Организация психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве является одним из признаков позитивного развития современной системы государственного образования. Разработка и внедрение единого федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) подразумевает реализацию образовательных программ в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной творческой активности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет приоритетные задачи образования дошкольников, среди которых: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение равных возможностей детям, независимо от их психофизических и иных особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), создание благоприятных условия для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений соответствующих возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям детей.
На основе психолого-педагогической классификации и цикла исследований развития детей с разными видами потребностей была разработана в ИКП РАО научно обоснованная теория обучения детей в учреждениях системы образования.
На основе научно обоснованной педагогической типологии детей с нарушениями речи, развития функционирует дифференцированная сеть учреждений для лиц с различными формами патологий в системе образования и здравоохранения.
Логопедическая помощь детям дошкольного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (У В К) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нарушениями речи (1 и 2 отделения), логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
Для детей с нарушениями речи, в системе здравоохранения предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, «речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п., детские санатории, сурдологические кабинеты, специализированные ясли.
В этих учреждениях осуществляется всестороннее обследование и диагностика детей, лечебные и профилактические мероприятия (по показаниям) и интенсивный курс (3 месяца) логопедических занятий по индивидуальной программе в соответствии со спецификой нарушения (афазия, заикание, ринолалия, дизартрия, алалия, дислалия и др.).
Логопедический кабинет при детской поликлинике является самым распространенным подразделением в системе логопедической помощи детскому населению по линии здравоохранения. Логопед обязан оказывать помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии независимо от уровня интеллектуального развития и сохранности физического слуха.
На практике прослеживается тенденция логопедов детских поликлиник отдавать предпочтение консультативным занятиям в ущерб систематическим. Нередко логопед осуществляет лишь диспетчерские функции.
Наиболее тесные связи логопед детской поликлиники имеет с дошкольными учреждениями системы образования (преимущественно в крупных городах). В регионах с неразвитой общеразвивающей инфраструктурой логопед детской поликлиники вынужден ограничиваться консультативной работой, общими рекомендациями из-за ненормированной нагрузки; часто отказывает родителям, обращающимся за помощью по поводу задержки речевого развития детей в возрасте 2–5 лет, квалифицируя ее как временную (темповую). Поскольку специализированных учреждений для детей этого возраста крайне мало, а пособий для родителей по активизации речи детей не существует, структура речевого недоразвития с возрастом усложняется, и его влияние на личность ребенка и психику усугубляется.
Четкая преемственность между логопедическим кабинетом, логопунктом общеобразовательной школы, детским садом в настоящее время не налажена должным образом, что самым пагубным образом влияет на сроки и эффективность устранения различных форм речевого недоразвития.
К инновационным типам учреждений относятся группы (центры) кратковременного пребывания детей, представляющие собой модульную систему из нескольких общеразвивающих коррекционно-воспитательных блоков (подпрограмм).
Дошкольные группы кратковременного пребывания в системы образованияоказывают массовую помощь детям с отклонениями речевого, эмоционально-волевого и физического развития. Их основная задача — предупреждение вторичных нарушений в развитии и коррекционно-просветительская работа для родителей и воспитанников, формирование предпосылок к учебной деятельности в общеобразовательной школе.
Определены структура группы, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность между садом и школой, обеспечивающая при необходимости возможность перевода ребенка в другое учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития, оказывается консультационная помощь семьям, воспитывающим детей с разными потребностями.
Не подлежат зачислению в данные группы умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, психическими нарушениями и т. п. Эти дети могут получить помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту, а также в стационарах, яслях, санаториях системы здравоохранения.
Критерием комплектования групп является глубина речевого недоразвития.
При отборе детей осуществляется тщательная дифференциальная диагностика речевых нарушений от сходных состояний — нарушений речи при умственной отсталости, задержке психического развития, нарушениях слуха, РДА и др.
По окончании установленного срока дети, нуждающиеся в продолжение коррекционного обучения, повторно обследуются и при необходимости могут быть направлены в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры, логопедические группы логопункты при образовательных учреждениях.
При организации фронтальной работы с детьми основным критерием является структура речевого дефекта и степень его выраженности (уровень речевого развития). Оказывается квалифицированная помощь психолого-педагогического сопровождения и ЛФК — занятий детям, у которых, помимо речевых дефектов, сопутствующие отклонения в физическом и эмоционально-волевом развитии.
Содержание обучения и воспитания детей с нарушениями речи определяется специальными программами, разработанными для детей с ФФН и ОНР (Чиркина Г. В., Филичева Т. Б.). В программах предусмотрено всестороннее развитие детей, которое обеспечивается следующими разделами: «Физическое и музыкальное воспитание», «Развитие элементарных математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Изобразительная деятельность и лепка», «Развитие речи».
Раздел «Развитие речи» является специальным, в нем отражается содержание коррекционно-предупредительной работы, направленной на устранение речевой недостаточности и вторичных проявлений дефекта. Этот раздел имеет различные задачи, содержание и методику в зависимости от специфики нарушения.
Так как в структуре многих речевых нарушений выделяются два типа недостаточности — собственно нарушение речи и ее компонентов и обусловленное им недоразвитие внеречевых процессов, обеспечивающих речевую деятельность, реабилитационная программа предусматривает два направления работы:
‒ формирование речевых компонентов (произношение, фонематическое восприятие, темно-ритмическая организация речи и т. д.),
‒ развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения.
‒ ЛФК занятия для общего укрепления здоровья.
Конечной целью реабилитации ребенка с нарушением средствами образования является полноценная подготовка к обучению в массовой школе. Деятельность группы общеразвивающей направленности обеспечена Положением, подпрограммами, методическими рекомендациями к отбору и комплектованию, методической литературой.