Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (173) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 26.09.2017

Статья просмотрена: 2020 раз

Библиографическое описание:

Терскова, А. В. Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах / А. В. Терскова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 39 (173). — С. 106-109. — URL: https://moluch.ru/archive/173/45733/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развития обучающегося. Педагог может снабдить результативное формирование творческих возможностей школьников, которое считается полноценным элементом воспитательного и образовательного процесса в школе.

Проанализировано понятие творческой активности рассмотрены проблемы формирования творческой активности обучающихся в ходе изучения композиции на занятиях художественной деятельностью, показана в образовательной программе дополнительного образования школьника, ее специфика (художественно-эстетическая устремленность, вариативность).

Ключевые слова: активность, творчество, станковая композиция, программа дополнительного образования, творческий потенциал

В настоящее время вопрос развития и формирования творческой активности, обучающихся один из важных в педагогической науке. Она сопряжена с необходимостью современного общества в личности умственно и творчески развитой, которая способна к преображению окружающей реальности, к самоорганизации, самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию. Активность в творческой сфере личности представляет собой качество, которое основывается на внутренней необходимости в познании и проявляется в результативной деятельности [6, c. 78].

Таким образом, заказ общества на творческую личность, деятельно участвующую в случающихся в стране преобразованиях, определяет потребность в вырабатывание принципиально новых подходов к исполнению воспитательно-образовательного процесса, содействующего развитию, формированию и совершенствованию творческих возможностей, обучающихся среднего школьного возраста [8, c. 34].

Важным в развитии и формировании личностных качеств считается концепция дополнительного образования. Характерными качествами педагогики дополнительного образования в отличие от основного школьного считаются, прежде всего: во-первых, формирование обстоятельств для свободного подбора каждым школьником образовательной сферы, направленности и типа деятельности, профиля проекта и времени ее освоения, педагога; во-вторых, разнообразие типов деятельности, удовлетворяющей самые многообразных интересов, склонности и нужды школьника; в-третьих, ориентированный на личность характер хода образовательного процесса; в-четвертых, формирование «ситуации успеха» для каждого школьника; в-пятых, признание за школьников права на выбор и пересмотр потенциала в самоопределении при выборе деятельности.

Изучению этой проблемы посвящены труды В. Н. Банникова, Н. В. Гросул, В. А. Горского, Л. Г. Савенковой, А. С. Хворостова, Л. В. Школяр и др. В современных обстоятельствах в концепции дополнительного образования особенное внимание уделяется воспитанию художественного и эстетического потенциала подрастающего поколения. Существенным элементом подобного воспитания считается активность творчества школьников [11, c. 298].

Акцентируя внимание на внутренней возможности личности к творческой деятельности А. Г. Асмолов, Д. Н. Богоявленский, А. И. Крупнов, В. А. Крутецкий, В. Д. Небылицин указывают об «активности» как черте личности, которая определяет «внутреннюю потребность, установку индивида к действенному освоению внешней реальности». Для того чтобы активность получила свою «независимую ценность», т. е. сложилась как черта личности, нужно установленным способом образовать саму деятельность, придав ей творческий характер [10, с. 121].

Подходы к художественному созданию творческой активности в ходе различных типов художественных занятий проанализированы в работах М. И. Фроловой, Л. В. Мальцевой, Н. В. Выдриной, Н. А. Зинченко). В концепции общеобразовательной школы данной проблеме посвящены проекты образования по художественному искусству: Изобразительное искусство и художественный труд.1–9 класс» (под рук. Б. М. Неменского), «Изобразительное искусство. 1–9 класс» (под редакцией В. С. Кузин и др.), «Изобразительное искусство. 5–9 класс» (под руководством Т. Я. Шпикаловой). Данной теме уделяется значительное внимание в программно-методической поддержки художественно-эстетического и культурологического течений концепции дополнительного образования.

Основной задачей художественного образования считается сохранение традиций русской академической школы и знакомство с ее базовыми принципами в детских школах искусств. Станковая композиция считается основным предметом в течение всего курса обучения в ДХШ. От правильно избранной методики преподавания композиции зависит успех обучения школьников изобразительному искусству и подготовки их к последующему поступлению в средние профессиональные и высшие учебные заведения. Значение этого предмета сложно переоценить. Он дает возможность развивать творческое мировоззрение и формирует образное мышление, содействует раскрытию и формированию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и формированию их художественного вкуса. Станковая композиция — предмет весьма сложный для освоения, потому в ходе обучения детей и подростков в особенности значительна роль педагога — его грамотность, умение заинтересовать обучающихся и донести до них важность знания основ композиции в их дальнейшей творческой жизни. Подобное лидерство, безусловно, предполагает постоянное самообразование и творческую деятельность самого педагога над совершенствованием методики и своих профессиональных компетенций [9].

