В условиях информационного общества на формирование культуры речи молодежи огромное влияние оказывает медийное пространство
Если до 2000-х годов основным источником знаний по лингвистике и литературе выступали учебники и классические «бумажные» энциклопедии, словари и справочники, то с экспансией сети Интернет, повсеместном внедрении спутникового многоканального телевидения, расширением радиовещания у учащихся старших классов и академических лицеев появились дополнительные возможности быстрого, даже моментального, доступа к огромному числу источников информации.
В таких условиях важными становится формирование адекватного восприятия учащимися сведений, умение отделять «правильную» информацию от искаженной, ненормативной, заведомо ложной.
Преподаватель с «классическими» утвержденными учебниками должен встроиться в медиапространство учащегося и исполнять роль наставника, помогающего ученику грамотно воспринимать, классифицировать и применять информацию, полученную из медиаисточников.
Выдающийся итальянский медиадеятель Дж. Кьеза утверждал: «Факты не более, чем фон, главное- комментарий». [3] то есть задача учителя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы направить учеников, научить грамотно и научно обоснованно интерпретировать медиаинформацию.
В процессе преподавания культуры речи на начальном этапе учащимся прежде всего нужно осознать аксиому: существует огромное количество источников информации, содержание в которых может совпадать, расходиться в нескольких аспектах или даже быть диаметрально противоположным по отношению к другим источникам по этой теме.
Далее следует разобраться в причинах возникновения подобных явлений относительно нормы.
К. Горбачевич считает, что языковая норма — это «центральное понятие о правильности речи и о её культуре. Норма литературного языка — это социально одобряемое правило, объективированное реальной речевой практикой, правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей, учёных, образованной части общества». [1]
По определению Грекова В. Ф., «Нормы — это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей». [2]
Ожегов С. И. определяет норму как «совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих». [5]
Проблема в том, что расширение медиапространства старшеклассников и учащихся академических лицеев делает число «сосуществующих» языковых элементов огромным. И в этом случае качество современных языковых элементов прямо пропорционально снижается по отношению к количеству.
Помимо этого, традиционный вербальный компонент в медиатексте может дополняться слайдами с видеорядом, закадровой устной речью, анимацией, музыкальным сопровождением. Все это позволяет создателям текстов в медиапространстве сделать любой текст многозначным и управляемым. Текст и видеоряд могут дополнять друг друга, усиливая восприятие однородной информации, а могут, наоборот, нести противоположную информацию, создавать несоответствия, негативно действующие на восприятие, способствующие возникновению диссоциативного компонента. Таким образом, ученик не получает четко структурированный однонаправленный поток информации, а сталкивается с дополнительной проблемой интерпретации медийного дискурса относительно речевой нормы.
Если обобщить рассмотренные объекты и определить, что под культурой речи следует понимать соблюдение законов логики и норм литературного языка, то понятию логичности речи в условиях экспансии масс-медиа коммуникации следует уделять пристальное внимание.
Многолетние исследования выявили такие общеизвестные факторы влияния на культуру речи учащихся, как речевое общение с взрослыми, речевое общение со сверстниками, обучение в школе и лицее, образцовая речь преподавателя, чтение художественной литературы, уроки грамматики и правописания, занятия по развитию речи, просмотр телепередач.
В современном мире произошло перераспределение этих влияющих факторов на формирование культуры речи учащихся. На первое место уверенно вышли медийные источники. Распределим их по убыванию степени значимости:
‒ Интернет, включающий не только образовательные сайты и виртуальные библиотеки, но и соцсети, блоги, форумы.
‒ Телевидение.
‒ Пресса, представленная в разных форматах.
‒ Кино.
‒ Радио.
Тенденцию к завоеванию ведущих позиций в формировании культуры речи и культуры в целом массмедиа предвидел еще в семидесятые годы ХХ века социолог А.Моль, Он писал: «Для рядового человека гораздо большее значение имеет не сумма знаний, полученных в семье, школе и колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или кино, прочтет в афише или газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями» [4]. Современные преподаватели становятся свидетелями этого процесса в среде учащихся старших классов и академических лицеев. Этот процесс не мог не отразиться на формировании культуры речи учащихся и на методике преподавания культуры речи. Задача современного педагога — научить учеников ориентироваться в медиапространстве и, встроившись в медиасреду, выполнять роль наставника, ориентирующего обучаемых на соблюдение норм культуры речи.
Литература:
- Греков В. Ф.. Русский язык. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, JL А. Чешко.
- Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.
- Кьеза Д. Со стороны виднее // Новая газета № 11, 1997
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973
- Правильность русской речи: Словарь-справочник /Под ред. С. И. Ожегова. М., 1965.