В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развития обучающегося. Педагог может снабдить результативное формирование творческих возможностей школьников, которое считается полноценным элементом воспитательного и образовательного процесса в школе.
Проанализировано понятие творческой активности рассмотрены проблемы формирования творческой активности обучающихся в ходе изучения композиции на занятиях художественной деятельностью, показана в образовательной программе дополнительного образования школьника, ее специфика (художественно-эстетическая устремленность, вариативность).
Ключевые слова: активность, творчество, станковая композиция, программа дополнительного образования, творческий потенциал
В настоящее время вопрос развития и формирования творческой активности, обучающихся один из важных в педагогической науке. Она сопряжена с необходимостью современного общества в личности умственно и творчески развитой, которая способна к преображению окружающей реальности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Активность в творческой сфере личности представляет собой качество, которое основывается на внутренней необходимости в познании и проявляется в результативной деятельности [6, c. 78].
Таким образом, заказ общества на творческую личность, деятельно участвующую в случающихся в стране преобразованиях, определяет потребность в вырабатывание принципиально новых подходов к исполнению воспитательно-образовательного процесса, содействующего развитию, формированию и совершенствованию творческих возможностей, обучающихся среднего школьного возраста [8, c. 34].
Важным в развитии и формировании личностных качеств считается концепция дополнительного образования. Характерными качествами педагогики дополнительного образования в отличие от основного школьного считаются, прежде всего: во-первых, формирование обстоятельств для свободного подбора каждым школьником образовательной сферы, направленности и типа деятельности, профиля проекта и времени ее освоения, педагога; во-вторых, разнообразие типов деятельности, удовлетворяющей самые многообразных интересов, склонности и нужды школьника; в-третьих, ориентированный на личность характер хода образовательного процесса; в-четвертых, формирование «ситуации успеха» для каждого школьника; в-пятых, признание за школьников права на выбор и пересмотр потенциала в самоопределении при выборе деятельности.
Изучению этой проблемы посвящены труды В. Н. Банникова, Н. В. Гросул, В. А. Горского, Л. Г. Савенковой, А. С. Хворостова, Л. В. Школяр и др. В современных обстоятельствах в концепции дополнительного образования особенное внимание уделяется воспитанию художественного и эстетического потенциала подрастающего поколения. Существенным элементом подобного воспитания считается активность творчества школьников [11, c. 298].
Акцентируя внимание на внутренней возможности личности к творческой деятельности А. Г. Асмолов, Д. Н. Богоявленский, А. И. Крупнов, В. А. Крутецкий, В. Д. Небылицин указывают об «активности» как черте личности, которая определяет «внутреннюю потребность, установку индивида к действенному освоению внешней реальности». Для того чтобы активность получила свою «независимую ценность», т. е. сложилась как черта личности, нужно установленным способом образовать саму деятельность, придав ей творческий характер [10, с. 121].
Подходы к художественному созданию творческой активности в ходе различных типов художественных занятий проанализированы в работах М. И. Фроловой, Л. В. Мальцевой, Н. В. Выдриной, Н. А. Зинченко). В концепции общеобразовательной школы данной проблеме посвящены проекты образования по художественному искусству: Изобразительное искусство и художественный труд.1–9 класс» (под рук. Б. М. Неменского), «Изобразительное искусство. 1–9 класс» (под редакцией В. С. Кузин и др.), «Изобразительное искусство. 5–9 класс» (под руководством Т. Я. Шпикаловой). Данной теме уделяется значительное внимание в программно-методической поддержки художественно-эстетического и культурологического течений концепции дополнительного образования.
