В статье даётся теоретическое обоснование организации досуговой деятельности кадет. Представлены современные воззрения на принципы культурно-досуговой деятельности кадет.
Вопросам воспитательной работы обучающихся в военных учебных заведениях нашей страны и их досуговой деятельности посвящены различные монографические, учебно-методические и периодические работы [1, 3, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17].
Досуг — деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг — деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.
В свободное время кадеты занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет кадетам восстанавливать свои физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия [6].
Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития кадет. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств.
Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие кадета, его удовлетворенность своим свободным временем [16, 17].
Культурно-досуговая деятельность кадета связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от кадета активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению. Вместе с тем важно отметить, что большинство кадет предпочитают проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных программ, большинство из них не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимися возможностями для проведения интересного, содержательного и познавательного досуга и, в конечном итоге, не формируют культуру здоровья [5]. Кадет часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания.
М. Б. Зацепина [8, 9] выделяет три типа отношения к организации досуга: первый — полное безразличие, т. е. педагогическая безнадзорность; второй — излишняя заорганизованность, когда кадету не предоставляется право выбора. И третий тип руководства — это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.
В последнем случае необходимо воспитателям сосредоточивать своё внимание на формировании у кадет интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности [10].
Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов [11, 19].
Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной кадету при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.
Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у кадет связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих возрастных духовных, физических и познавательных потребностей [4]. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга кадет [19].
Когда какая-нибудь деятельность перестаёт вызывать интерес, кадет отказывается её выполнять. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления интереса или создавать новый интерес, новую направленность культурно-досуговой деятельности [18].
Досуг кадет также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности кадет:
- Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех кадет в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей, их досуговых запросов и интересов.
- Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность –сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности.
Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами досуга, с другой.
- Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания кадет при обеспечении их досуга.
- Принцип систематичности и целенаправленности в организации досуга –целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг кадет. Семья, училище, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.
- Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех воспитателей на передачу кадетам социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии.
- Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т. к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.
Досуг кадет должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник [2].
Литература:
- Алехин И. А. Педагогика. — Монино: ВВА им. Ю. А. Гагарина, 2004. — 168 с.
- Алиева Л. В. Досуговая деятельность ребенка — субъект воспитания. Теория, история, практика. — М.: Макс — Пресс, 2012.
- Барабанщиков А. В. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие. –М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
- Бахтин Ю. К., Толпова Р. С. Пути профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования личности // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3. — С. 35–38.
- Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы, 2015. — № 5. — С. 20–22.
- Башлаков А. А. Военная педагогика. — М.: Красная звезда, 2008. — 504 с.
- Воспитательная работа: содержание, организации, методика; под общей редакцией Н. И. Резника. — М.: Телисс, 2002. — 94 с.
- Зацепина М. Б. Культура досуга в семье //Современное дошкольное образование. Теория и практика, 2008. — № 2. — С. 74–82.
- Зацепина М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. — М., 2004.
- Исаева И. Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие. — Москва: Флинта, 2010. –200 с.
- Макаров А. А. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников // Молодой ученый. — 2014. — № 9. — С. 496–498.
- Мищенко И. Е. Проблема профилактики девиантного поведения курсантов в среде современного военного вуза // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 254–256.
- Мищенко И. Е. Реализация потребностей курсантов в культурно-досуговой деятельности как аспект профилактики девиантного поведения // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 150–152.
- Мищенко И. Е. Роль рекреационной функции культурно-досуговой работы в профилактике девиантного поведения курсантов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы современного образования» Ч. III. ‒ М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», 2015. ‒ С. 53–55.
- Полищук И. П. Профилактика отклоняющегося поведения курсантов военного вуза как социально-педагогическая проблема // Вестник Костромского Государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Серия: педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — Кострома: Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова, 2007. — С. 110–114.
- Резник Н. И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.– М.: ГУВР, 2005. — 344 с.
- Резник Н. И. Теория и практика воспитания военнослужащих. — М.: ГУВР, 2005. –342 с.
- Современные теоретические подходы к проблеме организации досуга детей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.allbest.ru/referat
- Хасенгалиев А. Л. Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2011). Т. I. –Пермь: Меркурий, 2011. — С. 208–212.