралями
Литература:
- Добровольский В. В. Роль органического вещества почв миграции тяжелых металлов Н Природа 2004. № 7.С.35–39.
- Гречкина В.В, Жуков А. П. Распределение загрязнения тяжелыми металлами в снежном покрове г. Оренбурга //Оренбургского государственного аграрного университета. Оренбург. № 2(52).2015.С.159–160.
- Химический анализ почв: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Почвоведение»: рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации /Воробьева Л. А.-Москва: Издательство Московского университета, 1998. С.271.