Основной задачей художественного образования считается сохранение традиций русской академической школы и знакомство с ее базовыми принципами в детских школах искусств. Станковая композиция считается основным предметом в течение всего курса обучения в ДХШ. От правильно избранной методики преподавания композиции зависит успех обучения школьников изобразительному искусству и подготовки их к последующему поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Значение этого предмета сложно переоценить. Он дает возможность развивать творческое мировоззрение и формирует образное мышление, содействует раскрытию и формированию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и формированию их художественного вкуса. Станковая композиция — предмет весьма сложный для освоения, потому в ходе обучения детей и подростков в особенности значительна роль педагога — его грамотность, умение заинтересовать обучающихся и донести до них важность знания основ композиции в их дальнейшей творческой жизни. Подобное лидерство, безусловно, предполагает постоянное самообразование и творческую деятельность самого педагога над совершенствованием методики и своих профессиональных компетенций [9].
В основание нашего изучения находится гипотеза о том, что развитие активности творчества, учащихся на занятиях по композиции будет успешным, если [1, c. 168]:
‒ творческая активность, как активность особенного рода по исполнению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено — художественное произведение, выступает педагогическим средством организации художественно-творческой активности учеников на занятиях по художественному искусству;
‒ применяется организованная система занятий вырабатывания творческой активности в течение обучения художественному искусству, которая включает поэтапную систему его формирования и соответственные каждому этапу технологии.
‒ внедрятся в образовательный процесс внеурочная программа, с помещением музеев города, мастерских художников, мастер-классов, музейных крестов, творческих выставок, театров живописи и. т.д.
‒ программа вариативная, комплексная, содержит в себе занятия по современным типам художественного искусства, таким как коллаж, витраж, декупаж, батик, мозаика, пэчворк, линогравюра, силуэтное вырезание, вышивка и т. д.
Большой возможностью в этой сфере обладает, по нашему мнению, художественная школа. Базируясь на своем опыте и анализируя включение обучающихся в активную творческую деятельность, мы обозначили следующие педагогические критерии развития способностей творчества учеников школьного возраста в рамках дополнительного образования [4, c. 343]:
‒ поэтапный характер организации воспитания способностей творчества учеников в условиях художественной школы, гарантирующий продуктивность деятельности творчества школьников и их умственного формирования;
‒ разумное соединение разных организационных форм творческой деятельности, стимулирующее формирование коммуникативно-творческих умений и навыков обучающихся, а также навыков самоуправления и саморегуляции;
‒ снабжение вариативности и возможности выбора учениками направлений, форм и методов реализации деятельности творчества в соответствии с их интересами и нуждам, содействующее формированию их творческой активности и самостоятельности.
Мы полагаем, что выделенные педагогические условия не только гарантируют адекватный уровень сформированности творческих возможностей обучающихся, но и будут содействовать достижению более значительной степени формирования их личности по сопоставлению с другими учениками.
В процессе изучения на базе теоретического исследования нами было уточнено содержание термина «творческая активность», проанализированы занятия художественных искусством как средство формирования художественно-творческой активности учеников. Определены педагогические возможности занятий по композиции и аргументирована их роль в формировании творческой активности учеников на занятиях в концепции дополнительного образования [3, c. 112].
Занятия по композиции обращены на формирование у обучающихся самостоятельных художественных замыслов, которые возникают в ходе деятельности с разными материалами, притом материал со свойственными ему свойствами считается отправной точкой для формирования художественной идеи.
Знакомство со средствами выражения и языком образов художественного искусства содействуют проявлению у школьников неординарных разновидностей композиций. Условность языка станковой композиции учитывается в курсе подготовительных заданий — упражнений, обращенных на решение проблемных ситуаций, на деятельность с заданиями, отправными формами, которые дают возможность помочь в выполнении изображения, непременным условием считается выработка и формирование эскиза работы.
Педагогическими условиями успешного преподавания станковой композиции считаются [5, c. 21]:
‒ выход за границы одного вида искусства;
‒ активное подключение в классические формы обучения современных, игровых и проектных средств деятельности;
‒ перенесение акцента с исследования «памятников искусства» на активность творческой сферы самих школьников;
‒ обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.
Образующие оценки работ: первое — талантливость к овладению материалом (стремительное получение нужных навыков в деятельности с материалом, наблюдательность); второе — художественный вкус; активность в решении определенной задачи; третье — установление новых приемов решений, комбинаций (активность, самостоятельность, инициативность); пятое — демонстрация эмоционально-волевой сферы личности в деятельности (аккуратность).