В основание нашего изучения находится гипотеза о том, что развитие активности творчества, учащихся на занятиях по композиции будет успешным, если [1, c. 168]:

‒ творческая активность, как активность особенного рода по исполнению эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя через опосредствующее звено — художественное произведение, выступает педагогическим средством организации художественно-творческой активности учеников на занятиях по художественному искусству;

‒ применяется организованная система занятий вырабатывания творческой активности в течение обучения художественному искусству, которая включает поэтапную систему его формирования и соответственные каждому этапу технологии.

‒ внедрятся в образовательный процесс внеурочная программа, с помещением музеев города, мастерских художников, мастер-классов, музейных крестов, творческих выставок, театров живописи и. т.д.

‒ программа вариативная, комплексная, содержит в себе занятия по современным типам художественного искусства, таким как коллаж, витраж, декупаж, батик, мозаика, пэчворк, линогравюра, силуэтное вырезание, вышивка и т. д.

Большой возможностью в этой сфере обладает, по нашему мнению, художественная школа. Базируясь на своем опыте и анализируя включение обучающихся в активную творческую деятельность, мы обозначили следующие педагогические критерии развития способностей творчества учеников школьного возраста в рамках дополнительного образования [4, c. 343]:

‒ поэтапный характер организации воспитания способностей творчества учеников в условиях художественной школы, гарантирующий продуктивность деятельности творчества школьников и их умственного формирования;

‒ разумное соединение разных организационных форм творческой деятельности, стимулирующее формирование коммуникативно-творческих умений и навыков обучающихся, а также навыков самоуправления и саморегуляции;

‒ снабжение вариативности и возможности выбора учениками направлений, форм и методов реализации деятельности творчества в соответствии с их интересами и нуждам, содействующее формированию их творческой активности и самостоятельности.

Мы полагаем, что выделенные педагогические условия не только гарантируют адекватный уровень сформированности творческих возможностей обучающихся, но и будут содействовать достижению более значительной степени формирования их личности по сопоставлению с другими учениками.

В процессе изучения на базе теоретического исследования нами было уточнено содержание термина «творческая активность», проанализированы занятия художественных искусством как средство формирования художественно-творческой активности учеников. Определены педагогические возможности занятий по композиции и аргументирована их роль в формировании творческой активности учеников на занятиях в концепции дополнительного образования [3, c. 112].

Занятия по композиции обращены на формирование у обучающихся самостоятельных художественных замыслов, которые возникают в ходе деятельности с разными материалами, притом материал со свойственными ему свойствами считается отправной точкой для формирования художественной идеи.

Знакомство со средствами выражения и языком образов художественного искусства содействуют проявлению у школьников неординарных разновидностей композиций. Условность языка станковой композиции учитывается в курсе подготовительных заданий — упражнений, обращенных на решение проблемных ситуаций, на деятельность с заданиями, отправными формами, которые дают возможность помочь в выполнении изображения, непременным условием считается выработка и формирование эскиза работы.

Педагогическими условиями успешного преподавания станковой композиции считаются [5, c. 21]:

‒ выход за границы одного вида искусства;

‒ активное подключение в классические формы обучения современных, игровых и проектных средств деятельности;

‒ перенесение акцента с исследования «памятников искусства» на активность творческой сферы самих школьников;

‒ обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

Образующие оценки работ: первое — талантливость к овладению материалом (стремительное получение нужных навыков в деятельности с материалом, наблюдательность); второе — художественный вкус; активность в решении определенной задачи; третье — установление новых приемов решений, комбинаций (активность, самостоятельность, инициативность); пятое — демонстрация эмоционально-волевой сферы личности в деятельности (аккуратность).

Критерии нахождения интереса можно подразделить на две группы: процессуальную и результативную. Процессуальная группа критериев дает возможность установить интерес в ходе работы. Это подобные критерии, как [2, c. 67]: эмоциональная чувствительность; художественная проницательность, активность подключения в работу; отношение к поиску и исследованию; отношение к сложностям, появившимся в ходе работы; продолжительность хода работы.

Формирование творческих способностей идет в течение индивидуальной жизни, а среда и воспитание их функционально развивают. В то же время применение проектной деятельности может существенно увеличить творческую активность учеников, привить интерес к творческому поиску, сформировать навыки созидания и самореализации. Проектная деятельность занимает особенное место в формировании творческих способностей. Ей свойственны компоненты творчества и новизны. В процессе планирования и исполнения, систематически усложняющихся проектов формируются логическое мышление, воображение, развивается интерес к труду, нарабатывается творческий опыт.

