Корпоративное питание, социальное питание, рабочие столовые, офисные буфеты, кафе, бизнес-ланчи. По статистике, количество работающих людей в стране, на рабочем месте которых не решена проблема питания — пугает. Защищённость наёмных сотрудников на этих рабочих местах и минимальные меры социальной поддержки, такие как питание на рабочем месте, — это лучшая поддержка государственной линии в нашей отрасли. Организация питания сотрудников — становится неотъемлемой частью корпоративной культуры прозорливых и мудрых руководителей, которые отлично понимают, что удовольствие от питания на рабочем месте, как минимум, решает сгустки других проблем. В Европе, к примеру, уже давно практикуется система, при которой работнику предоставляется обеденный перерыв, во время которого он успевает посетить кафе или бистро и полноценно пообедать.
Целью данной статьи является обзор и определение тенденций развития корпоративного питания в России в целом и в городе Екатеринбург в частности. В ходе исследования были использованы методы: сбор и анализ вторичной информации, статистический, метод сравнения. В статье рассмотрены основные аспекты корпоративного питания, проанализировано его место в системе общественного питания страны, выявлены его основные проблемы, обосновывается важность корпоративного питания для функционирования предприятия, а также представлены его новые концепции, внедряемые в современных компаниях. Исследование показало, что существующую систему организации услуги питания по месту работы необходимо не только сохранять, но и стимулировать модернизацию этой сети за счет улучшения материально-технической базы, ремонта и реконструкции имеющихся предприятий.
Ключевые слова: общественное питание, корпоративное питание, предприятие, социальный пакет, ланч-холл
Экономика нашей страны — это сложная система, которая включает в себя сферы хозяйства, отрасли, хозяйственные организации, предприятия и т. п. Все они более или менее связаны друг с другом.
Особое место в хозяйстве страны занимает общественное питание, так как его участники осуществляют не только реализацию потребительской продукции, но и ее производство и организацию потребления.
В системе социально-экономических мероприятий, направленных на повышение благосостояния людей, развитию общественного питания отводится важное место. Правильно организованное питание трудящихся по месту работы, учебы способствует росту производительности труда, позволяет более эффективно использовать трудовые и материальные ресурсы общества, увеличивает свободное время.
Любое государство заинтересовано в развитии общественного питания, так как оно экономически выгодно: экономится общественный труд, рациональней используются продовольственные и природные ресурсы (экономится вода, электроэнергия, материалы). При хорошо организованном общественном питании перестраивается быт населения, так как увеличивается свободное время у людей, освобождая их от необходимости приобретать продукты питания в розничной торговле и заниматься трудоемким процессом приготовления пищи в домашних условиях.
Области организации питания.
Задачей общественного питания является удовлетворение потребностей населения в его продукции и услугах. Общественное питание не подменяет домашнее питание, а дополняет его, делает его менее трудоемким. Конечная цель деятельности системы общественного питания — осуществление последовательного перехода населения от питания в домашних условиях к общественному питанию путем выпуска скомплектованных рационов и организации их потребления по месту жительства, работы, учебы и отдыха [1, с.13].
Спрос на продукцию общественного питания существовал, существует и будет существовать всегда, так как его отличительной чертой является стабильность, обусловленная физиологической потребностью людей в ежедневном питании.
По обороту общественного питания Екатеринбург занимает третье место в РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.
В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия питания делятся на две группы: общедоступные и закрытые (предприятия питания рабочие, школьные, при учреждениях).
Корпоративное и социальное питание — это самый перспективный сегмент в свете социальных программ и «Национальных Проектов», которые встали во главу угла нашей страны. Организация питания трудовых коллективов, детское и школьное питание, питание в медицинских учреждениях и других бюджетных и государственных направлениях, очень активно будут осваиваться и развиваться [2].
Развитая социальная инфраструктура на производстве, в том числе и профессионально организованная система общественного питания, является залогом стабильности и экономического благополучия компании, ее устойчивой положительной репутации в глазах общества, государства и бизнеса. Следует отметить, что организация корпоративного питания является существенным преимуществом работодателя в вопросе удержания в штате ценных сотрудников, одновременно способствует оптимизации самого рабочего процесса.
Закрытая сеть в последнее время активно развивается. Из 1500 предприятий таких порядка 45 %. Это студенческие, заводские столовые, столовые при учреждениях, школьное питание. Есть попытки максимально приблизить новые технологии, которые применяются на рынке города, к школьным и студенческим точкам питания. В Екатеринбурге в рамках стратегического проекта [5] сохранена социальная сеть питания по месту работы и учебы. Более 500 предприятий оказывают эту услугу. Предоставление услуг питания по месту работы горожан на промышленных предприятиях осуществляют 179 столовых и кафе. Прослеживается тенденция по улучшению материально-технической базы столовых, внедрению современного технологического оборудования, систем автоматизации, повышению уровня обслуживания рабочих и служащих. За последние годы в некоторых школах внедрены современные формы обслуживания — шведские столы.
Столовые на предприятиях наряду с субъектами социального питания и с небольшими предприятиями, не входящими в сеть, являются лидирующими секторами на рынке общественного питания. И тот, и другой сектор занимают около 1/4 рынка каждый. Структура рынка общественного питания по количеству заведений отражена в диаграмме (рисунок 1) [3].
