В общественных науках функция обозначает деятельность, с помощью которой проявляет себя социальная жизнь.
Названная категория представляет собой также разновидность механизма воздействия на общественные процессы.
Соответствующим термином иногда определяют круг (область, сферу) деятельности [1].
Чаще всего функция рассматривается как деятельность, целенаправленное воздействие субъектов на определенные объекты.
Деятельность характеризуют, прежде всего, цели, задачи; средства и результаты.
Цели и вытекающие из них задачи деятельности обусловливаются общественным значением таких ориентиров. В частности, к общественно значимым целям относятся формирование системы нормативных правовых актов, а к задачам — обеспечение ее полноты и согласованности по горизонтали и вертикали.
Сказанное позволяет представить функцию как определенную деятельность. В свою очередь, ее виды и формы служат содержанием функции.
Поясним, что вид деятельности представляет собой проявление ее различных сторон, а форма служит их внешним выражением.
Заметим также, что осуществление функции имеет конкретно- исторический характер: например, значение правотворческой деятельности существенно различается в условиях недемократического и правового государства.
Думается, что понимание функции как определенной деятельности, ее видов и форм имеет существенное теоретическое и практическое значение, так как недопустимо наличие функции без реализации составляющих ее видов и форм деятельности. Например, непринятие органами представительной или исполнительной власти нормативных правовых актов во исполнение федерального законодательства не означает отсутствие у них правотворческой функции, а свидетельствует о невыполнении таковой.
Правотворческой функцией наиболее часто называют деятельность по созданию юридических норм и признанию правовыми, существующих в обществе правил поведения посредством придания им формы нормативных правовых актов уполномоченными государственными органами согласно установленным процедурам. Не случайно также выделение в указанной деятельности ее направленности на создание и совершенствование согласованной системы нормативно-правовых предписаний [2].
Вместе с тем приведенное толкование правотворческой функции представляется необоснованно узким, так как не вполне отражает социальное назначение этой сферы деятельности.
Подобное заключение основывается на сопоставлении названного понятия с категориями функции права и функции государства.
Человечество всегда нуждалось в правилах, упорядочивающих наиболее важные с точки зрения общего интереса взаимоотношения людей. Отметим, что создание позитивного права определяется именно необходимостью регуляции общественных отношений.
Потому целью юридических норм служит закрепление конкретных отношений между отдельными людьми и взаимосвязей человека и общества.
Существенно и то, что придание упорядоченности общественным отношениям при наличии зачастую противоположных интересов возможно только посредством установления норм поведения, официально одобренных государством. Такая деятельность служит одной из важнейших составляющих влияния права на жизнь, общества. В связи с этим функции права являются сферами воздействия его на общественные отношения и поведение людей.
Закономерно также, что право создается для осуществления нужд, которые невозможно удовлетворить в одиночку. В то же время оно является средством закрепления общих интересов, обусловливающих целостность права и его развитие.
Вместе с тем нельзя упускать из виду, что общезначимый интерес без учета нужд отдельной личности становится мнимым. Этот вывод приобретает исключительное значение в свете требования. Конституции Российской Федерации о признании высшими ценностями человека, его прав и свобод. Потому сегодня общие интересы, выражаемые государством в праве — это признание, соблюдение и защита указанных прав и свобод (ст. 2).
Таким образом, регулятивная роль правотворческой функции заключается в согласовании интересов участников общественных отношений.
При этом нужно иметь в виду, что позитивное право отражает государственную волю. Вместе с тем согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ (ст. 3), вследствие чего правотворчество должно выражать его интересы.
Важно подчеркнуть, что целью права служит не подчинение людей как таковое, а согласование индивидуальных, групповых и публичных интересов: Закрепление соответствующих правил поведения осуществляется посредством правотворчества.
Одновременно право обеспечивает контроль соблюдения установленных норм. В решении этой задачи правотворчество играет не меньшую роль, определяя полномочия и порядок деятельности контролирующих органов государства и местного самоуправления.
Весьма значимо и то, что правотворчество является инструментом, придания правилам поведения формы, понятной субъектам реализации права. Поэтому следует уделять пристальное внимание соблюдению в правотворческом процессе требований юридической техники.
Функции права не могут быть реализованы вне связи с функциями государства, которые характеризуют его назначение в общественной системе и пути реализации стоящих перед ним задач. Функции, государства — это то, что и как оно должно делать.
Большое значение имеет соотношение правотворческой функции с целями и задачами государства. Напомним, что цель обозначает то, что нужно осуществить, а задача является тем, что требует решения.
Экономическая, социальная и политическая системы общества выдвигают определенные цели и ставят задачи по их достижению, для решения которых создаются функции государства. Изменение общественных интересов влечет преобразование государственных функций.
В целях государства проявляется, прежде всего, его социальное назначение — удовлетворение общезначимых интересов. Для достижения целей государства требуется последовательно решать ряд задач.
Цели и задачи государства воплощаются путем реализации его функций. Так, цель установления и поддержания правопорядка ставить задачу обеспечения законности. В свою очередь, решение этой задачи нуждается в осуществлении определенных видов деятельности — выявления потребности в правовом регулировании, создания и принятия норм права, устранения их противоречий после вступления в силу.
Заметим также, что задачи государства в значительной мере зависят от его особенностей. Например, реализация правотворческой функции в условиях формирования правового государства требует в особой степени обеспечения законности в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Вместе с тем задачи государства в отличие от целей, не являются основной причиной возникновения его функций. Так, любая официальная задача демократического государства определяется реализацией его назначения — упорядочения наиболее важных общественных отношений.
Поэтому понятия «цели», «задачи» и «функции» государства взаимосвязаны. К тому же порой сходны формулировки государственной функции и задачи, например, для обозначения, их используется один термин «правотворчество».
Важнейшим основанием разграничения государственных функций служит значимость общественных отношений, на которые она воздействует.
В круг основных функций государства входят наиболее существенные стороны его деятельности, важные для всего общества примером этому служит необходимость, создания правовых основ его жизнедеятельности.
Реализация преимущественно групповых интересов образует не основные государственные функции.
В то же время нужно учесть, что функции государства могут не выражать его социального назначения. В качестве примера можно привести правотворческую функцию, осуществляемую в условиях недемократических режимов, путем подавления одних социальных групп другими.
И наоборот, с изменением потребностей общества не основные государственные функции могут превращаться в важнейшие стороны его деятельности. Так, правотворчество становится одной из главных функций правового государства.
Скажем также о разграничении государственных функций по правовым формам их осуществления. С этой точки зрения наряду с правотворческой выделяют исполнительно-распорядительную и правоохранительную функции. Здесь также отметим первоочередное значение правотворческой функции.
Целесообразно упомянуть и о разделении государственных функций на внутренние и внешние. Однако необходимо учитывать их активное взаимодействие. Так, в процессе международной деятельности Российской Федерации создаются договорные нормы. Поэтому правотворчество обладает и свойствами внешней функции.
Высказанные соображения имеют первостепенное значение для правового государства, которое представляет собой способ связи между ним и личностью посредством права. При этом государственная власть ограничена в той мере, которая необходима, чтобы гарантировались, права человека. Как следствие, правовому государству присуща юридическая защищенность личности в отношениях с государственной властью и другими индивидами.
Литература:
- Бессарабов В.Г Современные тенденции совершенствования организации и деятельности отечественной прокуратуры. Современные тенденции в развитии правового статуса и основных направлений правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации. Сб. материалы конференции. М.: Академия Ген. прокуратуры РФ, 2009. С. 58.
- Мух аса Р.Т. Указ. соч. С. 316-318.