Таким образом, композиция считается основным предметом на протяжении всего курса обучения в Детской художественной школе, потому, что как раз данный предмет непосредственным образом должен влиять на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, т. е. формировать то, без чего не может состояться художник. Она помогает развитию творческого мировоззрения и формирует художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, содействует раскрытию и формированию индивидуальных наклонностей и способностей обучающихся, воспитанию и формированию их художественного видения, что считается главными задачами обучения [9].

В течении одного и того же процесса обучения у одних людей развивается шаблонное мышление, а у остальных вырабатывается индивидуальный творческий стиль мыслительной деятельности. Потому для педагога в первую очередь нужно вовремя обнаружить и сформировать творческие способности личности каждого учащегося.

В процессе ведения работы над композицией у преподавателя должен быть постоянный контакт с учащимися. Учащиеся должны уметь анализировать работы мастеров и своих одноклассников, учиться друг у друга. Необходимо проведение индивидуальных консультаций и коллективных обсуждений композиционных работ. Практика показывает особенную значительность последовательного ведения работы над композицией. При твердом, но в то же время тактичном преподавательском контроле соблюдения всех этапов деятельности и сроков их выполнения, обучающийся неизбежно достигает позитивного результата, вследствие чего в итоге работы у ученика появляется чувство удовлетворения, желание развиваться и совершенствоваться.

Литература:

  1. Батаева Л. А. Проблема развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе освоения искусства силуэта [Текст] / Л. А. Батаева // Вестник ТГПУ. — 2014. — № 4. — С. 168–172.
  2. Бенин, В. Л. Развитие творческих способностей учащихся на уроках мировой художественной культуры [Текст] / В. Л. Бенин, Д. С. Василина. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. — 152 с.
  3. Боголюбов Н. С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах [Текст] / Н. С. Боголюбов. — М.: Академия, 2011. — 240 с.
  4. Гребенщиков Е. Ф. Педагогические основы развития художественно-творческих способностей учащихся художественно-строительного лицея [Текст] / Е. Ф. Гребенщиков // Вестник ТГПИ. — 2012. — № 5. — С. 343–351.
  5. Замалетдинова З. И. Основы формирования творческих способностей [Текст] / З. И. Замалетдинова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2013. — № 2. — С. 21–25.
  6. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства [Текст]: учеб пособие / Л. А. Ивахнова. — 3-е издание, перераб. и доп. — Омск: изд-во ОмГПУ, 2013. — 116 с.
  7. Ковальчук Н. А. Композиция. Художественные средства [Текст] / Н. А. Ковальчук. — М.: Форум, 2012. — 19 c.
  8. Петрова Л. Е. Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения [Текст] / Л. Е. Петрова // Сибирский педагогический журнал. — 2013. — № 4. — С. 34–37.
  9. Пьянков И. А. Методика преподавания станковой композиции в детской школе искусств [Текст] / И. А. Пьянков. [Электронный ресурс]. URL: http://pionerart.ru/content/files/izo_pyankov_ekaterinburg_shu.pdf (Дата обращения: 27.05.2017)
  10. Цыренова Т. Л. Развитие творческих способностей школьников как значимый результат образовательной деятельности [Текст] / Т. Л. Цыренова // Вестник бурятского государственного университета. — 2012. — № 1. — С.121–126.
  11. Чурекова Т. М. Некоторые особенности формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиаобразования [Текст] / Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 4. — С. 298–308.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, творческая активность, станковая композиция, формирование, художественное искусство, изобразительное искусство, занятие, творческая деятельность, образное мышление, образовательный процесс.


Похожие статьи

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Похожие статьи

Психологические основы передачи эмоций в детских рисунках

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольно...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников

В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования

В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся детских художественных школ

В статье рассмотрена роль творческой деятельности в эстетическом воспитании детей, кроме того, на примере выполнения работы в технике многоуровневой аппликации декоративно-прикладное искусство рассмотрено как одно из средств формирования художественн...

Методы активизации мыслительной деятельности учащихся как средство развития творческого потенциала на уроках технологии и изо в начальной школе

В работе изучается активизация мыслительной деятельности у младших школьников, с целью развития творческого потенциала на уроках технологии и ИЗО. Развивая творческий потенциал у детей, начиная с младших классов, педагог стимулирует их разностороннее...

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Задать вопрос