В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся, работа педагогов с родителями обучающихся и реализация данного направления в условиях школы через систему мероприятий.
Ключевые слова: профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение, родители, профессиональное самоопределение, обучающиеся, мотивация, готовность педагогов, намерения, склонности, мотивы выбора профессии, профдиагностика
In this article, the principles of vocational guidance work in schools, the readiness of class leaders to carry out activities for the professional self-determination of students, the work of teachers with parents of students and the implementation of this direction in school conditions through a system of activities are considered.
Key words: Vocational guidance work, psychological and pedagogical support, parents, professional self-determination, trainees, motivation, readiness of teachers, intentions, inclinations, motives for choosing a profession, professional diagnostics
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию; предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов- профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности; социально-профессиональная адаптация; профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Кто поможет ребятам сделать выбор? Постоянно работающие родители, большинство которых даже не предполагает какое существует разнообразие учреждений СПО и ВПО в городе Екатеринбурге, их современную специализацию, сущность вновь появившихся профессий и специальностей? Сами дети, которые поступят и будут занимать чьи-то места, зная, что нужен диплом «на всякий случай», но не пойдут работать по профессии или дети, которые со временем поймут, что избранная профессия оказалась не по душе?
Профессионально компетентный педагог не сможет охватить все, но приоткроет обучающимся занавес в мир профессий, поможет сориентироваться «на местности», подскажет, что движет человеком при выборе профессии, какие неприятности его могут подстерегать, если выбор сделан необдуманно.
Профдиагностика- неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
В своей работе использую комплексное профдиагностирование по следующим тестам: опросник Хохланда, Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной), тест «ДДО» Е. А. Климова, тест «Эрудит».
Важным звеном в системе профориентации учащихся является работа с родителями. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. Участие семьи, как социального и воспитательного института, подчеркивает двойственность профориентации — как проблемы общественной и педагогической.
Профориентация в школе реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
‒ начальная школа (1–4 классы)- формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности, дети знакомятся с новыми профессиями через игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями профессий.
‒ основная школа (5–7 классы)-развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии. На классных часах с ребятами проводятся беседы, дискуссии, анкетирование и встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его. С удовольствием ребята играют в игры «Моя будущая профессия», «Открытие фирмы» и др. так как игры позволяют в значительной мере усилить процесс профессионального консультирования и обучения детей выбору профессии.
‒ основная школа (8–9 класс) — формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей В 9 классе на уроках технологии большое внимание уделяется следующим разделам: «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности», «Проектирование пути к своей профессии» и т. п. С обучающимися 8–9 классов проводятся тренинги, анкетирование и ролевые игры: «Для чего я учусь?», «Угадай профессию» и т.д, разрабатываются памятки по правильному выбору профессиональной деятельности.
‒ средняя школа (10–11 классы) — формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений обучающихся, развитие способностей через углубленной изучение отдельных предметов. Проводятся круглые столы, диспуты «Правильность выбора профессии», деловые и ролевые игры «Я в мире профессий», «На пороге взрослой жизни», а также диагностическая и консультативная работа в тесном сотрудничестве со специалистами Центра психолого- педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» и т. д., ежегодное посещение выставки «Образование от А до Я», участие в городском проекте «Профи-дебют: масштаб-город», центры профессионального тестирования, центры занятости, учебные заведения города, олимпиадное движение, Интернет- ресурсы.
Большая ответственность в правильном выборе профессиональных намерений школьниками лежит на образовательном учреждении. Возникает вопрос: а готовы ли педагоги оказать квалифицированную помощь школьникам в профессиональном самоопределении? Чтобы ответить на этот вопрос, была разработана анкета, направленная на изучение готовности педагогов к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению учащихся. Готовность педагогов к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся представляет собой комплекс взаимосвязанных составляющих:
‒ информационная составляющая (осведомленность в проблеме, представление об основополагающих фактах, моментах, ее сути, способах ее решения);
‒ отношение, оценочные суждения (отношение к проблеме, эмоциональная включенность (принятие/непринятие)
‒ мотивационная составляющая (осознание значимости деятельности, понимание ее целей и задач, понимание своей конкретной роли в общем деле, желание работать по разрешению проблемы, ожидания от предстоящей работы);
‒ операциональная составляющая (оценка своих возможностей, своей готовности к этой работе, осознание недостающих знаний, умений, навыков для осуществления этой работы и способов их добывания);
‒ методическая составляющая (оснащение, методические материалы, бланки, методики, тестовые и другие материалы- наличие и владение ими).