Рис. 1. Структура российского рынка общественного питания по количеству заведений
Даже известные на всю страну крупные ресторанные холдинги и дома, пытаются войти сейчас в сегмент корпоративного питания, так как зачастую гениальные менеджеры и идеологи практически совершенных ресторанных концепций не справляются с организацией питания на низко маржинальной основе с минимальными наценками и контролем себестоимости, например, в таких статьях затрат, как себестоимость персонала и себестоимость сырья, при необходимости выдерживать ассортимент и цикличность. Корпоративное питание — это своего рода наука и принципиально другой вид бизнеса, чем ресторанный. Дотация на обеды — основа успешности в корпоративном питании.
Существуют разные способы организации корпоративного питания для сотрудников. Можно готовить пищу на месте или заказывать обеды, которые будут поставляться в специальных герметичных термоконтейнерах, либо нанять стороннюю специализированную организацию, воспользовавшись модным сегодня аутсорсингом. Целесообразность применения какого-либо варианта зависит от финансовых возможностей и наличия или отсутствия свободных площадей у заказчиков. Каждый из этих способов имеет свои минусы, особенно они очевидны в первом случае: персонал будет тратить рабочее время на походы в ближайшие рестораны, которые предлагают бизнес-ланчи, или перекусить «на бегу» разного рода фаст-фудом. Можно, конечно, установить в офисе микроволновки и приносить еду из дома, но время еды в баночках уже давно ушло, этот способ неудобный и несовременный.
Всё большее количество современных предприятий стараются отдавать профильные площади, предназначенные под общественное питание — профессиональным операторам. Это одна из востребованных клиентами в Екатеринбурге услуг корпоративного питания. Организация питания работников производится специалистами на высоком профессиональном уровне. Каждый человек, который является сотрудником предприятия, имеет возможность питаться вкусно и разнообразно, находясь в офисе. Благодаря современной производственной базе и четко отлаженному логистическому процессу доставка корпоративных обедов производится в любое удобное для клиента время. При этом руководство предприятия получает возможность сосредоточиться на основном виде бизнеса. За счет передачи функций внешнему подрядчику снижаются операционные издержки, а менеджмент не отвлекается на непрофильные виды деятельности.
Еще одна новая концепция корпоративного питания — ланч-холл. Ланч-холл — это место, где сотрудники во время завтрака или обеда могут обсудить деловые вопросы в приятной неформальной обстановке. Основу этой концепции составляют организованные в одном предприятии питания отдельные самостоятельные зоны, которые представляют все лучшее, что есть в питании корпораций на сегодня. Например, это могут быть: зона национальной кухни, зона приготовления блюд в присутствии клиента, зона быстрого питания (с предоставлением комплексных обедов), VIP-зона, чайно-кофейная зона. При этом должен быть обеспечен свободный доступ к каждой из зон, что сэкономит время посетителей.
Концепция ланч-холл предполагает также проведение развлекательных мероприятий, например, мастер класс по приготовлению понравившихся блюд для всех желающих, а также проведение различных розыгрышей.
Организация корпоративного питания имеет свои преимущества. Прежде всего, нормализуется рабочий процесс, повышается работоспособность и дисциплина, сотрудники экономят время, которое они тратили на поход до близлежащих кафешек. Корпоративное питание на сегодняшний день — это важная составляющая соцпакета, предоставляемого работникам, это демонстрация степени заботы руководства о своих сотрудниках.
И в заключении. По данным сайта officemart.ru рынок организации корпоративного питания характеризуется относительно невысокой рентабельностью по сравнению с открытыми ресторанами и кафе. Однако у него есть ряд неоспоримых преимуществ, главное среди них — минимальные риски вложенных средств.
Потенциальная емкость российского рынка корпоративного питания составляет примерно $10 млрд. (включая офисное и рабочее питание, а также обеспечение госучреждений, образования, здравоохранения, домов престарелых, тюрем, армии). По оценкам аналитиков, рынок корпоративного питания сейчас освоен на 20 % и является достаточно перспективным [4].
Результаты анализа тенденций развития корпоративного питания показывают, что: во-первых, существующую систему организации услуги питания по месту работы необходимо сохранять, а во-вторых, наиболее успешным вариантом организации питания сотрудников является привлечение для этих целей сторонней специализированной организации.
Предлагается также в рамках стратегического проекта г. Екатеринбурга «Кухни на любой вкус» вести постоянный мониторинг развития предприятий общественного питания по месту учебы и работы горожан, стимулировать модернизацию сети предприятий по месту учебы, работы за счет улучшения материально-технической базы, ремонта и реконструкции имеющихся предприятий.
Таким образом, организация полноценного питания сегодня рассматривается как естественная, и даже необходимая часть социального пакета наемных работников.
Литература:
- Технология производства продукции общественного питания: Учебное пособие / И. Н. Фурс. — Мн.: Новое знание, 2002. — 799 с.: ил.
- Смирнов, Ю. Кризис доверия — это еще не кризис жанра общественного питания. // Общепит: бизнес и искусство. — 2009. — № 1/2. — с. 4–10.
- Шакуров Е. Ф. Анализ состояния и перспективы развития организации общественного питания г. Екатеринбурга [Текст] / Е. Ф. Шакуров, В. М. Гаянова // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 84–89. — ISBN 978–5-9908090–6-2
- officemart.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.officemart.ru/food/articles/articles1435.htm
- Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 18.01.2013 № 141 об утверждении стратегического проекта Кухня на любой вкус [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://ekb4.info/norma8/postanovlenie32/index.htm