Критерии нахождения интереса можно подразделить на две группы: процессуальную и результативную. Процессуальная группа критериев дает возможность установить интерес в ходе работы. Это подобные критерии, как [2, c. 67]: эмоциональная чувствительность; художественная проницательность, активность подключения в работу; отношение к поиску и исследованию; отношение к сложностям, появившимся в ходе работы; продолжительность хода работы.
Формирование творческих способностей идет в течение индивидуальной жизни, а среда и воспитание их функционально развивают. В то же время применение проектной деятельности может существенно увеличить творческую активность учеников, привить интерес к творческому поиску, сформировать навыки созидания и самореализации. Проектная деятельность занимает особенное место в формировании творческих способностей. Ей свойственны компоненты творчества и новизны. В процессе планирования и исполнения, систематически усложняющихся проектов формируются логическое мышление, воображение, развивается интерес к труду, нарабатывается творческий опыт.
Таким образом, композиция считается основным предметом на протяжении всего курса обучения в Детской художественной школе, потому, что как раз данный предмет непосредственным образом должен влиять на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, т. е. формировать то, без чего не может состояться художник. Она помогает развитию творческого мировоззрения и формирует художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, содействует раскрытию и формированию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и формированию их художественного видения, что считается главными задачами обучения [9].
В течении одного и того же процесса обучения у одних людей развивается шаблонное мышление, а у остальных вырабатывается индивидуальный творческий стиль мыслительной деятельности. Потому для педагога в первую очередь нужно вовремя обнаружить и сформировать творческие способности личности каждого учащегося.
В процессе ведения работы над композицией у преподавателя должен быть постоянный контакт с учащимися. Учащиеся должны уметь анализировать работы мастеров и своих одноклассников, учиться друг у друга. Необходимо проведение индивидуальных консультаций и коллективных обсуждений композиционных работ. Практика показывает особенную значительность последовательного ведения работы над композицией. При твердом, но в то же время тактичном преподавательском контроле соблюдения всех этапов деятельности и сроков их выполнения, обучающийся неизбежно достигает позитивного результата, вследствие чего в итоге работы у ученика появляется чувство удовлетворения, желание развиваться и совершенствоваться.
Литература:
- Батаева Л. А. Проблема развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе освоения искусства силуэта [Текст] / Л. А. Батаева // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 4. — С. 168–172.
- Бенин, В. Л. Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры [Текст] / В. Л. Бенин, Д. С. Василина. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. — 152 с.
- Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах [Текст] / Н. С. Боголюбов. — М.: Академия, 2011. — 240 с.
- Гребенщиков Е. Ф. Педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся художественно-строительного лицея [Текст] / Е. Ф. Гребенщиков // Вестник ТГПИ. — 2012. — № 5. — С. 343–351.
- Замалетдинова З. И. Основы формирования творческих способностей [Текст] / З. И. Замалетдинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 21–25.
- Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства [Текст]: учеб пособие / Л. А. Ивахнова. — 3-е издание, перераб. и доп. — Омск: изд-во ОмГПУ, 2013. — 116 с.
- Ковальчук Н. А. Композиция. Художественные средства [Текст] / Н. А. Ковальчук. — М.: Форум, 2012. — 19 c.
- Петрова Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 4. — С. 34–37.
- Пьянков И. А. Методика преподавания станковой композиции в детской школе искусств [Текст] / И. А. Пьянков. [Электронный ресурс]. URL: http://pionerart.ru/content/files/izo_pyankov_ekaterinburg_shu.pdf (Дата обращения: 27.05.2017)
- Цыренова Т. Л. Развитие творческих способностей школьников как значимый результат образовательной деятельности [Текст] / Т. Л. Цыренова // Вестник бурятского государственного университета. — 2012. — № 1. — С.121–126.
- Чурекова Т. М. Некоторые особенности формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиаобразования [Текст] / Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 4. — С. 298–308.