В диагностике приняли участие 20 педагогов одной школы, являющиеся классными руководителями. В результате проведенного анкетирования были получены следующие данные:
1) Представление о профессиональном самоопределении есть у 1000 % опрошенных педагогов
2) Для 88 % классных руководителей тема профессионального самоопределения обучающихся является актуальной, для 12 % -эта тема неактуальна.
3) 94 % опрошенных педагогов положительно оценили свое эмоциональное отношение к проблеме профессионального самоопределения обучающихся- принятие и заинтересованность.
4) 35 % педагогов правильно определили возрастной период, когда начинается профессиональное самоопределение человека.
5) На вопрос «В каком возрастном периоде целесообразно проводить работу по профессиональному самоопределению?» 18 %-ответили с «от 7 до 13 лет», по 41 % педагогов- ответили «от 15 до 17 лет» и «от 13 до 15 лет».
6) Педагоги выделили следующие трудности, которые по их мнению возникают у старшеклассников в процессе их профессионального самоопределения: низкая культура психологических знаний обучающихся, их родителей о способностях, особенностях, склонностях; неустойчивость интересов учащихся; плохая ориентированность в мире профессий и специальностей; препятствия со стороны родителей.
7) 100 % педагогов сформулировали возможные варианты помощи, которые могут оказывать школьнику взрослые в процессе профессионального самоопределения. Причем, родителям отводится роль финансовой поддержки, передачи жизненного опыта; педагогам — личный пример, развитие способностей и знаний по предметам, просвещение на классных часах; психологу — диагностика интересов, склонностей, индивидуальное консультирование обучающихся.
8) 94 % классных руководителей осуществляют ту или иную деятельность по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Из них 64 % проводят индивидуальные и групповые беседы о профессиях, дают обучающимся советы по поступлению в ВУЗы. 30 % педагогов проводят экскурсии на предприятия, учебные заведения; анкетирование родителей; классные часы, тесты на выявление склонностей к той или иной профессии. 6 % педагогов не проводят никакой деятельности по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.
9) 53 % педагогов считают себя достаточно компетентными в теории и практике помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. 47 % педагогов отметили свою недостаточную компетентность.
10) знание психолого- педагогических методик и высокую ориентированность в методическом и диагностическом инструментарии показали 18 % педагогов, среднюю- 29 %, низкую- 53 % педагогов (только начали работать по этой проблеме).
Таким образом, в результате анкетирования педагогов выявилось общее положительное отношение к данной проблеме, заинтересованность ею, желание заниматься деятельностью по оказанию помощи обучающимся в профессиональном самоопределении. Наиболее развитыми оказались мотивационный и операциональный компоненты готовности. Информационная и методическая составляющие развиты слабее, в связи с этим актуальным является создание условий для повышения психолого — педагогической компетентности классных руководителей образовательного учреждения в вопросах профессионального самоопределения.
Литература:
- Грецов А. 100 популярных профессий: психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов /А.Грецов,Т. Бедарева.- СПб.: Питер, 2005.-272 с.: ил.
- Грецов А. Выбираем профессию: советы практического психолога./ А.Грецов.- СПб.: Питер, 2009.- 224с.: ил.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для психологов/ Э. Ф. Зеер. — 3е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 239 с.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. — СПб.: Питер, 2011. — 432 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
- Климов Е. А. Профессии научных работников: учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. /Е. А. Климов — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков /Ю. Тюшев. — СПб.: Питер, 2009.-160с.:ил.- (Серия «Практическая психология»).